Главный транспортный хаб КМВ – город Минеральные Воды (он же Минводы) – я оставил на последний день перед вылетом. Сам по себе он малоинтересен, но в окрестностях кое-какие красоты имеются (например, гора Змейка). Однако вновь зарядивший ещё в Ессентуках без перспектив окончания дождь оставил меня без них. Так что выезжать я отнюдь не торопился и добрался до Минвод ближе к часу.
У минераловодского вокзала весьма козырный вид со стороны перрона. 6 дней назад я его не запечатлел, так что исправляюсь.
Вокзальное здание в типичном для своей эпохи стиле открыто в 1955 году. Думаете, я быстренько зашёл внутрь (чемодан оставить) и довольный отправился гулять? Как бы не так! Чтобы с перрона в здание нельзя было войти, такое я уже видел. Но здесь клоуны безопасности пошли ещё дальше – с вокзала не выйти на привокзальную площадь! Будьте любезны на перрон, а уже потом в обход здания на площадь. Выбешивает уже.
Станция – то, благодаря чему город вообще возник. В 1875 году железная дорога в направлении Владикавказа прошла через землю, принадлежавшую братьям Султану Джанибек-Гирею и Султану Тохтамыш-Гирею. Забавные имена, не правда ли? И очень знакомые – по крайней мере, отчасти. Братья – потомки крымских ханов из династии Гиреев (то есть целые Чингизиды, помимо прочего). И сыновья русского генерала Султана Менгли-Гирея, которому Александр I этот надел и пожаловал. Поэтому станцию назвали Султановской. Позднее, когда построили ветку до Кисловодска, она стала узловой.
Посёлок рядом со станцией образован в 1878 году. В 1921 году посёлок и станция объединены в город Минеральные Воды. В этом месте я обычно рассказываю что-нибудь про козни Геральдического совета супротив непризнанных гениев гербостроения. Но в данном случае никаких козней. Городские власти гениально упредили их в зародыше – не стали утверждать герб. В качестве эмблемы Минвод используется графическое изображение вокзала с ротондой. Шах и мат, герольдмейстеры! :D
Актуальное население города – около 70 тысяч человек. В отличие от Кисловодска, Пятигорска и Ессентуков, оно в последние годы стабильно падает (в начале века было более 88 тысяч). Ведь сами Минеральные Воды – не курорт. Здесь нет санаториев, парков с терренкурами и даже – как ни парадоксально с учётом названия города – бюветов с минеральной водой. Обычное городское благоустройство тоже далеко не кисловодского уровня. Мест для «просто погулять» немного, и одно из таких – бульвар на проспекте Карла Маркса.
Квадрига намекает на что-то грандиозное вроде Большого театра в кустах, но увы. Нет там даже простенького пианино. Совершенно обычный провинциальный ПКиО.
Заканчивается проспект памятником жертвам теракта 24.03.2001.
В тот же день был взрыв заминированной машины и в Ессентуках, но там обошлось без жертв. А в Минводах взрыв произошёл в оживлённом месте у Центрального рынка – 24 погибших.
На рынок я зашёл.
Мясо меня не интересовало. После Сочи я приохотился к копчёному сыру чечил. Понравилось расщипывать эту косичку на нити, тем обеспечивая максимум отдачи вкуса. В Москве его тоже можно купить, но в сетевых магазинах он не такой, как на Кавказе, а на рынке очень дорого. Намедни На Верхнем рынке Пятигорска я купил несколько штук, а нынче жадность потребовала добавить. Да поздновато пришёл: все продавцы сыра уже свернулись (не побоюсь этого слова).
Дальше – по Ставропольской улице на площадь Победы к военному мемориалу.
Имеются в виду лётчики Великой Отечественной, так что самолёт выбран несколько странно. МиГ-17 разработан уже после войны.
Главное на площади Победы – мемориал «Огонь вечной славы», открытый в 1976 году.
Мемориал посвящён памяти не только фронтовиков, но также мирных жителей и партизан, погибших во время оккупации. Вечный огонь, кстати, не единственный, хотя город небольшой. Ещё один есть в городском парке. С кургана открывается вид на гору Змейку.
Ну-у-у… ладно
Дорога на снимке – улица Советская на южной окраине города, которая является частью федеральной автодороги Р-217 «Кавказ» и европейского маршрута E50.
Памятник генералу Ермолову (2008, скульптор Г. Мясников),
который знать не знал ни про какие Минеральные Воды
Памятник стоит в сквере «Надежда» недалеко от моей последней на сегодня достопримечательности.
Зашёл внутрь – убранством храм непримечателен, однако интересное перекрытие на консольных арках.
Развитием Минеральных Вод как логистического центра региона КМВ стало открытие близ города в 1933 году аэропорта. В 2019 году он получил имя Лермонтова, в борьбе за него на полкорпуса обойдя Пензу (в Пензенской области находится село Лермонтово, бывшие Тарханы). В минувшем году аэропорт побил доковидный рекорд, достигнув пассажиропотока в 3,2 млн. пассажиров и расположившись в списке наиболее загруженных аэропортов России на почётном 13-м месте аккурат между Казанью и Самарой. Я собирался сэкономить, отправившись туда снова на маршрутке, но начался проливной дождь, и ждать её было бы совсем неудобно.
Забрал на вокзале чемодан, вызвал такси. Мало того, что пришлось выходить под ливнем через перрон, так ещё и по привокзальной площади побегать в поисках своей машины. К вокзалу подъезд закрыт, там сделали стоянку для машин по пропускам. Всё для блага человека. Такси, впрочем, недорого вышло: аэропорт близко. Поэтому и самолёты заходят низко над городом – не как в Инсбруке, но видно их неплохо. Пытался поснимать (среди прочего, МЧС-овский Бе-200 видел), но при скверном освещении ничего не вышло.
Крупнейший аэропорт т. н. Северо-Кавказского федерального округа невелик. Значительно скромнее самарского (при чуть большем пассажиропотоке). Да чего там деликатничать: он маленький и тесный. Народу на первом этаже терминала вылета – не протолкнуться.
Намедни я оплатил апгрейд в бизнес-класс. Такой решил сделать себе подарок на юбилей. А то уже 50 лет, а в «бизнесе» ни разу не летал – куда это годится?! Перелёт сравнительно долгий, провести его в комфорте будет неплохо. Обошлось мне это в 8 тысяч в один конец (сверх уже оплаченного билета туда-обратно в экономклассе). Когда вылетал из Москвы, спросил про стоимость апгрейда на стойке – столько же. То есть имеет смысл оплатить заранее, чтобы точно успеть.
Предвкушал, как буду белой птицей белым человеком парить, не касаясь грешной земли, я вотще. Отдельной стойки регистрации для бизнес-класса у S7 в минераловодском аэропорту нет. Приоритетная посадка тоже не организована. Что-то пока инвестиции не очень окупаются :).
Про Fast Lane на досмотре и говорить не приходится. Кстати, после приключений на досмотре при вылете из «Домодедова» минераловодская САБ поразила лояльностью. Я забыл снять ремень (да, и на старушку бывает), но прошёл совершенно свободно. Никто и не пикнул (в смысле, ни рамка, ни сотрудник). Странно. И это не потому что я летел «бизнесом» (посадочный на личном досмотре не смотрят).
В бизнес-зал доступа апгрейд, увы, не даёт. Не то чтобы я сильно имел что-то против недолгого ожидания в гуще простого народа, но хотелось хотя бы просто сесть. К счастью, на втором этаже обнаружился более свободный зал ожидания. Люди, которые сгрудились внизу, то ли не подозревают о его существовании, то ли боятся пропустить свой рейс. Все выходы на посадку в тесном зале первого этажа, телетрапов нет.
А наверху и виды на лётное поле, наверное, неплохие
(днём в хорошую погоду)
Из 8 мест в «бизнесе» занято 6. Стюардесса забрала мою настрадавшуюся от незапланированных встреч с земной поверхностью куртку, повесила в гардероб. Вот это я уже понимаю – сервис. Дешманский чемодан, который я 4 года назад срочно купил на ближайшем рынке, чтобы смотаться в Сочи, выглядел на полке почти как помятая алюминиевая кружка в витрине с хрусталём. Да только перед кем мне понтоваться? Сосед, кажется, тоже не из завсегдатаев. Или по апгрейду, или за мили.
Приветственный напиток – на выбор сок (только апельсиновый, и он, скорее всего, нектар) и вода. Жлобновато, но дальше дело пошло веселее. При обслуживании после набора высоты алкоголь без ограничения: как только бокал пустеет, бортпроводница спрашивает, не нужно ли повторить. Мне после второго захода продолжать уже не захотелось: красненькое было сносным, но не более того. Предложенное меню ужина (слева) названиями блюд напоминало не самый простой ресторан.
Из прочих благ цивилизации в обязательном порядке выдают только тапочки (чтобы сразу переобуться). Дальше на бумажном пакетике отмечаешь, что тебе ещё нужно для полного счастья (зубная щётка, маска для сна и т. п.). В этом пакетике индивидуализированный набор и приносят. С миниатюрной прищепкой и бантиком в фирменном цвете. Так мило – почти как белочка.
В целом, мне понравилось. Особенно когда по прилёту в «Домодедово» нас высадили первыми и отвезли в терминал в отдельном микроавтобусе. Какая-никакая компенсация за вопиющее пренебрежение моим ЧСВ :) в Минводах.