7 сентября 2019 (суббота). До́ха

Домодедовское утречко

Не поспав за ночь и 2 часов, с несущественным отставанием от графика я вновь прибыл в «Домодедово». Почти год прошёл с прошлого приезда, и за это время я побывал во всех трёх остальных московских аэропортах. Сюда ездить мне удобнее всего, что несколько расхолаживает. Да ещё «катарцы» закрывают регистрацию за час (вместо обычных 40 минут), так что запас до времени вылета нужно иметь чуть более обычного.

Сегодня мне предстоит испытать Qatar Airways – национального перевозчика небольшого эмирата на Аравийском полуострове и одну из тех самых арабских авиакомпаний, которыми там шейхи меряются, поскольку гаремы и скакуны в наш просвещённый век не в тренде. Конкретно катарский эмир может посматривать на коллег свысока, поскольку Qatar Airways – обладатель титула лучшего перевозчика этого года (по рейтингу Skytrax). Из призовой тройки не выпадает уже 10 лет, то есть качество сервиса весьма стабильно. Лететь мне нынче далеко, и во главу угла я поставил удобство и комфорт.

Сильно, впрочем, по сравнению с другими вариантами не переплатил. Emirates, например, вышли бы даже дороже. А их я заочно (никогда ими не летав) разлюбил за переделку всех Boeing 777 в компоновку 3-4-3. Вроде, приличная восточная авиакомпания, а туда же: делают из самолёта скотовозку. Etihad, который не раз возникал в моих рассказах благодаря своей инвестиционной программе, жертвой этой программы (оказавшейся в целом неудачной) в итоге и пал. Теперь перманентно испытывает финансовые трудности и на этом фоне резко потерял в качестве обслуживания. Уже улетел в конец 30-ки Skytrax, проигрывая даже «Аэрофлоту». Наконец, есть ещё почти универсальное решение в лице «туркишей» – вариант неплохой, но повторяться не хотелось.

Можно было чуть-чуть сэкономить и на самих «катарцах», выбрав другие перелёты, но это ценой отказа от маленьких дополнительных приятностей вроде посмотреть сам Катар и разные типы самолётов. Тут комментарии излишни, наверное.

Ну что тут у нас новенького в «Домодедове»-то.


На вид всё старенькое

Красивый забор с колючей проволокой, рассказывающий, как круто тут скоро будет, за год разве что поистёрся.

Но зная некоторые обстоятельства дела, я не стану критиковать руководство аэропорта за нерасторопность.

Всё же не выспался сильно. На входном досмотре чуть не забыл телефон и портмоне. И только в последний момент (уже поставив чемоданчик на ленту стойки регистрации) спохватился переобуться. Даже в летних кроссовках мне сегодня будет жарковато, так что лечу в сандалиях. Кстати, никакой очереди на регистрации. Лепота. Всегда удивлялся, как приличным авиакомпаниям удается это организовать: самолёты и пассажиры такие же точно, а картина на регистрации радикально иная.

Времени ещё полно, вышел наружу подышать свежим воздухом напоследок. Но вместо свежего воздуха перед терминалом одна сплошная курилка; находиться там неприятно.


Зона выхода прилетевших международными рейсами


На втором этаже открыли новый фудкорт


Терминал по продаже SIM-карт

Удивился. Обязательную регистрацию паспортных данных владельца контракта вроде пока не отменяли. Оказывается, для паспортов в хитрой машине специальный сканер есть, так что всё законно. И такие терминалы даже в метро давно стоят. Просто там на бегу на них не обращаешь внимание, а тут торопиться некуда, вот и разглядел.


Кафе-пекарня в «стерильной» зоне

Интересное решение – сделать вывеску смотрящей вверх и не закрывать вид кухни. В самом деле, привлекает внимание. Но аэропортовые цены слишком кусачие даже для пассажира самого крутого в мире перевозчика. А вообще, любопытный феномен. Ведь существует вся эта обдираловка в основном за счёт того, что для многих людей хотя бы немного сорить деньгами – важная часть путешествия. Я и сам по этой части не без греха, но домодедовской булочке для успешного покушения на мои авуары сильно недостаёт экзотичности.

Посадку начали почти за 40 минут (самолёт небольшой, A321). Нечасто такое увидишь. Посадка по зонам. Я в последней партии, поскольку успел урвать местечко в первых рядах экономкласса. У Qatar Airways выбор места бесплатный, причём сделать его можно сразу после покупки билета. Начитавшись отзывов, я проявил малодушие и вместо места у окна взял у прохода. Писали, что у окна сильно мешают ногам коробки от систем развлечения (индивидуальных экранов). Оказалось, что ничего подобного. Мешают несильно, и остальные места в этом плане ничем не лучше. Коробки есть под каждым сидением.

Кстати о системе развлечений. Выглядит она довольно архаично (видимо, в самом деле не первой свежести, как и самолёт). Управление только сенсорное (пульта нет). Набор развлечений стандартный. Камер с наружными видами, которыми можно было бы компенсировать отсутствие рядом окна, нет.


Вид на салон бизнес-класса

Лёту 5 часов. Кормят раз, причём на завтрак наливают то, что Аллах пить вообще не велел. А для разминки перед основным обслуживанием дают крохотный пакетик вкусных кренделёчков, которые называются претцелями, но сделаны в Ирландии. Обслуживала нас бортроводница с простым арабским именем Полина.

Блеск и нищета ещё одной «Жемчужины»

Итак, Катар. Одна из неприлично богатых нефтяных абсолютных монархий Персидского залива. Правит ею с 2013 года довольно молодой (39 лет всего) эмир с длинным, как и положено породистому деспоту, именем Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани.


Эмир. Просто эмир

Государство миниатюрное: пустынный полуостров в Персидском заливе площадью меньше Калининградской области. Около 2,7 млн. человек населения (тут Калининградской области есть куда расти). Из которых собственно катарцы составляют сильно менее половины. Да, много гастарбайтеров – в основном из Индии и Пакистана. Также филиппинцы (а где их нет?), персы и так далее. Европейцы понаехавшие тоже есть, но на улицах их не встретишь: перемещаться в автомобиле между кондиционированными помещениями куда комфортнее. Так что если заметишь белого человека, это наверняка свой брат турист. Араба увидишь тоже нечасто. На улице они точно так же ничего не забыли, а среди разнообразной обслуги, с которой туристу чаще всего и приходится контактировать, достоверных арабов я не видел. Разве что, пограничник. И на рынке, пожалуй, арабы всё же должны были быть. Поскольку владельцем бизнеса, даже самого мелкого, может быть только подданый Его Высочества. Приятная сторона этого в том, что прилично по-английски говорят ровно все. Арабский в Катаре туристу вообще не нужен, хотя приветствие «мархаба» является общеупотребительным, и его лучше запомнить.

Вся эта посрамившая Калиниградскую область толпа народу (включая туристов) кучкуется в основном в столице До́хе и её пригородах. Остальная страна по большей части представляет собой пустыню с верблюдами и нефтяными вышками.

Из-за очень уж независимой и амбициозной внешней политики Катар крепко испортил отношения с большинством соседей-единоверцев. При этом дружит с шиитским Ираном, который находится через залив. Так что значимость суннитско-шиитского противостония в исламском мире, пожалуй, преувеличена. Небо окружающих с трёх сторон маленький, но гордый Катар стран (Саудовской Аравии, Бахрейна и ОАЭ) для катарских самолётов теперь закрыто. По этой причине Qatar Airways приходится порой выстраивать маршруты полётов несколько замысловато. К счастью, на севере залив и Иран, через которые можно «вырваться на оперативный простор».

В сентябре в Катаре жарко. Я не без опаски думал о том, как буду гулять при +40°, но оказалось терпимо, хоть и малоприятно. Воздух тут сравнительно сухой, что несколько облегчает жизнь. На ветерок уповать не приходится. Он был северный, но при этом очень горячий. Дуновение не освежает, а совсем наоборот: чувствуешь себя как в аэрогриле. Если намазаться маслом, то, наверное, вскоре красиво подрумянишься и аппетитно заблагоухаешь киоском с шаурмой и курами.


Пальмы у здания аэровокзала

Вообще, у Qatar Airways есть весьма привлекательное предложение по транзитной остановке. Ночёвка в хорошей гостинице за очень недорого. Но у меня отпуска всего неделя (т.е. 9 дней с выходными), из которых около 2 суток я провожу в самолётах и аэропортах. Да ещё ненавистная жарища. Так что от более длительного, чем на полдня, пребывания в Дохе я решил воздержаться. Не так давно тут разрешили безвизовый транзит для граждан многих стран, включая Россию. Паспортный контроль миновал без затруднений: спросили, где я собираюсь ночевать, и после предъявления маршрутной квитанции больше вопросов не задавали.

С обменом денег ситуация обычная аэропортовая: невыгодно, особенно если сумма небольшая. А куда мне большую-то на полдня? Купил в автомате дневной автобусный билет за 20 риялов (4,6 евро). Цена, казалось бы, не очень-то и высокая. Примерно столько ещё недавно стоил суточный билет в Милане. Но надо понимать, что возможности, даваемые билетами в Милане и Дохе, мягко говоря, несопоставимы. В Милане в твоём распоряжении вся превосходно развитая сеть городского транспорта. А тут только автобусы, несколько слов о которых я ещё скажу, и это не будут комплименты.

У аэропортовых автобусов номера интересные. 747 (до центральной автостанции) и 777 (до Пёрл-Катар) – это понятно. Но почему-то есть ещё 109. Не в честь же культового, но несколько одиозного Messerschmitt Bf 109?! «Мой» 777-й вылетел отправился согласно расписанию. Просто предыдущего рейса не было вовсе. Желающих ехать оказалось двое: я и ещё один турист-европеец. По пути сел парень вполне арабского вида (в традиционном белом балахоне). То ли нищий, то ли у него «порше» сломался.


Табличка в автобусе

Катар не совсем заскорузлая страна, и появление на публике (даже в автобусе) дамы без сопровождения не является чем-то особенным. Но сидеть рядом с посторонним мужчиной ей всё же не пристало.

Городские автобусы появились в Дохе в 2004 году. Похоже, сама концепция общественного транспорта ещё не совсем прижилась: востребованность низка. Арабам вряд ли охота жариться на остановках, а гастарбайтеров в аэропорт возят специальные шаттлы. Потом, сегодня выходной. Остаются только немногочисленные нынче туристы и транзитные пассажиры.

Ехал я к самой дальней точке намеченной прогулки – искусственному острову Pearl-Qatar на севере города (pearl – это жемчужина, если вдруг кто английский подзабыл). Нехватки земли в Катаре отнюдь не наблюдается, так что идея была не отвоевать клочок у моря, а сделать городской район, где будет много воды. Что-то вроде дубайской «пальмы».


Спутниковый снимок Пёрл-Катар
(север в правом нижнем углу)

Остров состоит в основном из 3 лагун, изображающих раковины, в центре которых находится по островку-«жемчужине». Вся эта катавасия ещё в процессе строительства. Я гулял у самой большой и ближней к материку лагуны. К северу от неё есть «Мини-Венеция». Не близкая копия, а лишь лёгкая стилизация. С каналами, мостом Риальто, островком Мурано и пляжем Лидо-Венеция. В настоящей Венеции я был сравнительно недавно, и смотреть поддельную в условиях нехватки времени не пошёл. Как говорится, в другой раз.


Вид на центральный островок, где вовсю идёт стройка

Тут освещение предзакатное, потому что погулять при естественном свете мне довелось недолго. Что-то напутал я при расчёте времени захода – ошибся на 2 часа. В 17:45 уже стемнело. Темнеет в этих широтах очень быстро. Только что вовсю светило солнце…

… а только зашёл пропустить чашечку кофе, и уже налился краснотой вечер.

Двойной эспрессо потянул на 11 риялов, включая формально бесплатный стакан воды. 2,5 евро. Недорого по европейским меркам, но кофе – это традиционный и весьма обыденный напиток у арабов. А вообще продукты тут дорогие.

Рассказывать про Пёрл-Катар особенно нечего. Картинки смотрите.

Место очень «европеизированное». Надписей на английском не то чтобы больше, чем на арабском, но они выполнены крупнее. Кроме того, это единственный район, где разрешено приобретать недвижимость иностранцам – этакая «золотая резервация». Некоторые, похоже, уже воспользовались. Но немногие: ОЧЕНЬ дорого.


Байдарочники у лагунного шлагбаума


Тут интересно местные архитектурные мотивы обыграны

Воды в Дохе льётся много – не меньше, чем в Венеции. Хотя ситуация с её (воды) доступностью больше напоминает Мальту. А тут тебе и фонтаны, и зелень нужно поливать, поскольку без полива она в основном проживёт очень недолго. Пресная вода отчасти добывается из подземных горизонтов, но по большей части (на ¾) опресняется. На вкус местную водопроводную воду не пробовал. Всё же не Венеция, и уверенности в пригодности её для питья нет.

Несколько раз видел в городе строящиеся закрытые кондиционированные автобусные остановки. Но в основном они не только не оборудованы даже навесами, но и никак не обозначены (либо невозможно догадаться, что это именно обозначение остановки). Нашёл собрата-туриста, спрашиваю у него, не знает ли он, где же остановка-то. «Вроде тут, – говорит. – Как раз жду». Не ошибся.


Башни, «охраняющие» въезд на остров

Ибо ночь темна и полна ужасов

Поскольку из-за промашки со временем моя намеченная программа оказалась закосячена, пришлось импровизировать. Когда я наконец-то приехал в центр, о солнце уже совсем ничего не напоминало. В темноте же далеко не всё «смотрится».


Фонтан-жемчужина

До начала промышленной добычи нефти в 1949 году жемчуг был основным экспортным товаром весьма захудалого на тот момент эмирата. Так что этот монумент воздаёт почести жившим на этих скудных берегах предкам – ловцам жемчуга. Он на набережной Аль-Корниш находится. Откуда происходит такое название, я не нашёл, но есть подозрение, что corniche – французское слово, означающее карниз. Заодно это главный променад Дохи. После заката сильно прохладнее не стало, но хоть чуть-чуть. Плюс лёгкий морской бриз. Народу слегка прибавилось. У берега стоят кораблики, зазывалы стараются заманить на морскую прогулку (это в темноте-то), но в основном вотще: туристов реально мало.


Набережная Корниш и центральный район небоскрёбов Аль-Дафна (Дафна-парк)

Тут я свернул с набережной, чтобы добраться до почтамта. Он несмотря на сравнительно поздний уже час выходного работал. Только найти в него вход оказалось непросто. Возле него многоярусная парковка, так внутрь (в клиентский зал) можно зайти только с неё на уровне 3-го или 4-го этажа. В основном почтамт представляет собой лабиринт со многими тыщами абонентских ящиков. Но есть и обслуживающие клиентов стойки. Только они не занимаются такой фигнёй как продажа открыток и знаков почтовой оплаты – отправили меня в филателистический магазинчик тут же в зале. Открытки там продают только наборами, так что часть из них осталась мне на память. Почтовый тариф в Европу безбожный. Или в мусульманской стране следует говорить как-то иначе?

Кстати об исламе. Следующий пунт программы (поскольку недалеко) – главная катарская мечеть, названная в честь арабского теолога XVIII века Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (основателя ваххабизма). Ваххабизм – слово у нас ругательное и подразумевающее исламскую религиозную нетерпимость (как к иноверцам, так и недостаточно буквальному следованию шариату). В исконном же понимании это что-то вроде цвинглианства в христианстве. Пуританское ультраконсервативное течение. Во всяком случае, религиозный фанатизм – это определённо не про современный Катар.

Чтобы добраться до этой мечети, нарушать, переходя через дороги, мне пришлось отчаянно. Хорошо, что вечером выходного движение не особенно интенсивное. Если бы поймали и оштрафовали за всё, дальше мне смысла ехать уже не было бы, пожалуй :). Но иначе просто никак. Этот город точно не предназначался для пеших прогулок.


Угол мечети имама Абд аль-Ваххаба

Опять видим черты традиционной архитектуры – в частности, фортификационной. Сильно сужающаяся кверху башня и торчащие поверху из стены штуки, которые могли бы быть водостоками, если бы тут были дожди.

Только я прицелился поснимать ещё, как прибежал негр-охранник и снимать не дал. Мол, камерой – запрещено. Телефоном – сколько влезет. Но какая может быть моим-то телефоном съёмка в темноте? При наличии зеркалки качество съёмки у телефона – предпоследнее, на что я обращаю внимание при его выборе. Странное ограничение, в самом деле. Полный запрет на съёмку я понять могу: вдруг Аллах не велит. Но, похоже, Аллах что-то имеет конкретно против фотоаппаратов. Перешёл на восточную сторону, где главный фасад. Щёлкнул его – второй бдитель незамедлительно объявился. Филиппинец, кажется. Я их немного уже наловчился определять.


Мечеть открыта в 2011 году

С ходу укоризненно мне попенял за фотоаппарат, поскольку знал, что воспитательная беседа со мной уже проведена, и про запрет я в курсе. Связь-то у охранников есть, а шлялся возле мечети я в это время сугубо один-одинёшенек. Пришлось честно-пречестно пообещать больше так не делать. Кстати, всё было очень вежливо. Никакой агрессии, обычной для блюстителей церковного орднунга в России. Сами-то они вряд ли даже мусульмане; просто работа такая. Может, и сами понимают нелогичность запрета, но платят-то им явно не за то, что они способны думать.

Внутри мечети я сначала вопросительно посмотрел на охранника, продемонстрировав ему телефон. Он радостно закивал.


Всё же он совсем не то, чем стоит снимать при недостаточном освещении

А мечеть симпатичная. В собственно молельный зал я не ходил. Вроде совсем нельзя. Пришёл на остановку автобуса – а там ремонт края дороги. Нашёл поблизости одного понаехавшего, немного говорящего по-английски – говорит, нужно помахать, тогда автобус остановится. Но этот способ оказался без «фанты» нерабочим. Ладно, пошёл дальше по улице искать другую остановку. Немного погодя интересные здания нарисовались на моём пути. Нет худа без добра.


Это Оргкомитет Национального дня Катара (отмечается 18 декабря)


А это министерство внутренних дел (опять те же башни)

Вот МВД – объект точно запретный для съёмки. У шлагбаума за зданием обнаружился очередной блюститель, который сразу заметил камеру у меня на шее. Но поскольку видеть, как я фотографировал, он не мог, я с почти неподдельным отчаянием в голосе сообщил ему, что я ничего плохого не делаю, а всего лишь обречённо ищу автобусную остановку. Поскольку это было уже где-то на третьем километре моей прогулки от «неисправной» остановки. Никаких признаков другой до сих пор не попадалось. Кажется, он мне поверил. Но помочь ничем не смог.

Итого я прошёл около 4 км (по карте проверял), прежде чем остановка нашлась. Простоял я на ней около получаса и уже предположил, что ушедший с неё буквально из-под моего носа автобус был на сегодня последний. Но тут подошёл ещё один пассажир. Похоже, он знал какой-то секрет, потому что вскоре вдалеке показался заветный красно-зелёный огонёк. В чём местным автобусам не откажешь, так это в том, что они чётко определяются в темноте издалека. С другими достоинствами всё довольно сложно.

В общем, общественный транспорт в Дохе – это ужас-ужас-ужас. И эти люди собираются проводить чемпионат мира по футболу в 2022 году! Видимо, предполагается, что болельщики будут ездить на такси. Хотя нет, тут же ещё метро есть. В мае открыли, и к концу года должны дотянуть до аэропорта.


Станция Corniche

Почти все станции, что я видел (а я видел несколько) примерно в том же едином стиле. Не опробовал метро (а оно могло сильно облегчить мне жизнь сегодня) я по банальнейшей, но оттого ничуть не менее досадной, причине: в пятницу и субботу оно не работает. Насколько я понял, в мусульманском мире это стандартные выходные, в то время как воскресенье – рабочий день.

Времени я на внеплановой прогулке в поисках остановки потерял кучу, так что от поездки на ужин в торговый центр Villagio с тематическим парком Gondolania (ещё одна вульгарная имитация Венеции) решил отказаться. Вместо того немного погулять по «историческому центру», насколько таковой может быть в городе, на 99% построенном в XXI веке. Это примерно как «исторический центр Нефтеюганска», не в обиду последнему будь сказано.


Улочка старого города (в перспективе – зиккурат
Катарского исламского культурного центра)

Известный у туристов рынок Souq Waqif в основном уже не работал. Но продолжал интенсивно пахнуть. Наверное, ближневосточным рынком, но я их прежде не нюхал, поэтому утверждать не стану. В основном этот аромат складывается из пряностей и благовоний, так что он весьма приятный. Едальни по большей части работали. Среди них немало круглосуточных. И турецких. Мороженщики тут тоже турецкие с их фирменными вёслами-лопатками и шутливыми повадками. Ещё почему-то были открыты лавки с канарейками и прочими хомячками (грызунами, а не интернетными). Несъедобная живность меня мало интересовала, а есть я не стал, потому что мало осталось риялов. Перекусить можно было и сравнительно бюджетно, но в душ я после беготни по жарище хотел гораздо больше, чем есть. И во что мне обойдется эта услуга, понятия не имел.


Форт Аль-Кут (1927)

Кажется, это старейшая постройка в Дохе. Комментарии излишни.

Хамам Хамад

Аэропорт «Хамад» открыт в 2014 году взамен прежнего, который уже не позволял Qatar Airways развиваться как глобальному перевозчику, достойно конкурирующему с соседскими Emirates и Etihad. Разумеется, аэропорт тоже 5-звёздочный по рейтингу Skytrax. Кстати, немало удивился, обнаружив, что 5-звёздочный аэропорт есть теперь и в России. Один из всего-то 13 в мире. Это ростовский «Платов».


Большое фойе, откуда пассажиры разбредаются по конкорсам

Статуя скрещенного с настольной лампой игрушечного медведя – работа швейцарского художника Урса Фишера. Прежде она украшала один из небоскрёбов Нью-Йорка, а потом катарцы купили её за 6,8 млн. долларов. Нечего так, да?


В английской Википедии написано, что это бронза

Декора разнообразного в аэропорту вообще немало.

Тут уже не просто украшение, а детская площадка. Обратите внимание, что верхняя полусфера украшена маленькими фигурками людей.


Ещё на ту же тему

Душа в транзитной зоне я так и не нашёл. Спросил даже у ребят, которые в туалете убирают – уж они-то точно должны знать. Нет, говорят, не имеется. Только в лаундже (бизнес-зале). Ну не может же такого быть, правильно? Даже в московских аэропортах душ есть. Потом-то (уже дома) я его обнаружил на схеме аэропорта. Не зная точно место, ни за что не найдёшь. В зале с медведем, слева, если смотреть ему в глаза. Недалеко от прохода в конкорс A.

А вот террасы, чтобы полюбоваться самолётами, нет точно. Упор в погоне за звёздочками сделали больше на эстетику, чем на гигиену и интересное времяпровождение. Кое-какие развлечения и удобства, впрочем, предусмотрены.


Можно спокойно посмотреть телевизор, отгородившись от аэропортовой суеты


Можно полазить в интернете

Но чтобы у мониторов не засиживались, возможность сидеть тут вовсе не предусмотрена. Да и с трекболом вместо «мышки» не так уж удобно работать без привычки к нему. А техника-то отнюдь не дешёвая – от Apple. Никаких тебе «плебейских» PC. Видимо, тут ещё и рекламный момент. Вкусит пассажир прелестей iMac и поймёт, что вся его предыдущая жизнь с Windows была лишь иллюзией и пустой тратой времени. Но что-то никто вкусить не подходит. Я тоже не стал поощрять всё это джобство.

К развлечениям можно отнести и курсирующий по конкорсу C поезд. Он тут не под землёй, а по эстакаде ходит.


Насколько можно было снять движущийся состав в тёмном помещении


Интерьер поезда

Всей езды меньше полукилометра, да ещё траволаторы понизу дублируют. Большой нужды в нём нет, получается, хотя несколько минут между фойе и дальними гейтами экономит.

Есть тихие комнаты, где можно отдохнуть более углублённо, полулёжа в специальных креслах. У меня времени в аэропорту оказалось хоть и больше первоначально планировавшегося (поскольку в Villagio я не поехал), но всё же не настолько, чтобы спокойно поспать. Потом, сейчас уснёшь, а после в ночном перелёте будешь мучиться. Так что кое-как досидел до вылета – он почти в 2 часа.

Этот не самый удобный по времени вылет меня привлекал не только возможностью остаток дня погулять по Дохе, но и тем, что выполняется он на A350. Этот самолёт я прежде видел буквально пару раз в аэропортах. Правда, ставят «катарцы» на этот рейс обычно не свои собственные A350, а арендованные у LATAM. Они поплотнее по компоновке, но всё равно нетесные. Даже просто сидишь и смотришь на салон – ощущения очень комфортные. Ноги спокойно вытягиваешь полностью, вообще ничего не мешает. Что же тогда у них в своих самолётах, где вместимость такого же по размеру салона на 15% меньше? И окна огромные.

Разве что продвинутая по интерфейсу система развлечений по возможностям оказалась чуть беднее. Игр, например, нет. Но это вообще не беда. И нет индивидуального обдува, который я люблю. Тоже пережить можно.

Средний сосед сначала сел, но потом сбежал куда-то назад, где было посвободнее. Да мне просто везёт! Потом во время первого обслуживания (просто сандвич и напитки) я тяпнул вина, и с устатку вполне себе пристойно ночью поспал. Что прежде при ночном перелёте мне не удавалось ни разу. То есть и просыпался, конечно, и ноги от долгого сидения скандалили, но в целом ночь прошла намного лучше ожидаемого. А уж утром покормили как следует. Вообще, я бы не сказал, что корм у «катарцев» лучше, чем у «туркишей». Примерно на том же уровне. Но с напитками ходят практически непрерывно, пока светло.

Итого полёт просто шикарный. Примиряет с неудобствами, пережитыми в Дохе. В конце концов, совершенно необязательно брать длинную стыковку, если вдруг надоумит ещё куда-то далеко лететь.

И вот что ещё интересно. Хорошо ли власти Катара подумали, прежде чем покупать себе футбольный чемпионат? Я болельщиков-то видел в Москве в прошлом году. Их совместимость с местным мусульманским кодексом поведения (в частности, вне ресторанов никакого алкоголя, даже пива) вызывает у меня определённые сомнения.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *