Привет, оружие!
Решая, куда нам на сей раз отправиться до гонки, мы сошлись на поездке в Зуль. Подумали, что раз от Оберхофа это совсем не далеко, то потом сможем приехать на стадион пораньше, чтобы занять места поудобнее. Наивные. Хотя, кажется, я повторяюсь :). К слову сказать, единственные удобные места на мобильной трибуне – это в первом ряду, у самого барьера. С них видно и трассу, которая перед трибунами проходит, и видеоэкран на стадионе. (В этом смысле стадион в Антхольце устроен как-то разумнее: трассу перед трибуной там видно почти что с любого ряда, а уж экран и подавно.) Но чтобы занять место в первом ряду, приходить нужно… наверное, с утра. Чесслово, оно того не стоит. Так что мобильная трибуна в Оберхофе – полнейший отстой. А с разглядыванием графики на экране через бинокль есть одна засада: яркий экран в сочетании с большим диаметром объективов (что в иной ситуации – важный плюс) сильно «даёт» по глазам.
На небе облака, но солнце периодически выглядывает, и сухо. Но стоило нам миновать первый (совсем небольшой) тоннель на автобане, и обстановка поменялась как по волшебству. Вокруг туман и летящий снег. До следующего тоннеля. Потом погода опять на загляденье. Тюрингские холмы – страна чудес. В Зуле же снег не идёт, но лежит и тает. Поэтому сыро. При этом довольно тепло и солнечно.
Ехали мы с намерением посетить, прежде всего, музей оружия («Ваффенмузеум»). С небольшими навигационными приключениями мы до него добрались. Лишний круг по городу – это так, пустяки. Поскольку бесплатную парковку Димин навигатор искать отказался, оставили машину на платной: евро в час.
Музей находится в здании довольно распространённой здесь конструкции: верх фахверковый, низ из чего-то более капитального. Впрочем, капитальность фахверка я бы не стал недооценивать: дома из него прекрасно стоят веками. Вот и музейный был явно не из числа новых.
Напротив, через площадь, что-то вроде дома культуры: типичная советская постройка, какую увидишь у нас в любом промышленном городе с претензиями. (С претензиями, потому что проект всё же не совсем простой; не без «архитектурных излишеств».) А у Зуля во времена ГДР были все основания иметь претензии. Мало того, что это оружейная кузница (зульские оружейники славятся на всю Европу чуть ли не со Средневековья), так тут ещё с довоенных времён делали мотоциклы (от мопедов до гоночных) и прочую двухколёсную технику.
В кассе музея нам предложили купить комбинированный билет для посещения не только оружейного музея, но и музея, посвящённого как раз второй части зульской славы. Немного поразмыслив, мы согласились.
«Ваффенмузеум» – это прежде всего зульское охотничье оружие во всех вариантах. Красиво, хотя особо не трогает. Я страстью к оружию никогда не отличался, но техническая сторона всё же интересна. Ещё в экспозиции есть и наконечники стрел троглодитов, и средневековый двуручный меч (метра полтора длиной), и пулемёты обеих мировых. В зале спортивного оружия нас ожидал сюрприз.
В витрине лежали винтовки уроженцев Шмалькальдена (20 км по прямой от Зуля) Свена Фишера и Франка Люка. Винтовка Фишера, правда, не та, с которой он выступал на протяжении большей части своей карьеры (вроде, у него всё же был спецзаказный Anschütz, а не местное изделие). С чем выступал на соревнованиях Люк, я уже не помню.
Рядом устроен небольшой тир, в котором можно всего за 50 центов пострелять из лёгких лазерных винтовок. Увы, лежащие в витрине могущественные артефакты мало мне помогли, и я выбил всего 20 очков (из 5 выстрелов). Успехи Насти и Димы оказались весомее: они даже по разу попали в «десятку». Так я после Антхольца пострелял ещё и… ну, не в Оберхофе, но близко. Да ещё практически рядом с легендами биатлона.
Чао, пицца!
Музей №2 находится в торговом центре по соседству. Несметное количество мотоциклов. В основном местных, хотя другие немецкие производители представлены в изобилии. Ещё были чешские и, кажется, польские. «Ижей» и «Уралов» мы не заметили.
Пришло в голову, что в отличие от чешских, ГДР-овские мотоциклы в Советский Союз не поставлялись. Как, кстати, и автомобили, которые в Восточной Германии выпускались аж двумя заводами. Вроде, где-то читал, что была такая политика – максимально обеспечить уровень потребления в ГДР, чтобы разница с их западными соплеменниками была не столь разительной.
В целом – опять же, любопытно. Особенно часть экспозиции, посвящённая автомобилям. Но всё это как-то «не цепляет». Избаловался я, что ли, после меранского «Туризеума»? Тут же просто огромное и бессистемное собрание техники, от которой рябит в глазах. Что-то понять о развитии двухколёсного транспорта, если ты и прежде не был в нём докой, не получится. Поясняющих материалов (кроме банального описания ТТХ представленных экземпляров) нет. Даже на немецком.
Только у меня ощущение, что эта машинка снималась в мультиках?
Кажется, что она сейчас откроет «рот» и что-нибудь скажет
Чем хорош музей в торговом центре, так это тем, что пообедать потом далеко идти не приходится. Не без колебаний, но мы зашли в итальянский ресторан под «скромным» названием La vittoria («Победа»). Официант на вид похож на итальянца (причём южного). Остальной персонал тоже. На пробу здороваюсь «бонджорно» – отвечает. Меню двуязычное, причём первым(!) идёт итальянский. Для меня это как раз весьма удобно, потому что с итальянским гастрономическим лексиконом у меня получше, чем с немецким. А уж как-то комбинируя оба языка, можно объяснить практически всё.
Единственная небольшая заминка возникла, когда стало нужно попросить упаковать нам с собой вторую пиццу. Ну да, погорячились немного с голоду-то. С ней вышла забавная история. Когда Дима решал, заказывать ли вторую пиццу, он не преминул воспользоваться приобретёнными познаниями в немецком и спросил про размер пиццы:
– Кляйне (маленькая) – ответствовал официант, а руками показал довольно приличный диаметр.
Он же итальянец, и для него маленькая пицца – это которую голодный русский турист в одиночку едва осилит. А что в понимании москвича маленькая пицца… наверное, для итальянца это детская порция. Про «кляйне»-то Дима услышал, а на руки-то и не посмотрел. Так мы стали обладателями лишней пиццы, поскольку и первую-то едва доели.
Кухня, по моим впечатлениям, оказалась весьма аутентичной, без немецкой «специфики». Видимо, заведение (недавно, кстати, открывшееся) рассчитано именно на любителей настоящей итальянской еды. Итальянцы, правда, существование таковой, скорее, отрицают, выделяя тосканскую, трентскую и т.д. кухни. Но прочей Европе такое тонкости чужды: мало кому интересно, что пицца – это неаполитанское блюдо. Настя была восхищена грибным супом; я вспомнил, что такое настоящая инсалата. И всё за смешные даже по восточногерманским меркам деньги: вчетвером мы сытно пообедали (плюс пицца с собой) меньше, чем на 50 евро.
Ой-вей, или Билетный гешефт
Разумеется, похождения по музеям и обстоятельная трапеза привели к тому, что на стадионе мы оказались менее чем за час до начала гонки.
Полицейские на этот раз вообще не впустили нас на машине в город, заставив припарковаться на стоянке у огибающей Оберхоф автодороги. Идти, впрочем, оттуда оказалось не дальше, чем от каких-то других стоянок. Вообще, все бесплатные стоянки для болельщиков находятся, насколько я смог заметить, на максимальном удалении от пункта отправления шаттла на стадион. И обязательно под гору от него. Видимо, автостанция просто расположена в верхней точке Оберхофа. А места, чтобы компактно разместить достаточное количество стоянок (как это сделано в том же Антхольце) там просто нет. Пустить же автобус так, чтобы он собирал и развозил народ по нескольким точкам, просто никому в голову не пришло, или посчитали ненужной роскошью. Когда к тебе ломятся так, что хоть поганой метлой отгоняй, к чему сильно заботиться о создании гостям комфортных условий? Так что можно было только добрым словом помянуть Южный Тироль, где мы выходили из наших апартаментов, проходили 200 метров и спокойно садились на шаттл. Да и обратно ехали без воспоминаний о кирово-чепецком детстве, где утром и вечером в автобус не садились, а «влезали». Обычно со штурмом.
В итоге на трибуне, когда мы пришли, казалось, уже было «яблоку негде упасть». Но скромные познания в психологии, помноженные на наблюдения за публикой, позволили мне с уверенностью предположить, что где-то внутри полно свободного места, которое просто не видно из прохода. Так и оказалось. Расположились хоть и не в первом ряду, но недалеко и вполне вольготно. Тем более, что на сей раз не вчетвером, а втроём. И вот почему.
Сергей Григорьевич забыл свой билет в Арнштадте и купил в Оберхофе по пути к пендельбусу за 35 евро билет в сектор «A» (сбоку от стрельбища). Не самый роскошное место на стадионе, но уж всяко намного лучше, чем наша мобильная трибуна. За которую мы, покупая билеты за 4 месяца до гонки, отдали по 31 евро. Не считая сервисного сбора. А теперь внимание: на билете Григорьича стоял номинал 26.42 евро. То есть барыга наварился, конечно, но довольно-таки по-божески. Это Григорьич ещё торговаться не стал, хотя было можно ввиду близости начала гонки. Но главное даже не это, а то, что билеты во вполне приличный сектор в кассах в какой-то момент продавались дешевле, чем мы покупали на эту… скажем так, бесславную мобильную трибуну. И покупали, повторюсь, заранее. Никакого сектора «A» в тот момент в продаже не было. На форуме потом писали, что в онлайновой продаже появились билеты куда более «пристойные», чем купленные нами (уж не знаю, почём). Это мы ещё думали, что слишком поздно стали покупать (не в первый день продаж), и нам и досталось «что осталось». А Оля из Иркутска намедни рассказала, что Саша у компьютера ловил момент начала продаж, чтобы купить билеты. Но им тоже ничего приличнее мобильной трибуны не перепало. Так что организаторам однозначный незачёт за организацию продаж билетов. Что-то они «намутили», пользуясь терминологией одного не слишком разборчивого в выражениях политика.
А вторую пиццу мы съели вечером под купленную в Чехии вальполичеллу, отмечая очередной подиум Зайки. Съёмку этого замечательного события с мобильной трибуны мы, конечно, не вели.
< 5 января | 7 января > |