12 апреля 2019 (пятница). Ко́пер

Назад в «шенген»

Хорошо ходить по городу в 5 утра. Всего одну машину встретил, пока до автовокзала дошёл. Хотя тут ходу и пяти минут не было по пустым улицам и весьма бодрящему холодку.

Автобус знакомой компании Črnja Tours уже стоял на посадке. На табличке было написано, что идёт до Падуи, но в дороге она поменялась на «Загреб через Любляну». Это, конечно, не кратчайший путь из Пулы в столицу Хорватии, но вполне возможный. Однако придётся дважды пересечь границу «шенгена». Для хорватов это процедура весьма незамысловатая, они предъявляют удостоверения личности и проходят без каких-либо отметок. А для меня целое мероприятие. С двумя пограничиниками: хорватским на выезд и словенским на въезд за соседней стойкой. Оба шлёпнули в паспорт. Теперь у меня два въездных шенгенских штампа и ни одного выездного. А потом ещё интроскоп: чемодан сказали вытащить из багажника и взять с собой.

Wi-Fi, кстати, работает, хотя очень медленно. Немного скрашивает долгий путь. Истрия невелика, но пока едем по Хорватии, автобус заезжает во все городки подряд: Ровинь, Пореч (это где базилика из списка ЮНЕСКО), Новиград, Умаг. Да ещё дороги в этой местности иногда следуют замысловатой береговой линии.

Наконец, и Копер. Крупнейший (25 тысяч) город словенской Истрии, а это очень небольшая часть полуострова. От итальянской до хорватской границы на побережье всего 16 с половиной километров по прямой (около 30 по берегу). В любом случае, сущая ерунда, но она даёт Словении выход к морю.

Автостанция в Копере рядом с железнодорожным вокзалом (поездку из Пулы на поезде я рассматривал и обнаружил, что потеряю на этом полдня). Со словенскими железными дорогами мне познакомиться довелось, и не только в качестве пассажира: в Любляне мы оставляли в вокзальной камере хранения вещи на время прогулки по городу. Что-то аналогичное мне предстояло проделать и сейчас: Копер был запланирован в хорошо себя зарекомендовавшем в прошлом году формате «проездом». Но мне так и не удалось достоверно заранее выяснить, есть ли в Копере камера хранения. Даже в городском туристическом офисе этого не знали(!).


Вокзальный лингвистический позитивчик


Австрийский узкоколейный паровоз серии U (производились в 1894-1922 годах)

С 1902 года по 1935-й примерно здесь проходила дорога Триест – Пореч (насилу нашёл что-то про неё) на колее 760 мм. Видимо, оказалась не нужна, раз так быстро её закрыли. Строили-то её в Авcтро-Венгрии до первой мировой, а закрыли в Италии после. Многое поменялось: если австрийцы массово ездили тут на море, то итальянцев по большей части море в Истрии вообще не интересовало (исключая разве жителей Триеста, но не так уж их много). Локомотив, должно быть, остался от этой узкоколейки. Потом уже только в 1967 году при Югославии для обслуживания порта в Копер провели железную дорогу на стандартной колее. Пассажирский вокзал Копера – это тупиковое ответвление от неё.

Пассажиропоток тут ерундовый. В сезон наверняка побольше: многим людям комфортнее отдыхать на «своём» море, и словенцы тут вряд ли исключение. Нынче же больше половины отправлений в вокзальном табло выполняется подменными автобусами (они ходят с табличкой Slovenske železnice) вместо поездов. Отправлений собственно поездов в день буквально пара. А камера хранения есть. Ужасно современная: не с бросанием монеток в каждую отдельную ячейку, а с терминалом, который управляет ими всеми. И после оплаты печатает на чеке код, который нужно потом ввести, чтобы вещи забрать.

Истрийская Венеция

От вокзала до центра минут 10 без спешки. Какая такая спешка? Выехав в четверть 6-го, в 8 я был уже на вокзале Копера, даже собрав все попутные деревни и пройдя границу. В центре города раньше 9 делать особо нечего. Так что торопиться вообще некуда; я еще и позавтракал слегка в забегаловке у вокзала.


Городские ворота Муда (1516): за ними исторический центр

Ворота, получается, при венецианцах построили. Остатки стены рядом с ними могут быть и постарше. Вообще, город очень древний. Основали его ещё греки, и уже в римские времена он был известен.


Вроде бы, это греческая ещё стена со стороны моря

В списках достопримечательностей она не фигурирует, но как будто именно про эту стену мне девушка на экскурсии во дворце говорила. Хотя мне помнится, что греки предпочитали кладку крупноблочную. Да и низ стены на два с гаком тысячелетия вроде не тянет по состоянию. Не суть.

Из античности, по всей видимости, идёт и городской герб. Изначально символом города было изображение головы горгоны. В одной из версий мифологической реальности именно здесь Персей её порешил. Или не Персей даже; я не совсем понял, что мне во дворце рассказывали. Мифы – странная штука. Так-то мы с вами прекрасно помним, что горгоны жили на Сицилии :). На её гербе с трискелионом зме́и горгоновой шевелюры со временем трансформировались в менее агрессивное изображение. Тут они стали солнечными лучами. Думаю, что тоже сравнительно недавно – когда геральдика стала рассматриваться как элемент туристической привлекательности.

В общем, если с резиденцией горгон не всё ясно, то солнышко сегодня определённо предпочитало иные края. В Копере оно сегодня проявило себя, в основном запоров мне несколько кадров. То есть запорол-то, конечно, я, но оно мне в меру сил помогало. Вот как надо, так его не дождёшься. А как могло бы пока и постоять в сторонке, тут как тут :).


Мотив горгоны окончательно в городе не забыт

После Древнего Рима всё как везде в Истрии за одним небольшим исключением. После второй мировой Копер входил в восточную (контролируемую Югославией) часть Свободной территории Триест. До 1954 года просуществовало это интересное образование, прежде чем побережье Триестинского залива было окончательно поделено между Италией и Югославией.

Центр Копера – это компактный похожий формой на плотно набитый чебурек район. И я немало удивился, обнаружив в музее гравюры, на которых Копер изображён в виде… острова. В английской Википедии потом нашёл карту, где на современный город наложена историческая береговая линия.


Красная линия – берег материка, бирюзовая – два острова
(левый из них – это как раз исторический Копер)

В мелководном заливчике долгое время добывали соль. В XX веке его засыпали – по всей видимости, для того, чтобы построить порт. Реликтом залива осталась небольшая лагуна к северу от вокзала, где нынче птичий заповедник «Шкоцянски за́ток» – один из важнейших туристических аттракционов Копера.

А мы вернёмся к площади Прешерна (спившегося словенского всё), что виднеется за воротами Муда.


Prešernov trg

Это вечерний вид в сторону ворот. На противоположной стороне площади находится фонтан Да Понте.


Da Pontejev vodnjak (1666)

Между прочим, фонтан на островке – не такая уж банальная штука. Откуда водичка-то? Это сейчас в Венеции постоянно струящиеся фонтанчики-колонки, потому что есть водопровод, а в XVII веке никаких фонтанов и близко не было. Обходились колодцами – неспроста они там мало не на каждом углу. В Копере к XVII веку нехватка воды стала большой проблемой, так что в город был проведён водопровод. Но не арочный акведук на римский манер, а более похожий на современный – по дну залива. Только трубы были деревянные. Площадь Прешерна хоть и невысоко, всего 2 метра над уровнем моря, но для того, чтобы водичка весело бежала из маскаронов фонтана в вёдра горожан, давление в трубе на дне должно быть заметным. Пожалуй, не так-то просто было обеспечить отсутствие течей в деревянных трубах. Хорошо знакомых жителям российских городов длительных плановых и аварийных отключений воды жители Копера от души вкусили на несколько веков раньше. Наверное. Или всё же у водоканальщиков XVII века при несравнимо худшей материальной базе руки были прямее, головы умнее, а совесть на месте?


А нынче что-то водичка не бежит


Комплектный дополнительный фонтанчик там же на площади

Фонтан, получается, специально сделали в низкой части города. Прибрежная его часть повыше. Недалеко от вроде-бы-греческой стены есть даже лифт.

Он построен, чтобы круизным туристам было удобно подниматься в город. Нынче как раз один круизник пожаловал.


Норвежский Viking Star (930 человек пассажировместимость)

В сезон их тут сразу штуки 3 может стоять. А нынче всего один, и не особенно большой. На Мальте я куда более вместительные видел, но тут у нас не раздолье Средиземного моря, а медвежий дальний угол Адриатики. На маленький центр города и того вполне хватит, чтобы создать основательную толпу. Но видел, что значительная часть туристов сразу отправляется куда-то на автобусах. Это хорошо продумали, чтобы они хотя бы все одновременно в старом городе не толклись.

Туристы – козлы! :)

Основное место потолочься – это главная площадь, носящая имя Тито (Titov trg). Ладно, в Хорватии. Но словенцы, как оказалось, проявляют почти удивительное нежелание возвращать исторические названия переименованным при коммунистах улицам. Впрочем, тут дело может быть в том, что собственно словенских названий у них никогда прежде не было. За ненадобностью. Вот оно надо, чтобы вместо Титова трга была Пьяцца Рома (так площадь называлась при фашистах)? Вряд ли в этом есть какой-то резон, если только ваше имя не Рома :).

На площади Тито сразу три достопримечательности из числа главных. Во-первых, Преторианский дворец – старинное здание муниципалитета, в котором находится и туристический инфоцентр.


Pretorska palača (вторая половина XV в.)

В инфоцентре я приобрёл местную туристическую халяву Koper Card, которая довольно необычно устроена. В 12 евро стоимости включены несколько платных достопримечательностей (все они достойны внимания, никакой дребедени), а также 4 свободных купона, которые можно использовать разнообразно по своему усмотрению. Итого вполне добротная туристическая карта: пользы в ней примерно на 20 евро будет.

Прежде всего я пошёл на колокольню собора Вознесения Девы Марии. Это первая «обязательная» достопримечательность, включённая в карту. Я-то такие аттракционы не пропускаю в любом случае.


Stolnica Marijinega vnebovzetja (XII-XV в.в.)

Красиво как звучит: «внебовзетья». В XV веке собору сделали белокаменную готическую перелицовку фасада. Выглядит он с плоским верхним краем каким-то несуразно-недоделанным. Как чемодан без ручки.

Колокольня же в основном сохранила романскую простоту и суровость. Поднимаемся. Вроде и невысоко, но круизный турист (который тут основной) часто пожилой, и чтобы его морально поддержать, на лестнице повесили ободряющие плакатики. На них написано, сколько ещё ступеней осталось до верха.

Что турист изображён в виде козлика, вовсе не нужно понимать как оскорбительный намёк. Скорее это лестно: коза – тотемное животное Словении. Например, маскоты-затейники в Поклюке изображали именно их.


Ещё чуть-чуть

Обзор наверху хороший, поскольку колокольня безусловно доминирует над центром. Но вновь (как и в Кьодже) оказалось, что не так уж интересно город смотрится сверху. Да и условия освещённости были неважнецкие. Я бы пришёл попозже, но прогноз погоды отнюдь не был обнадёживающим.


Вид на запад (новые районы и пляж)


Вид на площадь Броло к юго-востоку

Церковь, которая виднеется в правой части кадра, это Свети-Якоб.


Cerkev svetega Jakoba (XIV в.)

Табличка на церкви гласит, что ныне тут размещается духовой оркестр, так что храм, насколько я понял, секуляризован и бывает открыт только во время концертов.

Машина, несколько необычно выглядящая и вынужденно попавшая в кадр, заслуживает более пристального рассмотрения.


По здравом размышлении я решил, что это подарок кому-то на 50-летие

Вообще, весь центр – это сплошная автостоянка. Что, конечно, порой мешало. В таких непростых условиях, например, пришлось снимать соборный баптистерий.


Rotunda (krstilnica) sv. Janeza Krstnika (XII-XIII в.в.)

Вход у него сбоку, но там узкая улочка, так что не очень поснимаешь.

Нечасто увидишь невосьмиугольный баптистерий, да и к ротондам я весьма неравнодушен. Но увы, регулярного посещения тут вовсе нет. Как и в другой ротонде блаженного Илии (не нашего, конечно, а какого-то другого). Да, в Копере аж две ротонды! И вроде вторая тоже была баптистерием. Скорее всего, при предыдущей версии собора (баптистериев не при соборе я никогда не видел), которая не сохранилась.


Rotunda blaženega diakona sv. Elia (XI век)

Культурный шок дня. Когда я подошёл и начал снимать, перед церковью, основательно её закрывая, стояла машина. Про сплошную стоянку в центре я уже писал. Через минуту подошёл хозяин и, увидев, что я интересуюсь зданием в фотографическом смысле, извинился(!) и тут же переставил машину (она слева в кадре виднеется). Чем-то это мне напомнило случай в Риеке, когда я спускался из замка.

Сейчас в этом здании находится македонская православная Благовещенская церковь. Естественно, крепко запертая.


Доска над левой дверью

Что касается собора, то кафедра здешняя существует с VI века. Но со значительными перерывами. В последний раз она восстановлена путём выделения из диоцеза Триеста с подчинением архиепископу Любляны. Это, конечно, в связи с геополитическими изменениями после второй мировой. Внутри собор барочный и малоинтересный, так что я не особо расстроился тем, что из-за идущих одна за другой круизных групп возможности поснимать оказались ограничены. Позже ещё разок заглянул, но тут уже люди делом занимались. Не потеря.

Третья достопримечательность площади Тито – это Ложа/Лоджия (с заглавной буквы, потому что это имя собственное).


Loža/Loggia

Там сейчас кафешка. Где, в частности, за купон от Koper Card можно попробовать два местных вина или съесть десерт. Идея хорошая, но я нашёл лучший вариант её реализации.

Голова Истрии

И отправился по музеям. Первый – «этнографическая коллекция», размещённая в типично венецианском (вплоть до выдвинутого на деревянных консолях фасада второго этажа) ка XV века на окраине старого города. Второй включённый в Koper Card аттракцион.

Собрание несколько хаотично, но о быте века примерно с XVIII даёт довольно полное представление. Что касается городского быта, это Италия в чистом виде. Что едва ли удивительно: до второй мировой войны Копер был чисто итальянским местечком. Сельский же быт другой. Обиходные предметы словенских крестьян от наших не очень отличаются (от тех, что я имел возможность видеть в XX веке в активном пользовании либо пылящимися в чулане). Разве что прялки удивили – просто палки, максимум, с дощечкой под кудель. Под мышкой их держали, что ли? Или всё же куда-то втыкали заострённым концом? По фото непонятно. И ещё у них были самовары! Очень похожие на наши. Но, похоже, они давненько уже вышли из употребления. Показал бы, но снимать нельзя.


Входные ворота дворца Верци (XV век)

В это дворце никаких музеев нет, просто сама арка понравилась. Небо, как видно на снимках, уже немного появилось. Но как-то робко, неустойчиво.


Дворец Де Белли (вторая половина XVI в.)

Да, далеко не все исторические здания Копера находятся в хорошем состоянии. Впрочем, в тех краях, где находятся время и деньги на каждый дом, далеко не всегда интересно находиться уже по другим причинам. Ничего плохого не хочу сказать про Люксембург. Ничего хорошего, впрочем, тоже.

Где-то недалеко от этого дворца я по пути в следующий музей заскочил выпить кофе (и освободить для него в себе место). Позавтракал я в кафешке возле вокзала очень слегка (на итальянский манер), но есть пока не хотелось. Сразу отметил одно важное отличие Словении от Хорватии. Тут (едва начнёшь с кем-то общаться) сразу интересуются, откуда ты. И очень позитивно (думаю, что не особенно взирая на ответ) реагируют на полученную информацию. В Хорватии тебя об этом никогда не спросят, даже если собеседнику явно интересно. Нельзя, не принято.
Предполагаю, это из-за того, что ты можешь случайно оказаться «не из той» страны. И тогда вроде как нельзя будет вполне приветливо к тебе относиться. Например, Россия наверняка не самая популярная в Хорватии страна из-за тесных дружественных связей с Сербией (и вообще несколько сомнительной репутации в мире). Сербия, конечно, сейчас уже не враг, но отношения между соседями тёплыми не назовёшь. А у Словении недругов нет. Они рады всем. И будучи столь же по-славянски гостеприимными, несколько более по сравнению с хорватами открыты и расслаблены. Они как бы немного больше итальянцы – в хорошем смысле.

Второй мой сегодняшний музей – «региональный» – главный в городе. Этнографическая коллекция – его филиал. А главное здание размещается в барочном палаццо Бельграмони-Такко XVII века. За вход я отдал один из купонов Koper Card.

В музее есть Wi-Fi, но пароль нужно спрашивать ещё при входе, а потом его уже никак не узнаешь. При этом некоторые экспонаты подписаны только QR-кодами. И как их, спрашивается, открывать? Слева – горельеф Йоханнеса де Петро, датированный 1401 годом и изображающий Деву Марию с дитём и донатором. Около него была нормальная табличка. И у следующего средневекового экспоната тоже.


Декоративный паттерн XII века

Музей немаленький, там и после Средневековья есть на что взглянуть. В залах стоят датчики движения – заходишь, и включается свет, кое-где даже играет музыка. Несколько кондово, но интересно, поскольку тоже есть акцент на повседневный быт.


Во дворе музея

Смотри-ка, солнышко вылезло. Даже казалось, что жизнь-то налаживается.

В отдельном здании со входом через двор проходила выставка «От Австро-Венгерской империи к Югославии». Общий её смысл: словенцам в Истрии при фашистах жилось плохо, а когда в 1943 году пришли немцы с концлагерями, то плохо житься стало всем. Так что Тито на этом фоне был вполне ничего.


Типичный красноармеец по мнению создателей выставки

Неужели настолько не с кем было проконсультироваться? Всё-таки ведь музей, серьёзное культурное учреждение. Нет слов.


Воззвание гражданского антифашистского исполкома к жителям (14 мая 1945 года)

Написано, естественно, на итальянском, поскольку на каком-то другом языке к жителям тогда было бы странно обращаться. Слово Capodistriani, означающее «жители Каподистрии» происходит от итальянского названия города – Каподистрия (Capodistria). Что дословно означает «Глава Истрии» (Capo d’Istria). Наверное, в венецианские времена оно так и было, но нынче Копер главный только в словенской Истрии. И итальянское название в туристических материалах весьма часто упоминается наряду со словенским. А уж на сувенирах почти непременно.

Увы, жизнь как наладилась, пока я осматривал начало экспозиции, так и успела разладиться к моменту моего выхода из музея. К Преторианскому дворцу я возвращался под дождём.


Чевлярска (Сапожная) улица


Приунывший лев на балюстраде дворца

В день по дворцу проводят 3 экскурсии на английском, и это тоже включено в Koper Card. Показывают музейную аптеку, интерьеры и зал заседаний городского совета. Первую экскурсию меня попросили пропустить, поскольку ходила большая группа, в результате на второй меня водили одного. Сами напросились.


Зал заседаний

Как поведала водившая меня сотрудница инфоцентра, 3 из 33 членов совета должны быть итальянцами. При том, что процент итальянского населения Каподистрии сейчас вполне обычный для Истрии – 2 с четвертью. То есть его почти нет. Язык из жителей понимают немногие (я не раз пробовал общаться, но лишь единожды со сколько-то заметным успехом); английский тут едва ли не практичнее. Вот не спросил, есть ли свои квоты у других национальностей. Скажем, сербов в Копере куда больше, чем итальянцев. Видимо, всё же нет, и Италия на особом положении, не соответствующем актуальным этническим раскладам. Скажем, официальные вывески и урбанонимические таблички продублированы на итальянском почти все. Не только Копер, но и вся словенская Истрия двуязычна. Впрочем, сербам дублирование особо ни к чему, словенский они понимают как минимум не хуже, чем мы – украинский.

Гастрономия и прочие развлечения

Прогулка по дворцу заняла не так уж много времени, и погода за это время ничуть не улучшилась. Решил попробовать бороться с ненастьем проверенным способом – пообедать. Поскольку после обеда жизнь обязана стать лучше. Искать обед в Копере практичнее всего в районе рынка на западном краю старого города.

Нет, тут я не обедал (пиво не мой напиток), просто вывеска понравилась :). Местные котики, конечно, взирают на такое упадничество с недоумением на грани потрясения.

Приемлемую по цене трапезу я себе в конце концов нашёл (именно там со мной с удовольствием поговорили по-итальянски), но в плане улучшения погоды ничего этим не добился. Увы. Дождик оказался особо зловредный: и зонтик ему хоть бы хны, и целый обед как слону булочка.


Интересные лавочки в сквере рядом с обедом


Да и эта ничего так

Из записных достопримечательностей мне оставалось осмотреть две.


«Таверна» (бывший соляной склад у причала)

Нынче Таверна используется как концертная площадка и для прочих массовых увеселений.

Другой стороной это сооружение выходит на ещё одну симпатичную городскую площадь, носящую имя Витторе Карпаччо – венецианского художника начала XVI века, написавшего одно из главных украшений собора и умершего в Каподистрии. Это его работы я видел в Галерее Франкетти (Ка-д’Оро) в воскресенье. На площади есть дом, называемый «домом Карпаччо» (где художник жил и, видимо, умер).


Carpacciova hiša

На туристическом сайте Копера утверждается, что это музей и возможное приложение для ещё одного купона от Koper Card. Но приложить оказалось негде: часы работы на сайте были указаны неверно. А на месте – вообще никак не указаны, что заставило меня засомневаться, работает ди этот музей вообще. Вроде, пару раз в неделю всё же открывается ненадолго.

Кстати, известное кушанье итальянской кухни карпаччо названо именно в честь художника: кому-то показалось, что цвет сырого мяса с соусом напоминает гамму картин Карпаччо. Но случилось это через много-много лет после смерти художника, так что сам он карпаччо вряд ли пробовал.

И ещё один купон я собирался использовать в сувенирном магазине Istranka неподалёку. Там преизрядный выбор различных местных продуктов, в том числе вин. За купон проводят дегустацию трёх из них (а не двух, как в Лоджии). Мой запрос, впрочем, заметно удивил сотрудников магазина: оказывается, услуга эта невостребованная. Несколько раз в год всего интересуются. Целое событие, однако. А вообще, мило поболтали, мешая языки. Меня больше всего после Липарских островов интересовала местная мальвазия. И она оказалась весьма заурядной. Едва ли это удивительно: нет тут ни сицилийского солнца, ни вулканических почв. Но мускат местный показался интересным. Я позже прикупил бутылочку домой, чтобы обнаружить, что надоедает он после первого полноценного бокала.

Дождь тем временем и не думал униматься.


Обратите внимание на потолок этой арки торгового павильона на набережной


А этот парень экипирован как раз для такой погоды


Жупанчичева улица (уже по пути на вокзал)

Но уезжать сразу я вовсе не собирался. Возле вокзала в Копере находится большой торговый центр, где есть магазин C&A. На сей раз я завис там основательно и заметную (для себя) сумму денег оставил. Поскольку год уже не бывал, и бог весть когда ещё доведётся. Чемодан большой, а весит одежда немного.

Но наконец деньги потрачены, чемодан из продвинутой камеры хранения вызволен, и под ненадолго утихшим дождиком можно отправляться к следующему месту ночёвки – в находящийся неподалёку городок Пиран. Я долго рассматривал именно Копер как место остановки, но никак не мог найти подходящее жильё: либо дорого, либо неудобно. А тут подвернулся хороший вариант в Пиране, и я, посмотрев картинки городка, более не раздумывал. Немного усложнил себе логистику, но не так уж существенно.

Водитель автобуса тоже несколько удивился, когда я ему сунул купон: ещё одно применение купонов Koper Card (и, видимо, тоже сравнительно малопопулярное) – поездки по окрестностям. Пришлось ему вытащить инструкцию, чтобы ввести эту операцию в кассовый аппарат: билет с нулевой ценой всё равно нужно пробить. В итоге всё прошло гладко.

В Пиран я приехал в сумерках под проливным дождём и даже подмок снизу, пока шёл от автостанции (она не так уж далеко от центра, но это если не идти под дождём). И, честно говоря, сильно меня злило и расстраивало, что уже девять дней моего путешествия позади, и пока что всего один из них был без дождя. Чего я тогда не знал, это что зонт мне больше доставать не придётся: дождь был последний. Видимо, обед в Копере всё же действует. Причём радикально, только не сразу :).


< В гостях у Тито Пиран >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *