Кром

Самые впечатляющие виды Крома (псковского кремля) открываются с реки. Снаружи он вообще выглядит куда эффектнее, чем внутри.

Он на снимке весь, только без позднейшего добавления – Довмонтова города. Всего 3 гектара. Актуальные каменные стены – XIV-XV веков. Башнями, как видно, Кром небогат: вся прибрежная стена – одно прясло.


Аэрофотоснимок Крома (с Довмонтовым городом)

Довмонтов город – это дополнительный гектар с хвостиком справа – где раскрытые фундаменты виднеются. Его окружает отдельная стена – немного пониже, чем у Крома.


Окончание прибрежной стены Довмонтова города и Власьевская башня (XV в.)

Власьевская не является башней Довмонтова города, это уже часть стены Среднего города. На аэрофотоснимке она у самого правого края. Шатёр её в 2010 году сгорел и восстановлен сравнительно недавно.

Вход в Кром с юга (на аэрофотоснимке это правая сторона) через Довмонтов город. Но мы, так уж получилось, сначала обошли его кругом. Это не заняло много времени.


Восточная стена: Троицкая башня и встроенная в стену колокольня собора (XIX век)

Понятно, что в XIX веке никакого военного значения средневековая крепость не имела, так что вполне можно было пожертвовать частью стены ради полезной колокольни, которой внутри места не нашлось. Вообще, последний раз, когда оборонительные сооружения Пскова укреплялись – это Северная война в начале XVIII века. Тогда шведы сюда не пошли – может, и потому что крепость имела многократно подтверждённую репутацию неприступной. Сам-то Кром не выглядит таким уж грозным, но ведь это лишь последний рубеж, до которого ещё поди доберись.

По иронии судьбы Северная война и обусловила упадок Пскова. С расширением границ, появлением у России своих портов на Балтике Псков перестал быть как центром внешней торговли, так и оборонительным форпостом страны.

Кладка ставших 300 лет назад ненужными стен ныне находится в удручающем состоянии.

Повсеместно используемый в Поскове местный известняк весьма порист и потому в наших климатических условиях недолговечен: рассыпается. Впрочем, примерно такую же печальную картину я видел совсем недавно в Пальманове, где климат куда менее суров. Наверное, есть какие-то технологии консервации, но стены и башни выглядят местами очень пессимистично. Особенно их нижняя часть, больше страдающая от сырости. К началу XX века некоторые башни были практически в руинах. То, что мы видим сегодня – в значительной степени результат реставрации.


Плоская (слева) и Высокая (справа) башни у реки Псковы

Высокая башня так вообще с иголочки. Плоская (её так прозвали за приземистость по сравнению с другими – более «стройными» башнями) тоже сильно восстанавливалась, но хоть голимым новоделом не выглядит. Вообще, такая подчёркнутая асимметрия – это довольно любопытно. Необычно. Как-то ожидаешь, чтобы если по берегам друг напротив друга стоят две башни, то они будут примерно одинаковые, если высоты берегов не отличаются сильно.

И это уже не совсем Кром, а позднее соединение Крома с укреплениями Запсковья (конец XV века). Просто прясло у Плоской башни непосредственно примыкает к Крому и кажется единым с ним. На аэрофотоснимке Плоская башня у левого края. Ещё она является главным элементом одного из знаменитейших видов Пскова. Только снимать его нужно не ближе к полудню, как это у меня получилось, а рано утром или поздно вечером – тогда свет будет сзади со стороны, а не в глаза.


Плоская башня и Кром (на заднем плане)


Башня Кутекрома (северная) – 1400 год

Кут – это угол (этот же славянский корень в слове закуток). Башня находится в северном углу Крома, где сходятся западная и восточная стены. Так что предполагаемая этимология её названия – «в куте крома» или просто «кут крома».

После тевтонского нашествия 1240-х в Пскове задумались о том, что доверять оборону Новгороду чересчур опрометчиво. К тому же, город развивался, и его стремление к независимости росло. С этого момента началось обособление Пскова от Новгорода (занявшее целый век). Самая, наверное, большая заслуга в становлении самостоятельной и процветающей Псковской земли принадлежит князю Довмонту в последней трети XIII века. По одной из версий его происхождения, он сын Миндовга – основателя первой литовской династии. Что не мешало ему воевать с той же Литвой и вообще очень рьяно отстаивать интересы Пскова. Канонизирован как благоверный – совсем как Олег Рязанский. Но памятника князю в городе до сих пор нет (только разговоры о нём не первое десятилетие).

В 1348 году Псков де-юре становится независимым от Новгорода и начинается недолгий (по историческим меркам) период самостоятельной вечевой республики. Расставание со старой «метрополией» прошло небезоблачно, даже серьёзные военные столкновения позже были. И это привело Псков к опасному сближению с Москвой. В 1510 году под угрозой применения силы город признаёт единоличную власть московского князя. С тех пор он неизменно находится в составе русского/российского государства, хотя некоторые части Псковской земли на время из него выпадали. Впрочем, нет причин думать, что даже при иной внешней политике самостоятельный Псков просуществовал бы сильно дольше. Просто не было в XVI веке в Восточной Европе места мелким независимым государствам.

Так что вернёмся в старый добрый XIII век к князю Довмонту. Он распорядился расширить крепость, отгородив дополнительной стеной участок посада к югу от Крома – Довмонтов город.


Довмонтов город (вид от Крома)

У входа (белые на снимке) Приказные палаты рубежа XVII-XVIII веков. Там музей, в который мы не ходили. Только осмотрели сувенирные лавки в соседнем здании. Есть действительно оригинальные интересные вещи, но цены в основном ломовые. Особенно на съедобные сувениры. За стеной торчит верхушка Власьевской башни, вид которой снаружи я вам уже представлял. Раскопанные фундаменты показывают, что Довмонтов город был плотно застроен. В том числе по апсидам угадывается штук 7 церквей (некоторые совсем маленькие бесстолпные).

Южная стена Крома, выходящая на Довмонтов город, имеет собственное название – Перси. Возможно, дело в её выпуклой форме, но официальная версия связывает название со словом «перед» (от которого перси в значении «грудь» и происходят).


Перси. Просто Перси

Слева на стене висит оригинальное украшение.

Немного странная конструкция из гигантского меча, щита и ещё много чего по мелочи для пущего звона повешена в 1972 году в честь годовщины Ледового побоища. За отсутствием в Пскове подходящей падающей башни используется как фон для фотографирования.


Это Стас, восходящая звезда мировой энологии и
по совместительству мой компаньон в этой поездке


Ворота (ныне единственные) Крома

Миновав захаб (простреливаемый коридор при входе в укрепление), попадаешь непосредственно в Кром и поначалу удивляешься тому, что в нём по сравнению с Довмонтовым городом очень просторно. Конечно, места в принципе больше, но оно ещё и ничем особо не занято. Это и на аэрофотоснимке видно.


Кром: слева выход из захаба, ближе к центру Троицкая башня, правее неё – Перси


Довмонтова башня (слева Перси, справа стена, выходящая на Великую)

Можно, конечно, было панорамку сделать, но в Кроме с этим и «Яндекс» неплохо справляется.


Просто немного вида на реку

В северном конце Крома готовились к Ганзейским дням (они проходили после нашего отъезда с 27 по 30 июня).

Готовились основательно. Это ведь не какое-то местечковое мероприятие, а ежегодный международный фестиваль. Псков на правах одного из 13 российских городов, входящих в «Ганзейский союз нового времени» принимал его впервые. Но в городе мы какой-то активности по этому поводу не заметили. Только ремонтные работы внутри и снаружи Крома.

Самое большое здание в Кроме, перегораживающее его поперёк – собор.


Свято-Троицкий кафедральный собор (1699) и колокольня


Верхняя часть колокольни


Изразцовый фриз на западной стене собора

На страничке собора в Википедии написано, что в список ЮНЕСКО он тоже попал. Хотя к псковской школе ну совсем никаким боком – ни по стилистике, ни хронологически. Обычный русский собор приличной епархии. По сравнению с в том же году построенным рязанским так даже весьма заурядный. ЮНЕСКО нередко довольно странные решения принимает, это не фокус. Но не в данном случае. Нет собора в списке, а в Википедии всё свистёж и провокация. Тоже обычное дело, в общем-то.

Интерьер собора в основном сохранился: недействующим он простоял всего несколько лет. Да и в те годы в нём размещался антирелигиозный музей, которому лики на стенах не помеха. И что уж совсем на грани культурного шока, снимать не возбраняется. Так-то, конечно, в публичных местах запрещать съёмку в принципе незаконно, но обычно не хочется дискутировать на тему «убудет ли святости» со страдающими наслаждающимися синдромом вахтёра гражданками.

Всё же не скажу, что собором я впечатлился. Да и походом в Кром вообще. Снаружи он в хорошую погоду сказочно прекрасен, а не зайти внутрь вовсе не потеря.


< Псков Завеличье >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *