8 мая 2016 (воскресенье). Полный прилёт

И снова в эфире наша традиционная рубрика «Новости халявы»

Хоть и надоело уже начинать рассказ с очередной билетной распродажи, да только из песни слов не выкинешь. Согласитесь, слетать на Мальту (а это не самый ближний свет) за 91 евро – сильный соблазн. Правда, было это ещё в августе прошлого года. Мало не за 9 месяцев до поездки. С тех пор подобных аттракционов неслыханной щедрости от Air Malta больше не случалось.

А ещё прочитал я про них, что водится за ними отмена рейсов. С вьетнамцами мне это даже на руку сыграло. Так что я стал на всякий случай периодически поглядывать, как там с моими перелётами. Как чувствовал. Перестал рейс «туда» бронироваться. Написал в авиакомпанию. Да, говорят, действительно, рейс отменён. Извольте звонить в колл-центр решать, как быть. А неохота на Мальту-то звонить. Позвонил в московское представительство. Но они, оказалось, такой фигнёй как бронирования не занимаются. Зато дали специальный московский номер, который переадресовывается в мальтийский колл-центр. Ладно, перенёс вылет с 9-го мая на 8-е. Как раз примерно дня не хватало на всё, что хотелось посмотреть. Интересно, если бы я сам не обеспокоился, меня предупредили бы, что рейс-то мой… того?

А самое смешное, что за пару недель до этого я как раз жильё забронировал и оплатил, уговорив хозяев на 5 ночей. У них «по умолчанию» стоял минимум 6 ночей. Только всё утряслось, пишу: а давайте 6-ю ночь добавим. Ну, бывает.

Про жильё. К возмутительно дешёвому перелёту напрашивается аналогичное по стоимости размещение. Тут тоже сложилось как нельзя лучше. Как раз поднакопились бонусы на airbnb, заработанные в предыдущих поездках. Больше половины стоимости и без того недорогого жилья я ими покрыл. Микро-апартаменты в весьма удобном месте на 6 ночей обошлись мне итого всего в 57 евро. Плохо ли?

И, напоследок, Uber снизил цену на поездки в аэропорты. С Uber у меня пока что всё хорошо складывается после неудачного опыта с Gett. Мобильные приложения такси – придумка для пассажиров очень и очень полезная. С RuTaxi часто можно и подешевле уехать, но Uber удобен тем, что не нужны наличные. И промо-акции у них привлекательные.

Интересную вещь мне водитель рассказал. Оказывается, у меня как у пассажира есть в системе рейтинг, который виден водителю. Правда, не знаю, много ли ему с того толку. Кабы пассажиры в очереди ждали, тогда бы ещё ладно. По факту же пассажиры в дефиците, так что не до жиру. В смысле, не до придирчивого рассматривания моего рейтинга. В 3 часа ночи в округе полно готовых взять заказ машин; даже 5 минут ждать не придётся. Так что Uber легко может себе позволить избавляться от недостаточно клиентоориентированных водителей. Если у водителя его рейтинг (который определяется как раз оценками пассажиров) падает ниже определённой отметки – довольно высокой, между прочим – его отлучают от Uber без права возвращения. Так что без веской причины лучше не ставить водителям за поездки не самый высокий балл.

«Домик» родной

Если предыдущее посещение «Домодедова» побило рекорды толпы, то нынче… Так мало народу тут я ещё не видел. Особенно в международном конкорсе.

Оно, конечно, 4-й час ночи; вылетов мало в это время. Однако я посматривал статистику пассажиропотока: на международных линиях – он вообще заметно упал по сравнению с прошлыми годами. Даже по сравнению с тем, что было год назад, когда рубль уже просел, но кое-какие запасы люди ещё были готовы потратить на путешествия.

Из новенького – появились общедоступные станции для зарядки мобильников. Даже с гнёздами USB.


Стерильная зона, первый этаж

Вокруг обречённо толпились пассажиры с утюгами и микроволновками, включать которые (см. «инструкцию» на колонне) сюда не разрешается.


Наша «птичка» у 13-го выхода

Светает. Пока взлетели, уже и рассвело. Но… облачность, растудыть её. А я-то, собираясь любоваться заоконными видами, целых 12 евро заплатил за выбор места. То есть всего за билет вышло аж 103 евро, что, впрочем, тоже вполне бюджетно. Место взял отличное, не вопрос. Только что от того толку, если почти всю дорогу любовался я исключительно облаками.

Самолёт был полупустой. На распродажу только небольшую часть билетов пустили, а после стоили они ого-го. От того ого-го итого желающих нашлось немного :). Неудивительно, что мой первоначальный рейс сократили. Мне потом мальтийские хозяева рассказывали, что у них есть ещё один дом в Сент-Джулиансе, прежде востребованный у русских, приезжающих учить английский язык. Есть такая традиция, причём не только у соотечественников – учить английский на Мальте. Так нынче дом в основном пустой стоит. Мой сосед через кресло, впрочем, как раз летел на 2 недели на курсы. Но для него это больше был хороший повод вырваться из повседневности, нежели насущная потребность улучшать владение иностранным языком.

Если не считать партизанской отмены, Air Malta вполне приличное впечатление производит. Как-никак, национальный перевозчик этого маленького, но преисполненного достоинства архипелага. То ли 8, то ли аж 10 самолётов (A-320 и A-319), 35 направлений (сильно далеко они с таким флотом, конечно, летать не могут). Кормёжка – сэндвич и бутылка воды бесплатно, остальное за деньги. Негусто для теоретически полносервисного перевозчика и почти 4-часового перелёта, но уж мне-то грех жаловаться на недоклад мяса. Есть экранчики над головой. Отстегнуться разрешили ещё до окончания набора высоты, где-то на 5000. И с гаджетами не лютуют. В общем, вполне миленько.

Экипаж интересный. Старший бортпроводник – мужчина на вид хорошо за 50. Дама же всего одна (в салоне, во всяком случае) и тоже давно не девочка. Собственно, молодёжи-то совсем не было. Наверное, на Мальте присматривать за авиапассажирами не считается работой, годящейся разве что для начала карьеры.

Бортовой журнал оказался посвящён в значительной мере мальтийской недвижимости. И прочим бизнес-возможностям. Но кое-какая полезная информация для туристов в нём всё же есть. С интересом почитал про местные обычаи. Я, готовясь, просмотрел немало чужих заметок о путешествиях на Мальту, но того, что я вычитал в журнале, мне не попадалось. Впрочем, я не искал страноведческую информацию на английском.

Прежде мне не доводилось отправляться на целую неделю смотреть целую страну. Не какие-то избранные её части, а именно страну целиком. Посему попробую-ка сделать более подробный очерк о ней.

Несколько слов о Мальте

1. Моя 21-я инострана (считая Прибалтику, где я побывал до того, как они стали полноценными государствами, и всякие забавные образования вроде Монако и Ватикана). Первое у меня островное государство.

2. Четвёртый (для меня же) европейский «карлик», считая Люксембург. Площадь Республики Мальта – чуть больше трети площади внутри МКАД (я про Москву, если что). И несколько менее полумиллиона населения, что при такой территории делает Мальту пятым по плотности населения государством мира. Княжество Монако в этом списке стоит на первом месте, превосходя Мальту почти в 14 раз. Было, кстати, интересно сравнить Мальту с её «простерилизованными» континентальными собратьями. Забегая вперёд, это оказался совсем другой коленкор.

3. Тут вообще нет рельсового транспорта. И это тоже для меня впервые.

4. На Мальте есть свой язык – мальтийский, и именно его чаще всего тут слышишь. Язык семитский по происхождению и впитавший в себя всю бурную историю архипелага. Особенно сильно в нём итальянское влияние, поэтому многие слова на мальтийском легко опознаются.

При этом я не встречал ни единого человека, который не говорил бы сносно по-английски. И дело тут не только в полутора веках британского владычества, но и в том, что туризм – это не менее 15% местного ВВП (видел и более высокие оценки). Хотя, говорят, не владеющие английским мальтийцы всё же существуют.

Так что я изучением мальтийского особо не озадачивался, освоив только стандартное приветствие – «бонджу» – и благодарность – «грацци». Что называется, найдите 10 отличий от итальянского. Хотя «добрый день» ближе к французскому, пожалуй.

5. У нас Мальта едва ли не в первую очередь ассоциируется с орденом госпитальеров, иначе иоаннитов, также известных как «мальтийские рыцари». Восьмиконечный крест, называемый мальтийским – это эмблема ордена, собственно к островам никакого отношения не имеющая.

Рыцари владели островами с 1530 по 1798 год. Потом Наполеон их выгнал, и они, поскитавшись, обрели пристанище у российского императора Павла I. Павел возглавил орден, но может ли он считаться Великим магистром – довольно интересный вопрос. Поскольку он не был ни монахом, ни даже вообще католиком. И папа, которому орден подчиняется, это назначение не утвердил.

Для сегодняшних мальтийцев орден – это просто часть истории, не вызывающая особого пиетета. Рыцари – чужаки-завоеватели ничем не лучше прочих, коих тут немало побывало. И это отличная замануха для туристов.

А орден до сих пор существует. Я, помнится, за ними безуспешно через знаменитую дырочку Il Buco подглядывал, по Авентину гуляючи.

6. Сильно урбанизированная Мальта поделена на муниципалитеты, которые порой перетекают в друг в друга, едва ли прерывая нумерацию домов на улицах. Кстати о нумерации. Привычных нам чётной и нечётной сторон тут нет. Сначала подряд нумеруется одна сторона улицы от начала до конца, затем, в обратном направлении, другая. Да и вообще номерам на домах тут не придают большого значения. Адрес некоторых интересных для посещения мест мне удалось выяснить только с точностью до улицы. Толку немного от номера, если по нему чаще всего не очень-то догадаешься, в какой части улицы этот дом.

В качестве «альтернативы» (впрочем, вполне бесполезной для ориентации в городах) тут сохранилась традиция собственных имён у домов. Именем может быть что угодно: и указание на владельца, и полюбившийся ему святой, и какой-нибудь предмет («Розочка»), и даже целая фраза вроде Ave Maria gratia plena. Я хотел запечатлеть парочку таких табличек для иллюстрации, но подвернулась возможность получше: я наткнулся на «витрину» фирмы, которая делает разные таблички.

7. На Мальте левостороннее движение, доставшееся в наследство от Британии. Но это для автомобилей. Что касается пешеходов, некоторое время я пытался понять, по какой стороне тротуара тут принято ходить (с учётом того, что значительная часть пешеходов – туристы из «правосторонних» стран). Потом спросил у Клэр. Каков будет её ответ, я, впрочем, уже догадывался: а как бог на душу положит.

Вот с такой экзотикой мне и предстояло иметь дело.

Флориана

Флориана – это не женское имя, а название (английское) мальтийского муниципалитета, непосредственно примыкающего к столице Валлетте. Они вдвоём занимают вытянутый полуостров между двумя бухтами: Великой Гаванью на юге и Марсамшетт на севере.


© Google.com

Валлетта – это «кончик» полуострова, Флориана – «корешок». Своё обиталище я на карте отметил – кажется, что не очень-то оно центральное, но в самой Валлетте было бы заметно дороже, а расстояние тут на самом деле ерундовое. Вопрос десятка минут пешком.

Собственно, я только пешком в Валлетту и ходил, поскольку автобусная станция Валлетты, до которой идут почти все автобусы, находится… во Флориане. На границе с Валлеттой; я её тоже отметил на карте.


Вид Флорианы со стен Валлетты

На переднем плане как раз автостанция, за ней фонтан «Тритон». А здоровенный храм справа – это главная архитектурная доминанта Флорианы, приходская церковь Св. Публия, построенная в XVIII веке и освящённая в честь легендарного первого епископа Мальты.


San Publiju

Церковь довольно интересная внутри. Я бы с удовольствием там поснимал, но было много людей, которые туда пришли по другому делу. А им я стараюсь не мешать: это их дом, а не мой. «Зеркалка», при всех достоинствах, снимать тихонечко не умеет; щёлкает довольно громко в молчаливости храма. Ещё разок зайти не получилось: не так уж много пригодного для посещения церквей времени я проводил во Флориане, а открыто тут недолго утром и после обеда. В Италии у меня тоже бывали сложности с осмотром храмов. Но всё же там на это времени отводят побольше, а народу в церквях тусуется поменьше.

Я не зря тут всё про Италию да про Италию. Это не просто «кто о чём…» :). Сходства много. До Сицилии тут всего ничего, а исторических и культурных связей и не счесть. Скажем, площадь по-мальтийски называется pjazza. Pjazza San Publju (площадь Святого Публия) – пожалуй, самая большая на всей Мальте. На снимке лишь небольшая её часть. Она перед церковью больше, чем на 200 метров простирается. Когда папа Иоанн Павел II приезжал кого-то то ли канонизировать, то ли беатифицировать, где-то нужно было собрать огромную толпу народа. Как раз тут всё и состоялось.

Странные круглые штуки, которых на площади десятки – это крышки подземных зернохранилищ середины XIX века.

Немного непонятно, в чём резон располагать амбары посреди площади, да и сама конструкция вызывает вопросы (дождевая вода запросто попадёт внутрь через малейшую щель). Но… достопримечательность. На это дело Флориана вообще довольно богата, хотя туристы по большей части дальше автобусной станции не забредают.


Фонтан «Тритон» у автостанции

Этот фонтан я работающим ни разу не видел. Может, он слишком много дефицитной на Мальте воды потребляет. Вон какой здоровый. Масштаб генуэзский. Хотя вообще я бы не сказал, что на фонтанах тут экономят.

Главное достояние Флорианы – всевозможные памятники. В столице, Валлетте, подо что-то помпезное места давно нет, а тут в XX веке как раз оставалось огромное прежде незастроенное (по оборонительным соображениям) пространство под стенами.


Военный мемориал (1938 г.)

Изначально это был памятник павшим в I мировой, но сейчас его рассматривают как посвящённый памяти жертв обеих войн.

Вы, кстати, не удивляйтесь, что освещённость и небо радикально меняются от снимка к снимку. Картинки Флорианы и Валлетты у меня намешаны снятые в разное время, потому что по этим городам я прогуливался неоднократно.


Мальтийский мемориал (1954 г.)

Это тоже военный памятник, но установленный отдельно 2298 военным авиаторам Великобритании и стран Содружества, погибшим во II мировую. Их имена выбиты на бронзовых табличках, установленных по периметру. По понятным географическим причинам Мальта была «непотопляемым авианосцем» Союзников в битве за Италию. Хотя военная авиация Оси сделала довольно много для того, чтобы оспорить утверждение о непотопляемости.

Колонна, кстати, выполнена из римского травертина. А наверху стоит позолоченный орёл. Не будучи специалистом по птицам, можно предположить, что это сокол – тоже птица для Мальты немаловажная. Но об этом немного позже.


Памятник Независимости

Рядом с площадью Св. Публия сразу за памятником Независимости разбит продолговатый сад типа бульвара – тоже весь из себя мемориальный. В 1656 году для отдыха рыцарей ордена его устроили. То есть ещё до основания Флорианы. Называется он Mall. Это какое-то мальтийское слово, а не английское, означающее «торговый центр».


Mall

За Публием есть ещё один весьма примечательный храм. Точнее, бывшая методистская церковь, построенная в 1883 году. Похоже, методисты во Флориане перевелись, так что нынче это концертный зал.


Robert Samut Hall

Неоготика, однако. Надо бы зайти. Но это возможно, только когда тут проводятся какие-то мероприятия. Увы, ничего такого в эти дни не случилось.

Наконец, рядом ещё красивая водонапорная башня Виньякурта начала XVII века(!). Но она была вся в лесах, даже снимать нечего.

Это всё от меня было по другую сторону улицы Св. Анны – главной магистрали Флорианы, связывающей Валлетту с остальным островом. Поначалу я, конечно, переходил её чинно, по переходу. Потом научился плохому и стал переходить в неположенном месте у симпатичного фонтана.

Чего же не перейти-то, пока с обеих сторон машины стоят на светофоре. А если вдруг полиция откуда ни возьмись, всегда можно сказать, что не мог не подойти сфотографировать такой замечательный фонтан. Тут-то сердце всякого флорианского полицейского и растает :). Ведь это геральдический страж Флорианы, поставленный тут в 1728 году основателем города великим магистром Виленой. Щит с его гербом лев и держит лапой. Устроить фонтан было не так уж сложно: ведь водонапорная башня стояла тут уже за сто с лишним лет до того.

Да и вообще полицейские до туристов тут не докапываются; не Италия. Ведь сегодня ты туриста обидел, а завтра 15% ВВП как корова языком слизнула :D.

А совсем-совсем в соседях у меня был памятник Пьетро Паоло Флориани, установленный в 2009 году.

Этот итальянский инженер построил укрепления Флорианы. Когда поселение, прежде названное в честь великого магистра Вилены, получило права города, оно заодно и стало Флорианой.


Морские укрепления Флорианы

По верху стен тянется узкий сад имени Луиджи Прециози с фонтанами, куда я каждый вечер ходил прогуливаться перед сном. Походить по высокому берегу над морем, полюбоваться, сидя на скамейке, не утихающей круглые сутки жизнью гавани, подышать морским воздухом – что может быть приятнее? Если я по чему-то мальтийскому и скучаю, то это по малолюдному парку с широченными каменными парапетами и спорящим с шумом волн плеском фонтанных струй.


Мой променад

А пирс внизу называется Valletta Waterfront. Круизники, заходящие на Мальту (формально – в Валлетту) швартуются как раз здесь. Так что иногда у меня было дополнительное развлечение – поразглядывать их.


Mein Schiff 2 у причала Valletta Waterfront

Это соседство имело интересный побочный эффект. Когда я вернулся домой и заглянул в детализацию расходов на мобильную связь, то обнаружил там роуминг… на морском судне. Телефон регулярно подключался к базовой станции на круизнике, потому что она была самой близкой. В цене разницы для меня, правда, не было.

Ну, хватит пока про Флориану. Давайте ещё про Мальту.

Страна Балкония


Residence Rouge – моё временное пристанище

Дальний балкон на третьем этаже – как раз мой. Так он выглядит изнутри.

Столик стоит на балконе, потому что в силу весьма скромного размера апартаментов другого места для него просто нет. Хотя кухня там полноценная; разве что без микроволновки. И на телевизоре сигнала не было, что меня не особенно беспокоило.

Балконы и известняк – это две главные архитектурные приметы Мальты. Балконы из них двоих приметнее, они тут повсюду, как эркеры в Инсбруке. «Канонический» мальтийский балкон как раз примерно такой, как был у меня.


Похоже, правда? Это в Валлетте

Но вообще они весьма разнообразны. Даже открытые нередко попадаются, хотя для местного климата открытый балкон – это чаще всего не то место, где захочется отдыхать летним днём.


Это тоже Валлетта, улица Св. Павла


Угловой балкон во Флориане (угол San Frangisk и Is-Suq)


Улица Церковная (Triq il-Knisja) в Паоле


Каменные балконы в Мдине


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *