8-9 сентября 2019. Хошимин

Снова Хью и немного про манго

Путь от Катара до Вьетнама неблизкий – 6000 км по прямой. Да ещё лететь на восток, а это +4 часовых пояса. Итого до Хошимина-Сайгона я добрался хорошо за полдень.


Снижаемся. Под крылом дельта Меконга


Хошимин

Вдали в дымке виднеется новая высотная доминанта города – Landmark 81 (461 метр), которой в мой прошлый приезд ещё и в проекте не было.


Городские районы близ аэропорта (заход на посадку)

Выглядит как бескрайний человейник от горизонта до горизонта. А ведь город меньше Москвы по населению. Но в Москве огромные спальные районы многоэтажек худо-бедно перемежаются с зелёными массивами, и от этого пейзаж менее монотонный. Вьетнамцы же предпочитают дома средней этажности, и застройка тут почти без значительных просветов. И посреди всего этого – аэропорт. Воз строительства нового за городом и ныне примерно там, где я его застал в 2013 году.

Рейс у меня несколько необычный: Хошимин не конечный пункт назначения, и самолёт ещё полетит обратно на запад до Пномпеня. Поэтому на выходе проверяют посадочные талоны.

С Хью, который здорово помог мне в прошлый приезд, я связался заранее и выяснил, что он должен прилететь чуть позже меня. Он теперь работает бортпроводником в местном подразделении австралийского лоукостера Jetstar. Перевозчика весьма скверного с точки зрения пассажира, да и Хью им не особенно доволен. Но найти другую работу не так просто. В смысле, получить работу в более достойной авиакомпании; работать в кабинном экипаже ему как раз очень нравится. Кажется, я произвёл на него впечатление, сказав, что прилечу Qatar’ом. Уж он-то понимает в этом толк.

Симку с безлимитным интернетом купил прямо в аэропорту перед паспортным контролем. Явно переплатил (200 000 донгов – это много), но ничего искать не пришлось, и связь у меня была сразу. Правда, потом задолбали рекламой. Причём на вьетнамском, хотя пакет явно ориентированный на туристов. Понять, что они мне предлагают за 5 000 донгов в минуту, я так и не смог.

С Хью встретились возле аэропорта и договорились вечером поужинать. Хотя завтра утром ему вылетать в 5:20. Мне почти не стыдно, что он в результате не выспался, потому что я не видел его больше 6 лет и очень соскучился. Что другой возможности поговорить у нас не будет, я знал. Потом, у меня был подарок :).

Из аэропорта я отправился на автобусе. Не помню, были ли автобусы в прошлый раз. Тогда мы были втроём и с большим багажом, и точно имело смысл брать такси. Оно тогда ещё и дешевле было, чем нынче. В одиночку с маленьким чемоданчиком (большой на неделю без особых планов на покупки явно ни к чему) на автобусе заметно экономнее. И это вполне удобно, потому что конечная автобуса на небольшой автостанции буквально в паре шагов от моей гостинички.


Переулочек, где находится гостиничка Saigon Inn

Немного напоминает генуэские каруджи. Выглядело бы даже симпатично (по крайней мере, не трущобно), кабы не жгутище всевозможных кабелей, закрывающий половину неба. Я почти уверен, что когда случается повреждение линии, то искать его, чтобы починить, даже не пытаются (ибо бесполезно). Просто прокидывают новый кабель, увеличивая и без того предостаточную мешанину.

А между тем это самый центр, первый округ. Самый популярный у туристов рынок Бентхань неподалёку, тусовочная пешеходная улица Bùi Viện (попросту – Вокинг-стрит) в 200 метрах.

Снимать саму улицу я не очень-то и пытался, а что пытался, то не получилось. Сколько-то интересно там только вечерами. А какая съёмка в темноте, когда кругом народ суетится? Да и не особо мне там нравилось, потому что очень громкая музыка и навязчивые зазывалы. Могут даже хватать за руку. В Паттайе как-то цивилизованнее.

В самой гостинице было тихо. И довольно уютно. Это маленькое семейное заведение: гостями в основном занимается сын, а завтраками кормит мать. В смысле, реально вкусно кормит, а не раздаёт обещания :). Завтраки здешние были одним из факторов, определивших мой выбор (наряду с невысокой ценой и хорошими отзывами). Устраивать на неполный десяток гостей шведский стол – пустой перевод продуктов. Поэтому накануне выбираешь из довольно обширного меню себе блюдо и назначаешь время завтрака. К этому часу спускаешься вниз – всё уже готово. В заведении побольше Elegant Inn (уже не существующем), где мы останавливались в 2013 году, система была сходная, только вариантов выбора куда меньше.


Что-то вроде жареных пирожков с креветками

Плюс напиток и фрукты от пуза. Скромно, но вполне достаточно, а порой и интригующе. Даже было немного досадно, что за два завтрака я могу попробовать только два варианта. Там (в меню) много интересного.

Если голод или скорее даже жажда одолеет неурочно, в комнате есть мини-бар. Но это не обычный гостиничный минибар, где цены завышены раза в 3, а вполне гуманный. Ради заботы о гостях, а не для заработка на их лени. Например, полторашка воды в магазине стоила 11К донгов, в мини-баре – 12К (К – общепринятое сокращение от kilo, то есть тысяча). Кроме воды, там была разная газировка, пиво и незамысловатые снеки.

А как-то раз мне захотелось вечером манго (в принципе, манго мне хочется более-менее всегда :)), и я купил его почищенным и нарезанным в лоточке у уличной торговки (целых просто не подвернулось).

Оказалось, это не совсем то, на что я рассчитывал. Я-то люблю спелые сладкие манго. А его так не нарежешь, оно соком истечёт. Это немного недозрелое, и его едят с пряной солью. Она как раз в пакетике, который к порции прилагается. Попробовать попробовал, но не оценил: зачем портить хороший продукт столь сомнительной добавкой? Оно и без соли вполне вкусное, хоть и не совсем спелое.

И пока что закругляя тему еды. Заселившись уже после трёх, больше я в этот день никуда, кроме ужина с Хью, не выбрался. Да ещё деньги поменять он меня по пути завёз в правильное место. Я в аэропорту-то по грабительскому курсу не менял; на симку и автобус мне хватило остатков с прошлого раза. А в гостинице я сидел не потому что устал или обленился. Просто дождь лил всё время. Сентябрь вообще рискованное в этом плане время для посещения Вьетнама.

Сайгон знакомый и незнакомый

На 9 сентября (мой единственный полный день в Сайгоне) я планировал экскурсию в дельту Меконга, поскольку в городе мне делать одному особенно нечего. Но опять вмешалась погода. Экскурсия в дождь не показалась мне удачной идей. Так что дождавшись прояснения, я отправился просто гулять по городу. Разумеется, прихватив с собой зонт. Применить его по прямому назначению вскоре пришлось: вьетнамский дождь не какой-то там подмосковный, простым зонтом его не отпугнёшь :).

Ближняя более-менее оживлённая улица (я-то жил в тихом переулке) на первый взгляд не показала значительных отличий от прошлого раза.

Собак в качестве домашних животных вьетнамцы явно предпочитают кошкам. И есть у меня догадка, почему так. Кошки, сколько я замечал, чаще становятся жертвами автомобилей. Не знаю, с чем это связано. Поскольку вьетнамский дом обычно изолирован от улицы довольно условно (для кошки – вообще никак не изолирован), квартирное содержание тут практически невозможно. И при таком дорожном трафике шансы на выживание у выбравшегося на улицу котика, увы, невелики. Это ведь ещё довольно тихая улица, которую даже можно спокойно перейти, дождавшись перерыва в потоке. Много есть куда загруженнее, а перекрёстки – это вообще нечто с непривычки пугающее.

Отличия от 2013 года всё же есть, жизнь не стоит на месте. Светофоров в городе прибавилось. Соблюдают их без фанатизма. ГАИ в Хошимине если и существует, то очень ненавязчиво. Скорее, полагаются на вульгарный дарвинизм: кто не приспособится, тот сам и виноват. Смертность от ДТП во Вьетнаме в полтора раза выше, чем в России, а ведь и у нас она отнюдь не на уровне приличных стран.

Больше стало и размеченных пешеходных переходов, но жизнь пешехода от этого в лучшую сторону не изменилась. Потому что для тех, кто едет по дороге, это просто какие-то странные полоски, вообще непонятно зачем нарисованные. Что на них надо пропускать, тут не слышали. Да и не очень-то далеко уедешь, если пропускать каждого пешехода, как в Европе. Так что о безопасном переходе дороги по-прежнему говорить не приходится. На набережной, например, есть длинные участки без светофоров. «Зебры» там в наличии, да только толку от них? А поток постоянный, вообще без заметных перерывов, причём несутся как угорелые.


Та самая опасная набережная

В прошлый раз я хоть и не без опаски, но переходил почти не зажмуриваясь. Поскольку мотоциклист не слишком настойчиво лезущего под колёса пешехода без проблем объезжает или даже может чуть притормозить. Да только нынче новая беда. Экономика Вьетнама быстро растёт, а с ней и уровень жизни населения. Ощутимо больше стало на улицах автомобилей. А у автомобилистов то ли самомнение выше (вот ещё, пропускать всяких нищебродов), то ли просто объехать тебя в потоке они не могут.

Ещё одна забавная особенность местного дорожного движения. На байке ездить по дальнему краю встречки в порядке вещей. Если только дорога не забита плотно. Поэтому, если обстановка не вынуждает, к правому краю проезжей части не прижимаются: туда запросто может выскочить с тротуара встречный скутер.

Вроде больше стало и автобусов. С точки зрения перемещения по городу это даже хорошо, только разобраться с маршрутами (кроме обслуживающих аэропорт) без знания вьетнамского не получится никак. Появились даже выделенки.

Строительство метрополитена в Хошимине если и продвинулось с 2013 года, то несильно дальше, чем строительство аэропорта.

Я-то за исколючением автобуса в аэропорт и из него общественным транспортом не пользовался. В основном пешком, поскольку по центру. Жарко мне после Дохи особенно не было. Да и не случилось нынче такого пекла, как в мой прошлый приезд (температура +40° с отнюдь не пустынной влажностью). Пару раз брал такси. Для такси тут есть приложение Grab – местный аналог Uber’а. Там, кстати, можно заказать не только машину, но и мотобайк. Они же еду доставляют – всё в одном флаконе приложении.

Если не брать в расчёт переход улиц, то ходить пешком иногда даже удобно.


Широкий мощёный плиточкой тротуар, витрины, зелень, народу немного – лепота!

Но таких улиц наперечёт. Чаще сайгонский тротуар выглядит так.

То столиков наставят или торговую точку, то просто байками заставят. Причём каждый второй будто специально бросает свой драндулет так, чтобы другим было максимально неудобно. Это такой шик. Если исходить из того, что цивилизация начинается с взаимного неперсонализованного уважения, то пока что она обходит Вьетнам стороной. В отличие от технического прогресса и экономического развития, что только усугубляет ситуацию.

Порой, конечно, увидишь и картину иного толка: ведь можно ставить и так, чтобы свести помехи к минимуму.

Кое-где ситуацию чуть спасают «парковщики». Почти у каждого уважающего себя заведения сидит дядька в голубой (чаще всего) псевдоформенной рубашке – типа, секьюрити. Он же парковщик. Это вполне может быть глава семейства, а внутри командуют жена и прочие домочадцы и родственники. В социалистическом Вьетнаме мелкий бизнес если и был под запретом (не так-то просто найти информацию о том, что тут творилось в экономическом плане до 1986 года), то не очень долго. Традиции, видимо, не были бесповоротно утрачены.

Симпатичных и не очень современных зданий тоже прибавилось. Это помимо пресловутого Landmark 81.

Даже уличную уборку пару раз видел. Но не сказал бы, что на улицах стало сильно чище. На не очень свежую раздавленную крысу я разок всё же наступил, пробираясь между лужами. Так-то крысой и в Москве никого не удивишь, просто у нас их убирают быстрее.

От церкви до церкви

Чего-то принципиально нового я для себя в Хошимине не открыл. За исключением нелюбви ходить по нему в одиночку. Ну не Венеция, хоть тресни. Однако когда тебя не возят или водят, а просто бродишь сам в своём темпе, город всё равно видишь несколько иначе. Смотрите.


Церковь Huyện Sỹ

Кто такой этот Хуйен – поди пойми. Переводчик Google утверждает, что район. Может, название просто означает, что церковь приходская. Информацию на понятных языках сложно находить, если речь не о записных достопримечательностях. Тот же Google в лице своих карт уверяет, что это XIX век. Разве что самый его конец: эклектика.


Или всё же это Хуйен, что стоит перед церковью за арочкой со светодиодами?

Тут, видимо, проходят службы на свежем воздухе, а позади что-то вроде часовни для погребальной мессы. Или, может, колумбарий. Проверить на заходил.

Вообще, католиков в Сайгоне всего 10%. Но католические церкви куда охотнее попадаются на глаза, чем всяческие пагоды. Вероятно, специфика центра, где исторически кучковались почитающие Христа империалисты. Да и просто благодаря высоким шпилям церкви больше привлекают внимание. Другие-то храмы куда сложнее заметить, пока ты не оказался рядом с ними.


Индуистский храм богини Мариамман


Построен тамильской общиной в конце XIX века

Буддийского же храма (а это преобладающая религия) вообще ни одного не видел. Собирался съездить в один популярный у туристов, да так и не собрался, потому что далеко и одному неохота.


А так посмотришь – вроде и вполне приличный город.
И чего я на него бочку качу?

Зашёл на рынок Бентхань: нужно было прикупить трусов и футболок. Поторговался, как полагается, отоварился. В итоге остался недоволен. Качество, может, и не самое плохое, но покрой неудобный. Странное представление о попе у тех, кто шьёт эти подделки под Calvin Klein. Надо мной Джанг (о нём позже) потом почти посмеялся, когда я рассказал о своём визите на рынок. Мол, дурака свалял: там только иностранцы покупают. Я немного удивился: «Так ведь я, – говорю, – и есть иностранец». Устыдил.


Разгрузка льда у рынка

Кофейку ещё зашёл выпить. И манговый смузи заодно употребил – чем не перекус? С кофе во Вьетнаме ситуация довольно занятная. С одной стороны, выращивают тут в основном редкостную гадость – это с нашей вскормленной (точнее, вспоенной) итальянцами точки зрения. Но они как-то умудряются делать из этого весьма интересные напитки. Разумеется, нимало не напоминающие то, что наливают на Пьяцца Дуомо в Милане, но вкусные. И я не про стандартный вьетнамский общепитовский «кофе со льдом», где полстакана льда, а остальное – фильтрованный кофе и сгущёнка 2:1. Я случайно забрёл, как мне потом объяснили, в лучшую сеть города.

Покупать же и везти домой местный кофе – пустая трата денег и места в чемодане. Да и найти вьетнамский кофе у нас сейчас не проблема. По объёму экспорта Вьетнам занимает второе место в мире (уступая только Бразилии и кратно опережая Колумбию), но это почти исключительно невкусная робуста (арабики тут крайне мало). Она же и в сайгонских магазинах в основном продаётся.


Перекрёсток на широком проспекте Hàm Nghi, ведущем к реке Сайгон

К реке-то я как раз и шёл. Тут совсем рядом прежняя высотная доминанта города – башня Bitexco.

На башне есть смотровая, куда можно спуститься из бара на 50-м этаже. Либо заплатить около 10 долларов и сразу подняться на 49-й этаж. Но, во-первых, погода была вообще несмотровая. На снимках ниже, где дальние планы, это хорошо видно. Во-вторых, ташиться туда мне не особо хотелось без компании. У меня вообще было такое малоприятное ощущение, что я попусту теряю время в Хошимине. Мог бы сейчас гулять по Тоскане, а вместо этого гуляю по городу, который мне не нравится, просто от безысходности. Не сидеть же в гостинице.


Вот и река

Странное здание зигзагом – это торгово-выставочный центр. То ли недостроенный, то ли заброшенный, то ли всё сразу. Тут снимок ещё более-менее чёткий, потому что прямо через реку, расстояние съёмки полкилометра всего. А чуть подальше объектив направишь, дымка заметная.

Это южнее по берегу в районе музея Хо Ши Мина. Там сразу несколько ресторанов у воды и на воде.


Покрупнее

Многоэтажная имитация чего-то традиционного вроде джонки, конечно, не плавает. Просто стилизованное здание на реке. А левее него стоит судно Saigon Princess – это ужины из числа самых роскошных в городе, совмещённые с круизом по реке. Даже стало интересно, чего это сто́ит. Но на сайте они цены не пишут. Обычно это означает, что цифры не простимулируют желание посетить заведение.

Туристов на набережной уже вполне заметное количество. Тех, кто туристами интересуется в меркантильном плане – тоже. Стоит остановиться, сразу же подойдёт кто-нибудь (обычно мужички в районе сороковника – вероятно, мало востребованные в местной экономике) и начнёт предлагать что-нибудь ужасно нужное. Обычно сложно разобрать, что именно. Часто интересуются, откуда ты, но это только способ завязать разговор. На самом деле это им неинтересно. Понять-то их по-человечески можно: сезон низкий, а семьи кормить как-то нужно. Но что-то я нынче не очень готов в этом участвовать.

Вообще, странный во Вьетнаме социализм. Зато наконец-то нашлись котики. Аж целых два котика.


Видно, что чумазики помойные. Но людей не боятся


Вид на новый район высоток с башней Landmark 81

Расстояние съёмки более 2,5 км. Неплохая глубина резкости получилась (навигационный знак в кадре был совсем недалеко). Всё же что-то есть хорошее в этом объективе и помимо стабильно хорошо получающихся котиков. Без дымки мог бы вполне приличный кадр быть.

На этой башне тоже есть смотровая (самая высокая в городе), но она стоит уже конкретно невменяемых денег. Я не рассматривал её посещение даже при ясной погоде, поскольку есть предел терпимости к жлобству.


Полукруглая площадь Công trường Mê Linh у реки
с памятником Чан Хынг Дао

Чан Хынг Дао – вьетский полководец XIII века, успешно отразивший вторжение монголов. Да-да, они и досюда добрались. Точнее, Ханой монголы всё же захватили и вырезали, но партизанскую войну в джунглях не потянули. В итоге согласились на дань с фактическим сохранением полной независимости тогдашнего вьетского государства во внутренних делах. Оказывается, традиции партизанства во Вьетнаме ого-го какие древние. И своё иго у них было. Наверное, монголо-китайское.

Однако Ханой – это сильно севернее, а нынешний Южный Вьетнам по XVII век принадлежал кхмерам. Вьеты пришли сюда в 1698 году, то есть они в данном случае завоеватели вроде тех же монголов. Эта дата и считается годом основания Сайгона. Затем Южный Вьетнам захватили и колонизировали французы (в 1859-1962 годах). Ну а что, вьетам можно, а им нельзя, что ли? Зданий доколониального периода в городе сохранилась буквально парочка, и то это уже XIX век.


Hotel Grand Saigon **** (1930) – запоздалый модерн, однако

Тут уже пошли знакомые места, где меня Хью когда-то водил. От реки к зданию городского совета (бывшей ратуши) идёт широкий бульвар Nguyễn Huệ.

Он может потягаться с Вокинг-стрит за звание главного городского променада с той оговоркой, что он именно гулятельный, а не тусовочный. И популярен более у горожан, хотя и туристы его вниманием не обходят в силу известной урбанистической живописности.


На привале (по мотивам картины знаменитого вьетнамского художника Ба Зиль Перонга)


Бизнес-центр с азиатской спецификой

У нас едальни обычно размещают внизу, а тут уж где смог найти помещение, там и варганишь фо.

На выходящем к ратуше конце бульвара находится новый памятник Хо Ши Мину, который появился уже после моего прошлого визита. Но увидеть его мне не было суждено.


Он внутри этого футляра

Вроде не так давно поставили – чего вдруг закрыли-то? Не свезло мне и с собором Сайгонской Богоматери. Но про него хотя бы точно известно, что он полностью закрыт на ремонт.

Всё это мою досаду по поводу Сайгона, разумеется, не уменьшило :). Ладно, уже немного осталось.


Голубиный спа-курорт :)


Странная штука


Народ тусуется в парке возле странной штуки

Последней моей целью на день стала ещё одна церковь Tân Định.

Внутрь заглянул бы с удовольствием: снаружи неоготика тут довольно чистенькая, в отличие от первой сегодняшней церкви. Я говорю «нео», а не «псевдо», потому что всё же католический храм, и строили его французы. Но ещё на подходе меня отловил какой-то старичок – видимо, приставленный следить тут за порядком. Он очень агрессивно настаивал, что церковь только для католиков. Казалось, готов был даже применить силу. Вряд ли у него что-нибудь вышло бы из такой затеи. Но не драться же, право, у входа в храм, даже неоготический. Притворяться католиком (как он проверит-то?) желания не было. При всём моём цинично-скептическом отношении к религии кривить душой в таких вопросах я не люблю.

Что ж, оказывается, синдром вахтёра не чисто отечественная забава. Представляю, как он вечером перед сном отчитывается перед высшим начальством:

– Сегодня, Господи, я не пустил 18 нехристей в дом Твой…
– Ты дебил?!

Да-с, это я немного сублимирую досаду :). Однако ещё одна капля в чашу ненависти к Сайгону упала. А там и так уже было. И на следующее утро я расстался с ним с большим облегчением. Всё же как много значат обстоятельства посещения!

Позже я выяснил, что восточная периферия города у реки Донгнай (где та самая красивая пагода Bửu Long, к которой я не поехал) и пригороды к северу от неё весьма живописны и мало напоминают виденный мной центр. Возможно, ещё не совсем ещё потеряны мы с Хошимином друг для друга. Глядишь, и метро туда как раз достроят.


< Доха Фукуок >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *