5 июня 2022 (воскресенье). КБЖД (МСК+5)

Жарки́

5 часовых поясов – это уже вполне себе джетлаг*. Бодренько вскочить, когда в Москве 2 часа ночи, мне не удалось. Организм – штука где-то гибкая, однако пока что он не оклемался даже после достаточного сна (надо ли говорить, что намедни я без проблем отрубился часов в 6 вечера по Москве – после бессонной‑то ночи). Ладно, посмотрим. Думаю, сегодня уже вполне адаптируюсь.

Позавтракав всё в том же «Шамане», я отправился догуливать Листвянку.


Креативная скамейка

Я же вчера ничего не рассказал об истории посёлка. О ней не так много и есть что рассказать. Первое достоверное упоминание о Лиственишной пристани относится к 1726 году. Название произошло от росших на берегу лиственниц. В 1843 поселение становится селом Лиственичным: в нём появляется церковь. В 1930 году в Лиственичное переводится Байкальская лимнологическая станция (с 1961 г. – Лимнологический институт Сибирского отделения АН СССР). Лимнология – дисциплина, изучающая пресноводные водоёмы, так что на Байкале ей самое место. Название Листвянка, видимо, первоначально существовало в неофициальном обиходе как более краткое и удобное. В 1934 году он было узаконено с присвоением бывшему селу статуса посёлка городского типа.

Института сейчас в Листвянке нет, он находится в Иркутске. В посёлке остался только небольшой стационар (исследовательская база). Ещё есть Байкальская астрофизическая обсерватория с одним из крупнейших в мире солнечным телескопом. Основа же экономики современной Листвянки – туризм. В этом смысле она сродни тем же Зеленоградску и Светлогорску. Только по благоустройству и инфраструктуре контраст разительный. Это вам не аккуратные экс-немецкие городки.

Скажем, отбойник, который я вчера уже показывал. Прибрежный променад с озеросозерцательными лавочками находится за ним (ближе к озеру, чем дорога), что логично. А теперь смотрим внимательно.

Отбойник примыкает к перилам моста и не даёт пройти с его пешеходной части на променад! Ну как вообще можно было так сделать?! А переходы через дорогу? Их практически нет. Побродил ты по бережку, нагулял зверский аппетит и видишь на другой стороне дороги палатку с копчёным омулем. Запах разносится аж до другого берега Байкала; слюни текут, грозя затопить Иркутск. А до ближайшего перехода метров 300. Альтернатива – только молодым козликом перемахнуть через высокий отбойник. Не у каждого это получится без травматизма. Однако нашего человека голыми руками не возьмёшь!


Вуаля!

В плане возможностей для времяпровождения Листвянка может предложить туристом немало. Прежде всего, конечно, прогулки на природе. Но ими дело не ограничивается. Помимо уже упоминавшего нерпинария и Байкальского музея СО РАН (учреждения априори солидного и основательного) есть и другие заведения познавательно-развлекательной направленности. В туристических местах частные музейчики карманных самоваров и погнутых зубочисток возникают неизбежно.

В Байкальский музей я собирался, но из-за вчерашних транспортных неурядиц не попал. В другой раз? Вполне такое может быть. Байкал явно заслуживает большего внимания, чем я в этой поездке смог ему уделить. И одной только Листвянкой с окрестностями ограничиваться ни в коем разе нельзя.


Прекрасно оборудованный спуск к озеру

Посидеть на камушке на бережку – это святое.

Байкальская вода знаменита своей прозрачностью. В ней очень мало всякой взвеси. Летом, когда вода потеплее, фитопланктона, вызывающего «цветение» воды, становится больше. Но его всё равно немного по сравнению с другими водоёмами. Благодарить за это мы должны эндемичного планктонного веслоногого рачка – байкальскую эпишуру. Эпишура очень активно фильтрует через себя воду, истребляя одноклеточные водоросли и цианобактерии.

Ещё одно важное туристическое развлечение в Листвянке – горнолыжный комплекс «Истлэнд». Туда пришлось ехать на такси, иначе я не успевал. Такса «до горнолыжки» стандартная – 300 рублей. За 3 километра (пусть в гору), прямо скажем, несусветная. Зачем мне туда понадобилось? Там канатная дорога работает летом. А забраться повыше я очень люблю.

Причём поездка на канатке даже дешевле такси, но насколько больше удовольствия!

Трос тянется очень неторопливо. Плывёшь себе над склоном – лепота! Растительность в основном кажется знакомой, но попадаются кустики ярких оранжевых цветов. Спросил у парня на верхней станции, что это такое. Говорит, жарки́.


Это я позже в лесу снял, там они побледнее

На месте только понял, что явно родня лютику, а потом, порывшись в интернете, определил точнее. То ли купальница азиатская, то ли купальница Кытманова (купальница иркутская). Не настолько я в ботанике прошарен, чтобы их различить. В общем, жарки́.

От верхней станции канатки идёт поднятая над землёй (чтобы не топтать экологию, наверное) дорожка к самой высокой точке Листвянки – Камню Черского. Ну как, идёт. В теории.

Названа вершина в честь исследователя Сибири Ивана Дементьевича Черского. Он же Ян Доминикович Черский, он же Jan Stanisław Franciszek Czerski. Ссыльный поляк, участник восстания 1863 года. Далеко не полный перечень всех топонимов имени Черского на Байкале включает также гору Черского, пик Черского (с ним иногда путают камень Черского, но это куда более серьёзная вершина) и вулкан Черского. Вот ведь люди: их в Сибирь ссылают, лишив всего, а они вместо того, чтобы, как положено, впасть в депрессию и спиться, вероломно занимаются наукой. Такая сила духа и способность принимать ситуацию лично меня глубоко восхищают.


Подъём к смотровой площадке (тоже в теории очень культурный)

Раз смотровая, да ещё на высоте, значит, должен быть хороший вид. В наличии.


Для просмотра панорамы (3653×1080 точек) в меню Яндекс-диска выбираем «Открыть оригинал»

Высота Камня Черского – 728 метров н. у. м. Вычитаем 457 метров уровня Байкала, получаем, что поднялся я всего-то на 270 метров. А кажется, что тут сильно выше.


Байкал – конечная станция Кругобайкальской железной дороги

Чего-чего, а красоты Байкалу не занимать. В том числе и благодаря ей он ещё в 1996 году угодил во Всемирное наследие ЮНЕСКО. У него все 4 критерия для нерукотворных объектов соблюдены, включая «природную красоту и эстетическую важность». Но чтобы эту самую важность запечатлеть, пришлось подождать. Потому что самая козырная точка не на смотровой, а на камнях рядом с ней. Там местные деятели искусств снимали клип, всем своим видом напрашиваясь в рубрику «Культурный шок дня».


Как говорится, вэлкам

Съёмка была ну о-очень дилетантская даже с моей не особенно искушённой точки зрения. Зато они любезно сделали перерывчик и дали мне поснимать. А то я уже торопился, чтобы успеть на паром.


Кому мало одних впечатлений, можно и увековечить
своё пребывание на Камне Черского

Спуститься обратно быстрее всего на зиплайне. На это я как-то не решился. Решил идти пешком. Не столько из экономии, сколько из интереса. Мало ли чего по пути подвернётся. Там вполне цивильная дорожка идёт. Но разумеется, я решил срезать по тропке, которая на карте отсутствовала. Нужды в этом не было (я и так успевал), да только как же не устроить себе немного приключений? Устроил. В результате часть спуска проделал на пятой точке – такая там была крутизна, что на ногах по мокрой траве ни за что не удержаться. По времени если что-то и выиграл, то вообще ерунду. Минуту потом потратил на вытряхивание мусора из кроссовок. Зато так интереснее. И нервы пощекотал, и клеща приютил. Так-то я обрабатывал репеллентом уязвимые места, но когда внепланово съезжал по склону без зиплайна, одежда задралась, и кровосос этим коварно воспользовался.

К счастью, позже я его почувствовал и наощупь поймал до того, как он присосался. Байкальские клещи по сравнению с калиниградскими реже переносят инфекции, но всё равно шансы подцепить чего-нибудь выше 10%. Да и будь они хоть со справками из поликлиники, собеса и БТИ, это же не повод их кормить!


И такие дома есть в Листвянке

Скорее всего, это для сотрудников лимнологической станции построили: эта улица называется Академическая.

* Джетлаг (англ. jet lag) – стрессовое состояние, вызванное рассогласованием суточного ритма организма с природным из-за резкой смены географической долготы (часового пояса) в результате авиаперелёта

Порт Байкал

На паром, соединяющий пристань Рогатка в Листвянке с портом Байкал, я прибежал почти что к самому отправлению. Успеть было критично, потому что ходит паром нечасто, и на этом рейсе держался весь мой сегодняшний замысел.


Паром в порту Байкал

Отчалив, паром развернулся. Я бы мог и заранее догадаться, что именно так случится. И я окажусь без вида на исток Ангары, на который рассчитывал. Перейти на другую сторону – никак: паром маленький, набит практически под завязку. Не так чтобы совсем битком, но все плотно стояли в огороженном узком проходе вдоль бортов. Снимать же озеро против солнца мне не показалось хорошей идеей.


Порт Байкал


Народ с парома повалил куда-то в сторону станции

Я же пошёл в другую сторону, к Ангаре, попутно любуясь как бревенчатыми избушками…

… так и монолитным бетоном (не уверен, что арматура там есть, поэтому остерегусь называть его железобетоном).


Ну да, не Бурдж-Халифа

Но всё равно вышел к «железке», потому что она подходит к самому берегу.


Обязательный паровоз (в данном случае – серии Л, также известный как «Победа»)

Байкал, как я уже упоминал – конечная станция Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Разумеется, вокруг всего Байкала железной дороги никогда не было. Она практически невозможна, да и не нужна. Кругобайкальской назвали дорогу, огибающую южный конец Байкала – от станции Байкал до станции Мысовой на восточном берегу. Открытие КБЖД в 1905 году объединило существовавшие прежде изолированно участки Транссиба к западу и к востоку от Байкала. До этого с 1900 (когда железку дотянули до озера с обеих сторон) подвижной состав переправляли через Байкал на пароме и по льду.

В 1949 году построили новую, более короткую дорогу от Иркутска до Слюдянки на южном берегу озера. Сегодня под КБЖД подразумевают проходящую вдоль западного берега 89-километровую тупиковую ветку Слюдянка-Байкал. Тупиковую, потому что пути от Иркутска до Байкала вдоль Ангары разобрали перед перекрытием плотины Иркутской ГЭС (они попадали под затопление). Получилась реликтовая железная дорога, если можно так выразиться. Хоть и не третичного периода, всего лишь четвертичного :).


Так заканчивается КБЖД


Вид через исток Ангары на Камень Черского

Смотровую, с которой я любовался Байкалом какой-то час назад, не особенно видно, но если присмотреться к вершине, можно опознать там явно искусственное сооружение. Внизу в реке ещё одна достопримечательность.


Шаман-камень

Пишут, что в стародавние времена коренные обитатели этих мест (буряты) считали эту выступающую над водой скалу местом священным и проводили у неё всяческие обряды. А ещё оставляли на камне на ночь подозреваемого в совершении преступления. Если к утру его водой не смоет, значит, оправдан. Вроде бы высидеть ночь на камне не так уж сложно, если жить охота. Он раньше ещё и побольше был: до Иркутской ГЭС вода стояла на метр ниже. Только холодно очень ночью; можно закоченеть и свалиться в воду.

Кстати об утопленниках. В этом месте погиб известный советский драматург Александр Вампилов. Не на камне, просто лодка перевернулась. А плавать в студёной воде Байкала неподготовленному человеку затруднительно. Даже в августе.

Посмотрев на всё на это, я вернулся на станцию, чтобы садиться на поезд.


Вокзал (не заходил туда)


Какая-то группа обживает паровоз

На паровозе тут в самом деле можно прокатиться. Точнее, на туристическом поезде под паровозной тягой, что ходит иногда из Иркутска. Но, во-первых, занимает такая поездка неоправданно много времени – день и 2 соседние ночи, одну из которых поезд тупо стоит в Слюдянке. Во-вторых, стоит это как тендер от этого самого паровоза. Я для путешествия по КБЖД выбрал бюджетный вариант.


Нет, это пока не он :)


Вот. Вполне современный дизель-поезд РА2 («рельсовый автобус»)

Интересно, почему он называется автобусом, хотя вагонов аж 3. Вполне себе дизель-поезд.


Компоновка салона 3+2

«Кэнон» там на столе не мой лежит. Иначе как бы я снимал? :). Понятно, что возит этот поезд в основном туристов, а среди них до сих пор попадаются те, кто снимает «зеркалками». И не так уж много народу оказалось в среднем (немоторном) вагоне. Я заранее пришёл, чтобы получше место занять, но можно было и не торопиться. Почему-то пассажиры по большей части облюбовали шумные головные (моторные) вагоны. Да и вообще не все с парома пошли на поезд – многие, как оказалось, приплыли просто погулять по окрестностям, чтобы ближе к вечеру вернуться в Листвянку.

В 12:20, секунда-в-секунду, поезд отправился.

Байкал слева

Очень это медитативное занятие – неторопливо (максимальная скорость 20 км/ч) ехать байкальским берегом, любуясь озером. Только любуясь: снимать через окно да ещё и против солнца вовсе ни к чему. Для поснимать (а заодно и размять ноги) предусмотрено несколько долгих остановок (помимо множества коротких).

Первая (на 10 минут) – остановочный пункт Итальянская стенка. С точки зрения посадки-высадки пассажиров он вообще не нужен, потому что рядом нет ничего, что могло бы генерировать пассажиропоток. Чисто по-быстрому осмотреть туристический аттракцион.

Названа остановка так из-за стены, защищающей пути от осыпей.


Собственно Итальянская стенка

Возвели в самом деле итальянцы (их немало работало на строительстве КБЖД). Чем сегодня дорога привлекает туристов и прочих архитектурно-железнодорожных энтузиастов, это сохранностью оригинальных сооружений более чем 100-летней давности. Они не перестраивались. Путешествуют тут не только на поездах, но и на своих двоих вдоль путей. Две таких группы я видел. Для пеших туристов есть информационные стенды об объектах даже вдали от остановок.

Что рельсы идут не через галерею №8 (на снимке), это потому что в 1911-1914 годах построили второй путь. После изменения маршрута Транссиба надобность в нём отпала, и оставили только один путь, по возможности минующий галереи (чтобы не тратиться на их поддержание).

Следующая 10-минутная остановка недалеко – сразу после Половинного туннеля, самого длинного на КБЖД (778 метров). В книге Бориса Акунина «Алмазная колесница», которую я как раз незадолго перед этим не прочитал, но прослушал, описывается гипотетическая диверсия в этом туннеле во время русско-японской войны. В случае вывода его из строя движение по Транссибу оказалось бы сильно затруднено: пришлось бы снова задействовать имеющую невысокую пропускную способность паромную переправу. Что ухудшило бы снабжение русской армии на Дальнем Востоке. Разумеется, Фандорин успешно бесчинство предотвратил (не спойлер, поскольку в этом всё равно никто не сомневался).


Мосты через речку Большую Половинную

Первоначальный ферменный мост давно не используется, но разбирать его на металлолом почему-то не стали. Может, овчинка выделки не стоила. А теперь, когда РЖД развивает на КБЖД туризм, тем более нет резона.

>
«Новый» арочный железобетонный мост (1910-е)

И ещё паровоз. Как же без паровоза-то на станции? Непорядок был бы.


Еа-3040

Немного похож на стоящий в Байкале «Л», но это более ранняя разработка. Индекс «а» означает «американский». Эти паровозы массово строились в США по советским чертежам в военные и первые послевоенные годы и поставлялись в СССР.

Третья остановка – пожалуй, главная на всей КБЖД.


Поезд на станции Киркерей

Дама в красной жилетке – наш кондуктор. Она-то мне и поведала, что я еду вовсе не на знаменитой «Мотане», хотя в материалах коллег-путешественников этот поезд зачастую именуют именно так. «Мотаня» – это плацкартный вагон под тепловозной тягой. Отправляется из Байкала в 3 часа ночи, чтобы утром быть в Слюдянке. То есть для туристов вообще не вариант. Наш же маршрут, в противоположность тому, у местных называется «Удобный». Но такой удобный (в смысле расписания) он только по воскресеньям.

На Киркерее можно разгуляться основательно. Аж 20 минут на всё про всё. Тут и красивые нависающие над железной дорогой скалы…

… и искусственный водопад в бетонном жёлобе, в который отвели горный ручей…

… и площадка для отдыха и фотографирования с видом на Байкал.

И всё это устроено исключительно для туристов. Никаких местных жителей поблизости нет.

Из того, что устроено не (только) для туристов – неиспользуемый второй туннель…

… и, конечно, живописный берег.

Тёмная Падь

Туристы обычно едут до конечной маршрута – Слюдянки. Там можно пересесть на поезда, следующие по Транссибу. Например, на электричку до Иркутска. Времени это занимает около 5 часов, и сидеть за это время надоедает капитально. Уже и Байкал не так сильно радует. Поэтому, когда поезд прибыл на остановочный пункт Старая Ангасолка (это ещё минут 45 до Слюдянки ехать), я попрощался со своими калининградскими попутчиками.


Мост через речку Ангасолку

Дошёл до галереи №14, которая считается важной достопримечательностью КБЖД.


Выход галереи №14 со стороны Слюдянки

К 15-й галерее не пошёл, рассудив, что она вряд ли представляет собой нечто существенно отличное от уже виденного сегодня. Вернулся к Старой Ангасолке. Там целый посёлочек с жилыми домами, детским лагерем и даже с музеем Рерихов. Никто из Рерихов в Ангасолке не бывал, и ни одной из тысяч написанных главным из них Н. К. Рерихом картин поблизости не наблюдается. Просто тут обитают какие-то адепты этих спекулянтов от духовности.

Наконец-то «зачекинился» на Байкале как следует – спустился к воде и отважно зашёл в неё. Неглубоко – лишь слегка штанины завернул. Несмотря на то, что ноги у меня к холодной воде приучены, не выдержал и минуты. Очень студёная.


Мосты в устье Ангасолки

И что дальше, возникает вопрос? Никаких поездов в ближайшие часы тут не ожидается, да я на них и не рассчитывал. Продолжать комфортное путешествия по КБЖД на поезде я безрассудно отказался ради очередного приключения, представлявшегося, разумеется, лёгкой прогулкой. А именно, чтобы дойти до остановки Тёмная Падь на Транссибе. И уже там сесть на электричку до Иркутска. Транссиб (его послевоенная трасса) от Слюдянки в сторону Иркутска идёт поначалу почти параллельно КБЖД, взбираясь в гору. Тёмная Падь от Старой Ангасолки всего в нескольких километрах на запад. И туда идёт удобная (насколько я выяснил) тропа. Она даже на картах «Яндекса» отмечена.


Мостик через Левую Ангасолку

Тропа в самом деле оказалась весьма удобной. Ровненькая, с очень щадящим уклоном. А где-то и спуском. Последнее было обидно: явно ведь всё спущенное навёрстывать придётся.

Можно идти в комфортном темпе (времени запас ещё изрядный), любуясь цветочками. Там купальница в большом количестве виднеется, и не только она есть.


Цветки напоминают землянику, но это точно не она


Средняя Ангасолка

До поры до времени основной помехой были россыпи крупных камней, всё чаще появляющихся по мере подъёма.

По ним не только ходить неудобно, но ещё и с пути сбивают: тропы-то на них не видно! А карта не особенно помогает из-за не слишком аккуратного геопозиционирования в лесу и неточной трассировки тропы на карте.


Правая Ангасолка

Нет, вовсе не так всё плохо с переходом. Это старый развалившийся мостик, а рядом есть новый, вполне прочный и удобный. Плохо оказалось то, что за Правой Ангасолкой удобная тропа категорически заканчивается и начинается крутой подъём. Поначалу с уклоном процентов в 40. Потом поположе. Общий набор высоты от озера к Тёмной Пади невелик, не больше 250 метров. Но он по большей части приходится на один километр к западу от Правой Ангасолки.

Так что дыхание мне восстановить не удалось до самого конца подъёма (там площадка для пикника оборудована), хотя я несколько раз останавливался отдышаться. И к платформе я подошёл с запасом всего в 9 минут. Кассы на ней нет, хотя желающих ехать в Иркутск обнаружилось немало. Видимо, билеты на пригородные поезда продают только на крупных станциях. Раз уж всё равно приходится в поездах кондукторов держать. Электронные билеты, приобретенные через приложение РЖД, они знают. И требуют предъявить (в соответствии с какой-то безумной инструкцией, надо полагать) удостоверение личности. Оно им не надоело ещё, потому что тут таким сервисом мало кто пользуется. Немудрено, раз в автобусе до сих пор платят наличными водителю.

Чтобы вызволить чемодан, в Иркутске нужно было зайти на вокзал. Думаете, это так просто – зайти на вокзал и вызволить чемодан? С перрона входа в него нет вообще. Нужно выйти на привокзальную площадь и заходить с неё. Даже для персонажей, у которых вместо мозга сборник сказок про безопасность, это как-то чересчур. И само вызволение обошлось недёшево. Поскольку срок хранения перевалил за сутки, я заплатил за вторые (а не за фактически добавленные часы) – итого 1600 рублей. За чемоданчик! Конечно, РЖД молодцы, что вернули на вокзалы автоматические камеры хранения. Но безбожные тарифы наводят на мысль, что украдено на камерах впятеро против их реальной стоимости.

Так-то и у нас в Италии на вокзалах камеры хранения (где они вообще есть) по несусветной цене. Но там хотя бы всегда есть альтернатива. У нас её нет и не будет, потому что попытки организовать такой бизнес «заинтересованные лица» задушат в зародыше. Например, заставят заключать с каждым клиентом договор ответственного хранения. И кто тогда станет этим заниматься?

В общем, я негодудел, и только предвкушение ночёвки в приличной гостинице меня утешало. В Иркутске с этим получше, чем в Листвянке. Город большой, гостиниц много, а спрос не особенно велик: останавливаются туристы в Иркутске нечасто, стараясь поскорее убыть на Байкал (и я их понимаю). Весьма центрально расположенная «Виктория» оказалась нормальной «трёшкой». Из недостатков – неработающий кондиционер. Но на кой он мне сейчас, когда днём не сильно выше 20 градусов? Пусть сетует тот, кто приедет сюда в жару. К тому времени, может, уже и починят.

Сестра бы, наверное, ещё сказала, что шумно (окно на улицу). Мне же после такого дня отрубиться и как следует выспаться это вовсе не помешает. Сейчас только в душик, потом перекусить, чем ближайший супермаркет послал… и всё.

Всё.


< Листвянка Иркутск >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *