25 сентября 2014 (четверг). Комо

Вольтаж

Милан для путешественника интересен не только сам по себе, но и своими замечательными окрестностями. Ведь он с античности был важнейшим региональным центром. Помимо уже упоминавшейся мной Павии и посещённой накануне Монцы, в пределах часа с небольшим езды находятся такие замечательные места как Бергамо, Пьяченца, Новара, Верчелли, Кастель-Арквато… А есть ещё озёра, которых близ Милана почему-то особенно много: Орта, Маджоре, Варезе и, конечно же, знаменитейшее Комо. Загородной программой пришлось отчасти пожертвовать, отправившись на палио, но Комо… Нет, проманкировать Комо было никак невозможно.

Довелось как-то читать разные ужасы про итальянские вокзалы. Что-де поезда приходят не на те платформы, которые указаны в табло, и всей толпе ожидающих посадки, смиренно дожидающейся вроде бы опаздывающего (что нормально) поезда приходится резко срываться и бежать на другую платформу, где поезд уже не только давно стоит, но и через две минуты отправляется. Не видел я сам такого. Но столкнулся с другой проблемой. Табло на «Чентрале» такое огромное, что найти в нём нужный поезд проблематично. Пока разберёшься и вчитаешься, нужная информация куда-то упрыгивает.

Пришлось прибегнуть к услугам билетного автомата (хоть тратиться на проезд мне больше не было нужды). У них есть такая полезная функция – показывать ближайшие поезда до требуемой станции. Вызнал поезд в скором времени, ищу его теперь на табло по времени отправления, чтобы уточнить платформу – нет такого поезда до Комо. Бегу снова к автомату, смотрю внимательнее – оказывается, автомат имел в виду отправить меня с пересадкой в Саронно. Причём до Саронно надо ехать на Malpensa Express. А мне и в голову не пришло; как-то непривычно это. Обычно ведь аэропортовый поезд – он только для того, чтобы в аэропорт и обратно ездить. Даже остановок промежуточных чаще всего нет. А этот хоть называется Express, на самом деле остановок имеет довольно. И он, кстати, 1-го класса; хорошо, что карта Io viaggio ovunque включает в себя проезд и на таких поездах тоже (хотя до самого аэропорта по ней ехать нельзя).

В городе Комо (одноимённые с озером города – это такая итальянская традиция) две станции. Первая – Como Nord Lago – тупиковая, расположена в центре (поезд останавливается метрах в 100 от берега) и обслуживает поезда Trenord. Вторая – Como S. Giovanni – проходная на дороге в швейцарский Лугано, находится на отшибе и принадлежит государственным железным дорогам. Для туристических целей первая, понятно, удобнее, хотя до некоторых достопримечательной от второй даже чуть ближе. Но между станциями всего-то километр, так что ехать стоит просто до той, куда поезд раньше пойдёт.

Мне выпала центральная станция, так что я с ходу попал в самый эпицентр туристической жизни на Комо. Место популярное, это сразу видно. Можно было сразу на кораблик (ох, люблю это дело), но тогда бы я наверняка остался без фуникулёра, а это тоже важно. Так что сначала наверх, в деревню Брунате.


Трасса фуникулёра хорошо видна на склоне

Поскольку это нормальный общественный транспорт, а не туристическая развлекуха (в теории, во всяком случае), то Io viaggio ovunque и тут действует. Но не прямо. Нужно получить в кассе бесплатный билет для прохода через турникет. А в неё очередь из довольно большого количества всяких понаехавших тут и желающих покататься на моём законном фуникулёре.

На снимке выше вагон пустой, потому что это техническая ходка. Обычный же рейс выглядит так.

То есть набивается под завязку. Ишь, повадились; даже цена в 5.50 (в оба конца) не останавливает. Туристы, что с них взять. Всё же Io viaggio ovunque – преполезная штука. Я молодец, что нашёл её.

Любоваться озером и городом сверху можно начинать прямо на верхней станции.


То же, только с зумом

Ну да, дымка. Видно плоховато. Но что-то можно разобрать. Например, бросается в глаза палладианское здание у самой воды.


Так это выглядит снизу

Называется эта штука Вольтов храм (Tempio voltiano). В нём не поклоняются высокому напряжению, как можно было бы предположить из названия, а просто это музей Алессандро Вольты. Вольта родился и провёл последние годы жизни в Комо. В музее Теслы в Белграде я был; с удовольствием бы и к Вольте заглянул, хоть тот и не изобретал радио (за это, напомню, в Италии Маркони отвечает). Но это будь у меня хоть немного больше времени. Слишком уж на озере много других соблазнов. Задерживаться в Брунато я, скажем, не собирался. Думал, отмечусь, посмотрю на Комо сверху – и вниз. Но на ту беду углядел я указатель. Что, маяк? 40 минут пешком в гору? Да было б о чём говорить!

По пути есть маленький приятный сюрприз.


Приходская церковь Андрея Первозванного (XVII в.)


Странная капелла


Угадайте, что это :)


Такой домик ожидаешь увидеть, скорее, где-нибудь в Австрии, чем в Италии

В общем, дорога нескучная не только для ног, но и для глаз тоже.


Faro voltiano

То есть маяк тоже вольтов. И напряжение тут опять не особо при чём. Просто запустили маяк в 1937 году, когда в Италии широко отмечалось 100-летие со дня смерти Вольты. У нас в том же году к 100-летию со дня смерти Пушкина в честь него что только не поименовали. Музей изобразительных искусств даже. Вольта к маякам, пожалуй, поближе будет. В них электричества много.

Маяк действующий, я вечером видел, что он светится. Сам по себе он не такого уж выдающегося размера. Высота от основания всего-то 29 метров. После прогулки до утёса, на котором он стоит, подняться по лестнице на верхнюю площадку – вообще ерунда. Но совокупная высота над уровнем озера получается очень приличная. Около 700 метров по показаниям Google Earth. К счастью, 493 из них покрывает фуникулёр.


Так маяк выглядит с озера

Ну да, воды в нижней части кадра стоило бы оставить побольше. Просто там чья-то голова торчала. Это я с кораблика снимал, а там вечно кто-нибудь норовит голову в кадр засунуть.


Лестница внутри маяка

Сверху такая спираль, пожалуй, смотрелась бы ещё лучше, но наверху невозможно встать точно по оси, а со смещением уже не та картинка. Пока я это снимал, на щелчки затвора прибежал дедушка-смотритель и потребовал оплатить посещение. Чем привёл меня в некоторое замешательство, поскольку билет я у него купил не далее как минуту назад. Со слухом у него всё хорошо, а с памятью… Всё-таки хорошо, что в Италии дают возможность делать что-то полезное и посильное пожилым и больным людям.

Виды, вестимо, оказались подпорчены дымкой, вечной моей нынешней спутницей.


Брунате на фоне Комо

С панорамой вообще не получилось. Тут неизбежно направляешь камеру вниз (иначе ничего, кроме дымки, в кадре не будет), а это даёт неустранимые перспективные искажения, и панорама не «склеивается».


Чернобьо


Озеро убегает на север

Комо вообще очень узкое, даже у́же Гарды. Формой оно напоминает вытянутую греческую букву λ. Я сейчас находился у конца левой (юго-западной) «ножки».


Сан-Маурицио (это фракция Брунате, ближайшая к маяку)

Там виднеется одно любопытное здание.

То есть это как бы церковь, но она как-то тесно интегрирована не только с жилым домом, но ещё и с пиццерией. Собственно, это она и есть Сан-Маурицио. А по обилию едален в округе понятно, что место достаточно проходное; маяк многих привлекает. Это сегодня в рабочий день было сравнительно малолюдно.

Рядом даже есть не очень бюджетная гостиница, которая попала в кадр благодаря стоящей около неё милитаристской машинке.


На здешних негуманных уклонах – самое то

А вот кому Комо!


Палаццо Терраньи (1932 г.)

Это здание, канонический образчик довоенного рационализма, больше известно как бывший дом фасции. Что-то вроде райкома фашистской партии. Точнее, провкома, поскольку Комо – центр провинции. Нынче тут раскинула свои тенета налоговая полиция. То-то я всегда подозревал, что у этих организаций много общего.


Собор Санта-Мария-Ассунта (XIV-XVIII вв.)

Со сроками строительства, как видите, всё в порядке. Готический фасад тоже не подкачал. А уж по посещаемости собор этой довольно мелкой епархии едва ли не в общеитальянскую десятку войдёт. Я навскидку только 4 более посещаемых туристами собора могу припомнить (по моему личному впечатлению): в Риме, Флоренции, Милане и Венеции. Неапольский и генуэзский, пожалуй, уступят Комо.

Дело тут, конечно, не столько в чисто архитектурных и исторических достоинствах, сколько в общем потоке «озёрных» туристов, которым в Комо не так уж много куда есть пойти. Явно много иностранцев. Чаще обычного слышна английская речь, да и немцев много. Хотя это могут быть поближе живущие швейцарцы, которым Комо должно казаться дешёвым местом несмотря даже на самые расспециально-туристические цены.

Над алтарём висит большой портрет пожилой синьоры. Это Джованнина Франки, основательница одной немонашеской благотворительной организации (типа сестёр милосердия). Её намедни объявили блаженной, причём чин буквально на днях состоялся именно в Комо. Это событие незаурядное, поскольку обычно папа ради этого никуда не выезжает; всё делается непосредственно в базилике Св. Петра.

Возможно, провести беатификацию именно в Комо побудило то, что вся жизнь Джованнины от рождения до смерти была связана с этим городом. По части выдающихся горожан про Комо вполне можно сказать «маленький, да удаленький». В самом деле, городок-то всего ничего (85 тысяч вся коммуна), а среди его уроженцев, кроме синьоры Франки и учёного Вольты, числятся:

  • два Плиния (Старший и младший);
  • трое католических святых;
  • один папа XVII века (Иннокентий XI, всего лишь блаженный);
  • и даже один праведник мира, спасший тысячи евреев в Венгрии во время войны.

Древний городок-то, оказывается. Комум существовал ещё в доримские времена, а на нынешнее место его перенесли по указанию Юлия Цезаря. Никаких античных артефактов тут, впрочем, не сохранилось.


А не скажу, что это такое. Мой старый знакомец Юварра делал

Романо-готическое здание с лоджией, которое примыкает к собору слева, это ратуша. Как и похожее здание в Монце, только тут она называется Бролетто. Как в Брешии. Оно древнее собора, ещё с XIII века стоит. Фасад, правда, в XV веке оформили, так что они вместе с собором нынче очень гармонично смотрятся.


Башня Чивика слева (если смотреть с Пьяцца Дуомо) от Бролетто

Тут бы мне задержаться и посмотреть эту красоту поосновательнее, но я уже начал на кораблик торопиться. Комо остался недосмотрен. Но я не очень по этому поводу переживал: присущая Комо толпа несколько отбивает желание знакомиться с городом. К концу отпуска стремление избегать больших скоплений народа у меня заметно усилилось. Хотелось чего-то более медитативного. Прогулка по озеру – то, что доктор прописал. На кораблике, конечно, народу немало, но в основном все сидят на своих местах, перед глазами не мельтешат (разве что в кадр иногда некстати попадают) и уйти в себя не мешают.

Дорогие берега


Такие кораблики плавают на Комо

Ну да, тут всё серьёзно. Туристический поток Гарде уступит, пожалуй (Германия тут сильно дальше), но точно не в одну калитку. Никакой халявы, вестимо, нет; никто и не делает вид, что это общественный транспорт. По озеру Комо гордо рассекает наш брат турист.


И ещё «комбайн» тоже

Может, он просто мусор собирает с поверхности. Хотя в Италии улицы-то не особо заморачиваются чистить; куда уж озеро подметать. Но аппарат, безусловно, интересный.


Панорама Комо. Довольно узнаваемая: более-менее выдаётся только купол Юварры


Ну, поехали. То есть поплыли

Оба берега близко, но снимать получается только тот, что слева. Кораблик держится в основном у него (а я ещё удачно устроился именно у левого борта), да и освещён он почему-то получше. Мне сложно объяснить, почему во второй половине дня на западном берегу свет есть, а на восточном его в основном нет, но это было именно так.


Док в Таверноле


Вилла Эрба в Чернобьо (XIX в.)

Знаменитых вилл на Комо полно. Конкретно на этой жил Лукино Висконти. Он из боковой ветви тех самых Висконти, что когда-то правили Миланом (до Сфорца). Папа Лукино был аж целым герцогом, а сам он (поскольку не старший сын) получил только графский титул. Но симпатизировал больше коммунистам, да и вообще был не особо ортодоксальным человеком как в творчестве, так и в жизни.

Ещё тут снимали фильм «12 друзей Оушена». Я так догадываюсь, эту площадку предложил сам «Оушен» Джордж Клуни. Он очень любит Комо; его собственная вилла, где он проводит немало времени, находится в нескольких километрах дальше по берегу.

В том же Чернобьо находится она из самых фешенебельных гостиниц Италии, которая тоже занимает бывшую виллу. Правда, очень большую.


Вилла д’Эсте (XVI век с позднейшими переделками)

В 2009 году журнал Forbes признал этот отель лучшим в мире. Всего моего нынешнего бюджета на пару ночей тут хватило бы.

Что ж, местечко такое… непростое. По красотам я бы всё же пока не отбирал пальму первенства у Гарды, но по понтам Комо равных нет.


Эта вилла (Кастелло-ди-Урио) принадлежит папской курии

Конечно, не только богачи и церковники облюбовали берега Комо. Попадаются и вполне обычные городки.


Карено (едва ли не единственный удачный снимок восточного берега)


Колонно (выглядит даже чуток трущобно, но так заманчиво!)

Так приятно и расслабленно (на кораблике есть буфет, правда, дорогущий) любовался я берегами часа полтора, прежде чем показался единственный на озере остров Комачина, означающий близкий конец моего путешествия.


Остров Комачина


Осталось обогнуть полуостровок с виллой Бальбьянелло…

… и вот он Ленно, мой конечный пункт. Собственно, ради виллы Бальбьянелло (точнее, прогулки по парку при ней) я изначально сюда и собирался. Но на виллу я не успевал, задержавшись в Брунате, причём знал это ещё до отплытия. Ну, думаю, хоть покатаюсь по озеру, а на виллу снаружи посмотрю. Ну что ж, покатался, посмотрел. Желание гулять по парку (когда-нибудь в будущем) как-то поуменьшилось: очень уж он косогористый. Но совсем-то не пропало.

Ещё среди записных достопримечательностей Ленно числится баптистерий конца XI века.

Не знаю, можно ли туда в принципе попасть, но к моему приезду он точно был закрыт. Я подёргал дверь – заперто. Там сейчас выставочный зал, но то ли выставки никакой не было, то ли показать её мне никто не стремился.

Церковь Санто-Стефано, при которой этот баптистерий когда-то построили, тоже ужасно древняя, но от древности той снаружи ничего не осталось, а внутрь я не ходил. Потом почитал про неё – отдельные элементы аж с каролингских времён (VIII век) сохранились.


Церковь Санто-Стефано

Похоже, зря не зашёл. Внешность вообще обманчива, а в Италии и подавно ей не стоит верить.


Памятник павшим во II мировой

В общем-то, больше в Ленно смотреть нечего. Нашёл остановку, но автобус в Комо будет очень поздно. Я-то хотел обратно на автобусе, чтобы сэкономить, но уж очень долго ждать. И до последнего обратного кораблика ещё час. Что ж, сижу на берегу, пью белое вино. Немного найдётся более приятных способов провести 10-15 минут, чем тёплым вечером посидеть на берегу озера с бокалом хорошего вина. Никуда не торопишься; тихо… даже не побоюсь сказать, идиллично. Конечно, уже понимаешь, что сегодняшняя ночь будет последней, завтра домой. Но всё равно как-то спокойно, безмятежно. Здо́рово.

Жалко только, бокал быстро закончился. А второй, пожалуй, уже лишний, да и жаба против. 3 евро всё же. За эти деньги, правда, ещё мисочку чипсов дают. Я как-то раньше белое вино недолюбливал, потому что ту странную жидкость, что продают у нас под его видом, и правда пить не стоит. А в Италии вино и вкусное, и голова от него не болит. Я потом в Италии и Настю с белым помирил: у неё была та же проблема с плохим самочувствием после него.

Последним рейсом должен был идти не обычный кораблик, а шустрый катамаран.


Они тут такие же, как на Гарде

Посмотрел я, сколько он будет стоить. И тут меня как-то прямо осенило, что автобус-то на самом деле не так уж поздно! Да и на поезд в Милан я успею ровно на тот же; разве что вечерним Комо не полюбуюсь. И я пошёл гулять по Ленно по принципу «куда глаза глядят».

Но, как я уже недавно отметил, глазам в Ленно смотреть было некуда. Точнее, не на что. Как-то всё больше питьевые фонтанчики на глаза попадались, а они у меня в специально отведённом месте живут.


Вроде бы, церковь Святейшей Троицы


Даже на кладбище заглянул. Красивые у них кладбища

Открытки (хотелось отправить непременно с видами Комо) успел подписать около остановки, а впечатления фиксировать пришлось уже в автобусе. Как же неудобно в нём набирать текст! Не только трясёт, но и мотает из-за постоянного виляния на узких улочках. В повороте дороги встретился с другим автобусом, так разъехаться получилось далеко не сразу (и назад толком не отъехать: там уже выстроилась очередь).

Зато большая часть дороги проходит прямо по краю берега. Уже стемнело, и это было поразительно похоже на наше возвращение из Мальчезине 3 года назад. Всё повторяется. Те же тёмные горы, те же отражающиеся в воде огоньки, те же уютные и безлюдные, но светящиеся жизнью окон городки. Есть несказанное очарование в североитальянских крутобережных озёрах. И всё же Гарда как-то больше на сердце легла.

Вошли туристы без билетов, а у водителя их нет. Так он остановился у работающего бара и подождал, пока те сходят купить. Кстати, он сносно говорит по-английски. Потом ещё он помогал какой-то пожилой туристке затаскивать в салон чемодан и даже сам его пристроил где-то в середине салона. Я такого водителя в жизни не видел. Я точно в Италии?

На поезд едва успел. В конце концов, это же итальянский автобус, он имеет право немного опоздать. А, я же ещё не рассказал, что в Милане тоже есть S-Bahn. То есть он так, конечно, не называется по причине полного отсутствия в итальянском языке слова Bahn. Но суть та же, и буква S (от suburbano – пригородный) в номерах линий наличествует. В центре все линии S проходят по единому туннелю. И остановка Lancetti этого самого S была минутах в 4 ходьбы от моего обиталища. Так что я вышел на остановке Bovisa, чтобы пересесть на S, и, проехав всего остановку, оказаться почти дома.

Как я гулял по этой Bovisa, это можно песни складывать. Не в каждом международном аэропорту столько места есть погулять, как на этой довольно заурядной по миланским меркам пересадочной станции. Но в конце концов всё-таки попал на нужную платформу. Но на этом веселье не закончилось.  Поезд пришёл, двери открыл, но с отправлением у него возникли явные сложности. Он 2 раза перезагружался (sic!), прежде чем смог продолжить путь. Не доводилось мне прежде бывать в поезде, который на остановке перезагружает операционную систему. Помнится, есть старый анекдот про самолёт под управлением ОС Windows. Поезда, похоже, уже есть в реальности. Обошлось 5-минутным опозданием.


< Монца Бергамо >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *