21-24 июня 2019 (пятница – понедельник). Псков

Подступаясь к Пскову

Не так-то просто начать рассказ о Пскове. Было бы проще, если бы дело ограничилось одной прогулкой по нему: описал маршрут с картинками – и готово. Или хотя бы будь Псков победнее на красивости и интересности. Но и тут не свезло – пришлось сочинительством заниматься по полной программе, стараясь сплести в целостный сюжет всё увиденное и узнанное, да ещё и красиво нанизать картинки на слова. Я довольно придирчиво отбирал снимки для этого рассказа, и за рамками его осталось немало достойного. Просто чтобы не перегружать повествование. Город несомненно стоит того, чтобы приехать сюда и посмотреть всё своими глазами. Моё личное субъективное мнение: ни один город Золотого кольца (из тех, что я видел) и рядом с Псковом не стоял по эстетической привлекательности и приятности времяпровождения.

Как обычно, не удивляйтесь, что погода на снимках будет иногда меняться хаотично. В первый-то день хмурилось и даже дождило, но к вечеру распогодилось. А сложнейшую проблему структурирования груды информации попробую-ка я решить с помощью такой штуки как наука. Вроде, её люди для этого и придумали. Даже сразу к двум наукам прибегну: истории и географии.

Что Псков – один из древнейших городов России, это факт общеизвестный. Однако несколько менее древний, чем Новгород. Поэтому надпись большими буквами на берегу реки Великой HOLLYWOOD «Россия начинается здесь» (её фото открывает рассказ об этой поездке) стоит понимать скорее в том смысле, что Псковская земля – западный край России. Исторической России, я имею в виду (Калининградская область – несколько особый случай).

Кстати, впервые вижу на гербе российского города (справа) башенную корону, для более западных земель как раз вполне типичную.

Итак, история Пскова ведётся с 903 года. В течение веков город соседствовал с запрещёнными в РФ незаконными вооружёнными формированиями вроде Ливонского ордена (филиала ЦРУ Тевтонского ордена на территории современных Латвии и Эстонии). Это определило развитие Пскова как сильной крепости. Один раз тевтонцам город всё же взять удалось – в 1240 году. Считается, что в результате предательства, а вовсе не слабости обороны; даже имя тогдашнего Мальчиша-Плохиша в преданиях сохранилось. Дальше история вполне известная: Новгород (которому тогда Псков подчинялся) вдруг осознал, что рыцари ни фига на самом деле не рыцари, а собаки какие-то. Псы даже. Позвали Александра Невского, а тот устроил Ледовое побоище с последующим небольшим мыльным гешефтом.

С Ордой, в отличие от Рязани, Псков заметных проблем не имел, но тут и без неё интуристов хватало. Тем не менее, до первой мировой больше никто Псков занять не смог. Отсюда, наверное, и девиз под гербом: «Чести своей не отдам никому». Кроме… Всё же с тевтонцами в 1240-м как-то некрасиво получилось.

На сайте историка-любителя Владимира Замятина я разыскал интересную схему, созданную на основе исследования И. К. Лабутиной. На ней показано устройство псковской эшелонированной неприступности, использующей как естественные препятствия (реки), так и несколько рубежей укреплений. Общая площадь внутри стен составляет 215 га – заметно меньше Смоленской крепости, но всё ещё больше княжества Монако :).


Публикуется с разрешения автора (В. Замятина). Оригинал здесь

Рассказ у нас будет строиться так. Реку Пскову́ (приток Великой) и Запсковье (укреплённый город за Псковой) выделяем в отдельное повествование. Посад Завеличье на левом (западном) берегу Великой – тоже. На схеме он внизу, потому что вверху у неё восток, а не север. На стрелке рек находится Кром (кремль) – цитадель Псковской крепости и самая старая её часть. Казалось бы, резонно с него начать, но он пойдёт вторым. Потому что именно так воспринимали город мы. К югу от него простирался Средний город, укреплённый в 1375 году. В 1465 году стеной был обнесён Окольный город ещё дальше к югу.

Стена между Средним и Окольным городом не сохранилась. Она даже не угадывается на современной карте города. Ныне это единое пространство, которое нет смысла в рассказе разделять. А вот у Окольного города сохранилась не только стена почти целиком, но и эспланада перед ней, превращённая в парковую зону. Дальше эспланады чего-то представляющего туристический интерес почти нет. С этой самой богатой на памятники части города я и начну.

Псковский стиль

Крестовское шоссе (небогатые его прелести я уже показывал), на котором находится гостиница «Пушкинъ», по пути к центру города переходит в Октябрьский проспект. На нём я всё же приметил одно интересное здание за пределами пресловутой эспланады.


Особняк Г. И. Смирнова (1913)

Даже такой не очень выдающейся древности гражданских зданий в Пскове немного. Соседние куда новее, как видите. Причина не только и, пожалуй, даже не столько в небрежении культурным наследием, сколько в войне: город был сильно разрушен. Восстановили многое, но из того, что не относилось к перворазрядным памятникам, далеко не всё.

Всё, идём в Окольный город.


Стена Окольного города (XVI век) изнутри

На схеме, где я показывал устройство Пскова, она обозначена как деревянная, но там по состоянию на XV век. На каменную заменили позже.


Вечный огонь на Аллее Героев (части эспланады)


Покровская башня стен Окольного города –
самая большая башня всей Псковской крепости

На карте «Яндекса» эта башня на берегу Великой обозначена как смотровая площадка. Всё ложь и провокация.

Названа башня по прячущейся за ней весьма необычной церкви.


Церковь Покрова и Рождества от Пролома (XV-XVI в.в.)

На самом деле это две выполненных в едином «конструктиве» церкви. Открыта только Покровская – внутри новьё, ничего интересного. Озадачивает и добавка к названию. С проломом-то всё понятно: раз тут стена, значит, во время какого-то сражения её проломили. Так всё и было (эпизод весьма известной обороны Пскова от войска Стефана Батория во время Русско-польской войны 1577-1582 годов). Но использование предлога «от» вместо напрашивающегося «у Пролома» озадачивает. Видимо, диалектная особенность. Или же церковь призвана каким-то сверхъестественным образом застраховать от ещё одного пролома в будущем :).


Симпатичный современный дом поблизости на углу улиц Калинина и Свердлова

Конечно, в исторической части города улицы прежде имели другие названия. В данном случае – Успенская и, как ни странно, Стенная. А бывшему Якиманскому переулку через квартал отсюда дали куда более оригинальное название.

Какие интересные слова были в ходу в 1920-е, однако. Работники просвещения среди моих бабушек и дедушек ещё как были, но никогда от них не слышал такого кажущегося не слишком благозвучным термина. А вообще, словообразование интересное. Можно продолжить ряд: картины пишут рисованцы, деревья садят озелененцы, в телевизоре сидят измышленцы… Или это в Госдуме?

Да ну её, политику. Лучше о бабушках и дедушках, это куда приятнее. В створе улицы Красных просвещенцев на пригорке улицы Калинина стоит ещё одна старая церковь.


Церковь Иоакима и Анны (не позднее XVI века, перестроена в конце XIX века)

Праведные Иоаким и Анна, если вдруг кто забыл, это родители Девы Марии. То есть дед и бабка Иисуса. Несмотря на переделки, две характерные черты псковской архитектурной школы тут видны. Барабан, по верху украшенный простым орнаментальным фризом, и звонница о трёх характерной формы столпах. Всё это мы увидим ещё не раз. Примерно то же у следующей церкви.


Церковь Георгия со Взвоза (конец XV в., перестроена в XIX в.)

Тут лучше видна третья типичная черта псковской школы, у предыдущей церкви закрытая пристройкой – рельеф стен четверика в виде вдавлин характерной формы. Трёхлопастное завершение стен с соответсвующей ему сложной формы кровлей точно этим вдавлинам соответствует. Есть у меня подозрение, что именно такие формы было присущи большинству церквей изначально. Но при перестройках их упростили до завершения углом с восьмискатной крышей или даже до совсем уж возмутительных четырёх скатов. А что до названия, то предлог «с» («со») чаще всего и используется для указания на местонахождение. То есть церкви в Пскове как бы не «где» (на взвозе, то есть на подъёме от берега реки), а «откуда» (со взвоза, с примостья и т.п.)


Крыльцо церкви

Не так уж часто у нас увидишь вокруг церкви уют и признаки неформальной жизни прихода. Тут, видимо, есть энтузиасты-общественники. И внутри церкви дама сидела, за порядком присматривала, посетителей привечала. Смотреть в ней (церкви), правда, не на что, потому что, как и в большинстве прочих случаев, интерьер был полностью утрачен.

На улице Георгиевской, названной как раз по этой церкви, есть ещё одно примечательное здание.


Средняя общеобразовательная школа №1 (бывшая губернская гимназия) – 1855 г.

Интересное такое учебное заведение. Здесь учились Юрий Тынянов и Вениамин Каверин. А также В. М. Брадис – автор во времена моей школы обязательных, но ныне уже забытых «Четырёхзначных математических таблиц» (также известных как «Таблицы Брадиса»).

Георгиевская улица – она вообще такая… занятная. Буквально через дорогу от гимназии на ней Успенская церковь. Успенская улица (которая Калинина) – это как раз по ней.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища.
Теперь я знаю, что такое небесная церковь :)

Конечно, это уже никакая не псковская школа, а кондовый классицизм (1810 г.) Но разве не прелесть? Не знаю, планируется ли какая-то историческая реконструкция интерьера. Сейчас он выглядит примерно никак.

Продолжим чередовать церковную архитектуру с гражданской.


Палаты купцов Меньшиковых (вторая половина XVII в.)

Внутри какие-то сувенирные магазины, которые уже закрылись (дело было к вечеру, что и по теням видно). Но интерьер всё равно не сохранился, так что это не потеря. Вообще, палат в Пскове немало, но поскольку мы весь его не облазили, то в этой части города больше ничего интересного не попалось на глаза.


Церковь Николы со Усохи (1536)

Просто квинтэссенция всего псковского. Включая лемеховое покрытие луковицы, кстати – это тоже типично. Согласитесь, с таким узором на стенах трёхлопастное завершение (как у Георгия со Взвоза) напрашивается недвусмысленно. С практичной восьмискатной кровлей узор совсем не вяжется. Однако большинство псковских церквей именно таковы.


Лемех тут, судя по блеску, искусственный. И такое уже есть, оказывается

Правда, есть нюанс. Звонницу при Екатерине II разобрали и вместо неё построили колокольню. Исторический облик восстановили при реставрациях второй половины XX века. Внутрь заглянули – вроде интересно, но шла служба.

Никольская церковь стоит через дорогу от Городского парка культуры и отдыха им. А. С. Пушкина. Помимо обычных аллей и аттракционов в нём есть несколько неожиданных объектов. В частности, ещё пара старинных церквей.


Церковь Анастасии Узорешительницы (XVI век)

Тут явно более позднюю колокольню убирать не стали. Да и когда-то бывшее добавление к названию «с Полонища» с веками потерялось. (Полонищем, как это видно на схеме, называлась довольно обширная территория к югу от стен Среднего города, поэтому церквей на ней было много.) Особенность этого храма – неимоверное количество святынь. Включая как банальнейшие частицы от Животворящего древа и разнообразных святых тел, так и более оригинальные предметы. Например, тапочки (sic!) Спиридона Тримифунтского. Это вообще презанятная история; настоящий анекдот. Мощи святителя Спиридона хранятся в Керкире (Греция). Дважды в год их (мощи) переобувают, причём предыдущие тапочки мумия как-то умудряется к этому моменту поизносить. С большим благоговением «ношеные» тапочки изымают и продают как неимоверную святыню. А, так я же в Триесте видел посвящённую ему сербскую церковь.

Кажется, это единственная известная мне неограниченно воспроизводящаяся реликвия. Количество пар святых тапочек вполне официально исчисляется сотнями и продолжает расти. Даёшь святыню в каждый дом! Для особо любимых гостей.

Ещё тут есть нить от Туринской плащаницы и её копия. Какой-то дядька-энтузиаст пытался начать мне что-то про плащаницу втирать. На его несчастье после Турина я немного с вопросом знаком. Кстати об Италии. Аутентичной колонки, в отличие от Рязани, в Пскове не нашлось, но есть кое-что другое.


Передвижная дровяная(!) пиццерия на краю парка

Пицца, по отзывам, вполне достойная. Чего только на свете не бывает. Не знаю, заметили ли, что на снимке вовсю льёт. К счастью, это была единственная непогода за всё наше пребывание на Псковщине. Мы заказывать пиццу под дождём не стали. Да и вообще не стали. Если говорить о туристическом пропитании в центральной части Пскова, ситуация вполне удовлетворительная. Есть и неплохие столовые (в том числе парочка работающих вечером), и неразорительные кафе-рестораны-пельменные с достойной едой. Да чего там, сервис порой просто эксклюзивный.

Вторая церковь в парке – Святителя Василия Великого на горке, возведённая в 1415 году.

Позднейшие добавления видны, но и этот храм ЮНЕСКО посчитало достойным включения в эталонный список псковского стиля. Интересно, в целом нехарактерные для здешних церквей закомары (восстановены они в 2003 году) были изначально, или это позднейшее добавление? У этого храма, в отличие от почти что всех прочих, восстановлена внутренняя роспись.

Точнее сказать, внутреннее убранство ещё отчасти в процессе восстановления. И раз уж тут замешано ЮНЕСКО, то оно может даже быть более-менее аутентичным.

Кто памятник себе воздвиг

Ещё в центральном парке полагается быть памятникам, и их тут есть. Например, княгине Ольге, почитаемой как предполагаемая основательница города (это по одной из легенд, плохо согласующейся с исторической хронологией). Но она у меня плоховато получилась, да и вообще я её недолюбливаю. Закапывать людей в землю живьём – это даже для X века как-то фу. Почему-то нет в городе памятника одному из его известнейших уроженцев… Ага, вот ещё слово, похожее на «просвещенцев». Видимо, это те, кто занимаются урожаем, то есть крестьяне :). Короче говоря, нет памятника письменцу Каверину, которого я упоминал выше в связи с гимназией. Зато есть памятник героям его самого известного произведения – романа «Два капитана».

А совсем рядом с парком, на другой стороне Октябрьского проспекта находится одна из новейших достопримечательностей города – мурал «Два капитана».


Он настолько новый, что его как бы пока ещё даже нет

Это в Кировском сквере, где паче всякой неожиданности стоит памятник С. М. Кирову на фоне южного крыла здания Присутственных мест (областной администрации).

Я вовсе не такой фанат земляка, чтобы специально бежать куда-то смотреть его памятник. Но уж если он окажется рядом с остановкой, где всё равно нужно выходить, точно не пропущу. Сначала удивился, с чего бы он тут. Во всех городах подряд Мироныча не ставили, и с Псковом его вроде бы ничто не связывает. Хотя… Псков ведь входил до 1944 года в Ленинградскую область, которой руководил именно Киров. Ещё в 1936-м ему установили тут бюст, а нынешний памятник послевоенный, взамен того уничтоженного немцами бюста.

С другой стороны этого сквера – тоже интересное здание.


Быв. доходный дом К. И. Гельдта (1890, восстановлен в 1946)

Раньше его «украшали» броские вывески, но, похоже, в городе закрутили гайки на предмет охраны облика исторических зданий. Броская вывеска кафе «Пышка» лежит на земле, а ярко-синюю парикмахерской «Руслан» уже даже увезли. Оставшийся на месте художественно выполненный указатель с нарочито выпирающими кудрями смотрится тут вполне органично.

Продолжая тему героев иных краёв, в Пскове имеется совсем уж, казалось бы, неожиданный памятник финскому композитору Сибелиусу.

Это в Сквере породнённых городов на набережной недалеко от Крома. Там есть монументы, посвящённые всем псковским побратимам. Не кого-то одного отметили, как в Рязани с её Мюнстерской улицей, а всех.


Памятный знак с гербом Арля (Франция), установленный в 1982 году

Место установки памятника Сибелиусу вполне поясняет причину его появления. Он стоит рядом с памятным знаком города Куопио в Финляндии. Тогда города-побратимы обменялись подарками: Псков подарил своему побратиму памятник Пушкину, а Куопио Пскову – памятник Сибелиусу. Тот к Куопио тоже никакого отнощения не имеет, но ещё-то кого? У нас худо-бедно знают только троих финнов. Маннергейм вряд ли сошёл бы за знак дружбы, а Куусинена по понятной причине не очень жалуют в самой Финляндии. Остаётся только политически нейтральный композитор Сибелиус.

Кстати о Пушкине. Он-то с Псковщиной несомненно связан, и подтверждать это мы вскоре отправимся. Памятник поэту в городе есть и даже не один. Просто на глаза не попался. Зато попалось и очень привлекло внимание здание в стиле припопсованного модерна с интересной надписью.

Это здание бывшего «Народного дома имени А. С. Пушкина» (1906), ныне академический театр драмы. Тоже, что характерно, имени Пушкина.

Итальянского побратима, как и фонтанчика, у Пскова нет. А латвийских – целых два. Оно и понятно: Латвия-то рядом. До Риги заметно ближе, чем до Москвы.


Памятный знак в честь международного почтового тракта Москва – Рига

До 1668 года регулярного почтового сообщения России с заграницей не существовало. Рига (в то время принадлежавшая Швеции) стала первым зарубежным городом, куда была налажена ямская перевозка корреспонденции. Знак вроде бы поставлен у псковского почтамта в 2008 году к 340-й годовщине этого события. Нынешняя табличка с упоминанием 350-летия заменила прежнюю.

Старое Вознесение нового Иисуса

Что-то у нас церкви совсем отвалились от повествования. В Пскове это как-то неправильно. Как раз неподалёку от почтамта есть одна. Причём из старейших в городе.


Церковь Михаила Архангела с Городца (1339)

Снимок, конечно, совсем неудачный, но хотя бы видно, что фриз барабана тут изразцовый – такого в Пскове мы больше нигде не видели. И то, что перестроено здание серьёзно, тоже вполне очевидно. Большие прямоугольные окна в четверике, вульгарная 4-скатная крыша – на что тут повелось ЮНЕСКО? Интерьер… Дверь в двух метрах от земли показалась мне куда интереснее.

Свой псковский стиль в это время только складывался – расцвет его придётся на XV-XVI века, когда и построено большинство сохранившихся церквей.


Надвратная колокольня Михайловской церкви, выходящая на ул. Советскую

Какого она времени постройки, я не нашёл. Разумеется, в XIV веке никаких шатровых колоколен даже в проекте не было. Скорее всего, век XVII.

Со Старовознесенской церковью на пригорке близ всё той же Советской улицы повезло в плане освещения куда больше. Даже небо есть (а это тот же день, только сильно к вечеру).


Церковь Старое Вознесение (XV век)

Тут всё как положено, всё на месте. И лемех вроде настоящий. Название «Старое Вознесение» немного странное, будто Вознесений было несколько. Но видел я когда-то и церковь Нового Иисуса, так что нормально.


Врата церкви

Сейчас церковь приходская, а прежде тут был Старо-Вознесенский женский монастырь, от которого осталось ещё несколько зданий. В том числе планетарий.


Быв. церковь Рождества Богородицы (1833)

Выглядит заброшка заброшкой, но, как я потом выяснил, планетарий, открытый тут в 1974 году, работает. Просто на ремонт храма науки денег нет.


< VKO – PKV – VKO Кром >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *