8 января 2020 (среда). Вечерний Кишинёв

Бу-бу… буднее утро

На остановке автобуса уже стоит синьора с ребенком. Это хорошо: синьора с ребёнком наверняка знает, когда ждать автобус. Опоздал он всего на 7 минут.


Пиевы ворота, юго-западный (городской) фасад

Пиевы ворота – последняя архитектурная работа Микеланджело, выполненная по заказу папы Пия IV, в честь которого ворота и названы. Закончены они в 1565 году уже после смерти маэстро взамен Номентанских ворот Аврелиановых стен. Номентанские ворота при этом почти не пострадали, поскольку они метрах в 100. Карабинеры на снимке охраняют не творение Буонаротти и даже не античный памятник, а британское посольство, которое находится справа.


Герб Пия IV над воротами – с хорошо узнаваемыми 6 шарами Медичи


Неокласический северо-восточный (наружный) фасад, добавленный в XIX веке

Внушительное сооружение, длина его около 33 метров, ширина поменьше. Сильно неприступными они не выглядят, но тут надо понимать, что качество крепостных ворот в век артиллерии определялось не прочностью створок, а возможностями обороны внутреннего двора.

С Пиевыми воротами связан один из завершающих эпизодов Рисорджименто. В 1870 году почти совсем объединённая Италия (всё ещё не овладевшая своей номинальной столицей – Римом) наконец-то получила возможность окончательно решить «римский вопрос». Точнее, Франции стало очень сильно не до того, чтобы защищать папу. Тогда Виктор Эммануил II направил к оставшемуся без ограниченного контингента французских войск в Ватикане понтифику (кстати, тоже Пию, но уже IX) посланника с предложением сдать город без кровопролития. Однако получил решительный отказ в духе хрестоматийного «Скорее Тибр потечёт вспять, и пасту станут есть с котлеткой…»

Короче говоря, штурм города королевскими войсками состоялся именно здесь. Сапёры взорвали Аврелиановы стены рядом с воротами и вошли в Рим. Жертвы были, но не особенно большие: 47 погибших с обеих сторон. Так закончилась эпопея, начатая Гарибальди с его обсессивными походами на Рим.

В память об этих событиях в здании ворот нынче располагается музей берсальеров.


Памятник берсальерам (в характерной шляпе набекрень),
установленный в 1932 году близ ворот

Смазанный самолётик убрать из кадра мне труда не составило бы, но очень уж он символичен для сегодняшнего дня. Мол, гуляй-гуляй, да не загуливайся; авиация ждёт.

Дальше у меня по плану было небольшое путешествие с пересадкой на городском транспорте, но оно было прервано на половине. Потому что в трамвай на Виале Реджина-Маргерита я просто не смог войти. Во время траспортного коллапса с внезапным закрытием метро я и не такое видел, но нынче это было несколько неожиданно. Время к 9 часам – видимо, римляне на Форум работу едут. А я пошёл как последний раб пешочком; две остановки всего.


Церковь Санта-Мария-делла-Мерчеде-э-Сант-Адриано (1958)

В плане её у меня не было, и я поленился искать переход через эту самую Виале Реджина-Маргерита, чтобы зайти. Следующей церкви, впрочем, тоже не было, но она была на «моей» стороне улицы.


Церковь Богоматери Скорбящей на Пьяцце Буэнос-Айрес (1930)

Про пьяццу – это часть названия, потому что в Риме есть ещё одна церковь, посвящённая скорбящей Мадонне. Что тут у нас лишь поздняя неороманская стилизация, я, в общем-то, догадался сразу. Иначе бы в моём плане этот храм был. Но стилизация весьма достойная.

Матримоний, апсида с росписями на арке, огороженный пресбитерий – всё как у людей. Только слишком уж блестит, чтобы быть аутентичным.

Но это так, просто попутный эпизод. Шёл-то я не к церкви, а в квартал Коппеде́ неподалёку от неё. Это не квартал в смысле исторических частей города, а просто целостный кусочек застройки. Называется тоже словом quartiere.


Одно из Посольских палаццо (Palazzi degli Ambasciatori) и арка между ними

Тут весь квартал, построенный в 1915-1927 годах, можно было бы назвать посольским: дипломатических представительств стран второго эшелона в нём много. Ещё его можно было бы назвать кварталом модерна, поскольку этот не слишком распространённый в Италии стиль именно здесь представлен достойно. С некой спецификой в виде повышенной помпезности и не совсем свойственного «настоящему» модерну декора вроде руста и всяких барочных приблуд. В Италии даже выделяют отдельный стиль Коппеде – по имени архитектора Джино Коппеде́, спроектировавшего весь квартал. Он же, кстати, построил Кастелло Маккензи в Генуе.


Башня палаццо

Съёмка оказалась сильно затруднена оживлённым движением. Сюда надо приходить утром в выходной день, когда все спят.


Машинами заставлено всё равно всё будет, но они хотя бы
не станут сгонять меня с подходящей для съёмки точки

«Люстра» в арке, например, совсем не получилась. Но она вообще непростой объект, поскольку находится почти всегда в тени. Только утром часов около 7, как я понимаю, на неё будет падать солнце с восточной стороны (улочка ориентирована почти строго с запада на восток).


Палаццо на Пьяцца Минчо, 1

Зданий интересных очень много, особенно на пьяцце, но с условиями для съёмки полный швах. Да ещё и забор-ремонт (на фото видно). Фонтан с лягушками я так и не увидел, и квартал Коппеде благополучно перекочевал в список на май.

Как утереть нос папе

От Пьяццы Минчо (названной, кстати, в честь реки, на которой стоит Валеджо) до парка Вилла Торлония минут 10 отнюдь не торопясь.


Казино-Нобиле (господский дом князей Торлония) – классицизм начала XIX века

Здания виллы имеют музейный статус, а вход в сам парк свободный. Он не особенно велик, всего 13 гектаров. Второй раз за эти дни встретил в парке попугаев.

Раньше я их как-то вообще не видел в природе Италии. Вроде климат всё же не совсем подходящий. Но смотри-ка, Википедия пишет, что они даже в Нидерландах уже обжились. Ишь, поналетели тут. Из других животных в парке очень хорошо представлены собаки. Похоже, это излюбленное место выгула питомцев для жителей окрестных улиц. Я бы тоже с удовольствием гулял по такому парку.

Да я, собственно, и гулял.

Колонна в парке не единственная, но что совсем уж возмутительно, обнаружился и обелиск с древнеегипетскими иероглифами. Даже два.

Я же уже дважды отчитался, что закончил с ними! Однако эти обелиски ни разу не античные, они созданы в 1840-х и лишь стилизованы под распространённые в Риме египетские. Сами посудите, если бы у вас в роду был герцог на князе, вы бы не захотели себе обелиск? Чтобы папа (римский) поменьше персты гнул, пользуясь тем, что он может наложить лапу на всё, что откопали в Риме.

Ещё одно украшение виллы – т. н. Домик Сов, построенный, как несложно догадаться, уже во времена расцвета эклектики.


Casina delle Civette

В 1908 году коттедж в швейцарском стиле был перестроен в это замечательное архитектурное месиво, где чего только не найдёшь, включая готический щипец. Может, даже сходить посмотреть внутри: в интерьерах в те времена тоже знали толк. Но это точно не сегодня.


Главный вход виллы с пропилеями

Для меня, скорее, выход, поскольку заходил я не здесь. Это на улице Номентана, главной в квартале, где мы нынче обитали. Юра-то ещё с ранья умотал в аэропорт на самолёт в Барселону. У него путешествие ещё длинное. А мне лететь домой и после обеда.

На этой самой Номентане застал спецоперацию по уборке листвы. Только я намедни на Вилле Альдобрандини порадовался, что в Риме не издеваются над опавшей листвой, и на тебе. Реально спецоперация, человек 20 на одном участке работало. И старались убрать всё, даже выдували из-под припаркованных машин. Но по аккуратности… нет, не швейцарцы.

Кстати, не только листву нынче убирали. Рождественско-новогодней иллюминации тоже настала пора отправляться на покой до следующего Адвента.

Констанция, Констанция…

Думаете, в Номентано совсем ничего выдающегося нет, раз он сравнительно окраинный, и даже вилла тут всего лишь XIX века? А вот как бы не так. Это ведь Рим, тут завсегда что-нибудь да найдётся.


Мавзолей Констанции (340-е годы)

Проход сюда пришлось поискать, но я справился. Раз мавзолей, то это, конечно, уже было за пределами города. И довольно сильно. Святая Констанция – это дочь Константина I Константина. Так… Вообще непонятная фраза получилось. Заново. Звали будущую Констанцию на самом деле Константина (по другим источникам – Константиниана). И была она дочерью императора Константина I Великого. Умерла в молодом возрасте. В святые попала по анекдотической причине. В мавзолее, где стоял её порфировый саркофаг (в 1620 году перенесённый в Ватиканские музеи), в очень ранние времена устроили баптистерий при находящейся рядом базилике Святой Агнессы Римской. А раз чьи-то останки лежат в церкви… вы же, небось, тоже не подумали бы, что этот человек просто так погулять в саркофаге вышел. И Константина стала святой сначала «в общественном сознании», и только в XVI веке папа внёс её в мартиролог под именем Констанция. Именно поэтому, в отличие от большинства античных святых, в православии она неизвестна. Ибо никаких примечательных деяний за ней не числится. Но у неё есть тёзка, «реальная» раннехристианская нерономученица.

Уже интересно, правда? Заходим!


Купол (роспись XVII века)


Алтарь (не ранее XVII в.)

Накопать в Риме перед отъездом древнюю ротонду у меня становится традицией :). Эта просто чудесная; даже больше понравилась, чем Санто-Стефано. Но там худо-бедно туристы были, а тут вообще никого. Уже когда уходил, пара девушек мне навстречу прошагала. Потому что мавзолей и находится на отшибе (хотя метро S. Agnese-Annibaliano тут совсем рядом), и раскручен он примерно никак. Hidden gem, как пишут в отзывах англоязычные товарищи.

В амбулатории сохранились оригинальные мозаики, какими прежде был отделан и купол. За монетку их можно подсветить.

Что касается базилики Святой Агнессы, баптистерием при которой начинал свою церковную карьеру мавзолей, со стороны портала она у меня напрочь не получилась (поскольку строго против солнца), а с Виа Номентана она выглядит как-то «не очень».


Basilica di Sant’Agnese fuori le Mura (VII век и далее)


Интерьер

А уж не с неё ли лепили Мадонну Скорбящую? Впрочем, древнехристианские базилики (которые не ротонды) большим разнообразием вообще не отличались. Тут колонны разномастные, что обычно выдаёт раннее Средневековье. Планировка в самом деле чуток не прямоугольная, это не руки у кого-то кривые. Ну, не только руки :). По потолку это хорошо видно.

До гостиницы тут уже меньше километра, выезд у меня до 12 часов, так что торопиться было особенно некуда. Зашёл за последними вкусными и полезными гостинцами в магазин и ещё заглянул к церкви Святой Франчески Кабрини, мимо которой не раз было хожено, но всё как-то в неудобное время. Люблю современные церкви.

Но на сей раз возле неё случилось какое-то действо с участием катафалка. И подумалось мне, что я там буду некстати.


Chiesa di Santa Francesca Cabrini (1958)

Франческа Кабрини – святая из сравнительно новых. В 1917-м преставилась, в 1946-м канонизирована. Покровительствует, что интересно, эмигрантам (сама уехала проповедовать в США). Актуально. Кстати, церковь не титулярная.

«Фьюмичино»

На региональном поезде я в аэропорт ещё не ездил. Нынче как раз удобно попробовать, потому что ходит он не от главного вокзала «Термини», а мимо него через станцию Тибуртина. Формально автобус дешевле, но до него ехать на метро, а Тибуртина в пешей досягаемости. Примерно то на то и выходит.

Вокзал «Тибуртина» оказался довольно удобным в плане ориентации и выхода к нужному пути. Один большой конкорс над путями (есть эскалаторы). Никаких путей у чёрта на рогах, до которых идти дольше, чем потом ехать. По крайней мере, если сравнивать с «Термини», то вообще лепота. Разве что касс Trenitalia маловато – в час пик это может создать затруднение. Кассы Italo при этом постоянно попадаются на глаза.

Ехать 47 минут – даже быстрее автобуса, хотя с остановками. Совсем забыл, что в итальянском названии Тибра (Tevere) ударение на первый слог. И ещё есть станция Понте-Гале́рия, что совсем уж странно. Видимо, к галерее её название не имеет отношения. Возможно, к императору Галерию.

Как способ добраться до аэропорта поезд оказался непопулярным. Двухэтажный состав был полный (даже стояли), но почти все вышли на Fiera di Roma. А в аэропорту на выход турникеты. Не видел ещё такого в Италии. Может, поэтому все и вышли раньше? :))

Прямо на станции есть табло прилётов-вылетов, и оно по поводу моего вылета недвусмысленно намекает: раньше 16 часов ждать не стоит (по расписанию в 15:40). Пока не страшно.


Крытый переход (в том числе от станции) в терминал 3

Заметка на будущее (вдруг пригодится). Посадка в автобусы на уровне земли (т.е. прибытия) в конце 3-го терминала. В Рим с платформ с 12-й по 15-ю. На 13-й, где обитает знакомый мне по прошлому разу T.A.M., неслабая толпа. При посадке даже дошло до ругани. Звучало что-то вроде paese del merde*. В итоге загрузились всё желающие, но некоторые поехали стоя. А на 14-й платформе, где Terravision – никого.


Погранично-улётный пейзаж

В третьем терминале я уже прежде был, но проскочил его бегом, спеша на посадку. А нынче у меня всё обслуживание в этом терминале, начиная с регистрации. И полно времени.

Леонардо да Винчи, имя которого носит аэропорт, и на которого это произведение явно намекает, в прошлом году 500 лет со дня смерти стукнуло. Видимо, к этому событию «инсталляция» и приурочена.


Стойки авиакомпаний на антресоли

И даже в аэропорту есть «фото на документы». Такое впечатление, что в Италии это на каждом шагу необходимая вещь, поскольку встречается повсеместно. Офис TIM нашёлся на этаже прибытия, что вполне логично. Кредит у меня теперь 22 евро с лишним. Ничего никуда не списали, как ни странно. Надо бы тратить потихоньку.

Итого… Ну, не «Хамад», прямо скажем. Но свои 4 звёздочки от Skytrax имеет. Да мне в любом случае ехать лететь, а не шашечки звёздочки.

Никуда не торопился, но досмотр прошёл по fast track хотя бы чисто из любопытства. Вроде имел полное право (висел плакатик, что MasterCard устроила такой аттракцион неслыханной щедрости для держателей карт World). Это если я правильно понял. Синьор за стойкой, который должен был удостовериться в моём праве в кои-то веки почувствовать себя белым человеком, не счёл возможным отвлечься от ковыряния в носу. Это в Италии-то. Как неожиданно :). Ну и ладно.

Собственно, что такое fast track («быстрый путь» дословно). Никакой очереди, и персонал весь такой приветливый, будто за весь день у них не случилось ничего приятнее встречи с тобой. Может, в самом деле так, но, скорее, просто скучно им там. Воду в бутылочке забыл допить, так слова не сказали.


В «стерильной» зоне T3

Нешенгенские рейсы отправляются из сателлита, куда доставляет пипл-мувер. Я в прошлый раз показывал картинки оттуда, а нынче даже сделал видео. Но пока я ехал, кто-то зачем-то теребил горизонт. Я не виноват, честное слово! :)


Интерьер сателлита

Безлюдно было… очень. Едва ли на 3 рейса, в обозримом будущем вылетающих, народ кучковался. В сателлите окна на все 4 стороны, что даёт некоторые возможности любования лётным полем. Ведь что может быть красивее самолётов? Кто-то скажет, что котики. Но честности ради я на это с тяжёлым сердцем должен буду сказать: «Нет, Оля!» :D

Беленький слева напомнил летавшие вообще без ливреи сербские «боинги». Но это не Boeing, а Airbus A320, и не сербский, а болгарский. Без ливреи, скорее всего, потому что болгары постоянно отдают его в сублизинг. Надоест же рисовать каждый раз.

Снимать через наклонно расположенное тонированное стекло – так себе удовольствие. От двойного остекления получается занятный эффект – «тени». Бледные призраки мачт рядом с оригиналами можно рассмотреть на фоне светлого неба. На следующем снимке заметно задвоился хвост.


Boeing 777-200 итальянского нацпера

У меня же нынче нацпер молдавский – Air Moldova. Отзывы о них были из серии «не уронят, и ладно», но очень меня подкупил включённый в минимальный тариф багаж. Бо в чемодане лежало уже и форарльбергское, и винсанто, и мальвазия, и даже хорошая бутылка «егермайстера». Как-то всё это влезло в cabin size благодаря сравнительно небольшому количеству других вещей и тому, что чемоданчик «масштабируемый». (Это я так семантически некорректно называю возможность увеличить габарит, рассупонив специальную «молнию».)

Самолёт A319; для 14-го года эксплуатации выглядит весьма свежо. Впереди один ряд «евробизнеса». В «экономе» вообще нет крючков для одежды. Расстояние между рядами очень комфортное. Командир русский, объявлял третий раз по-русски (видимо, в курсе, кто составляет значительную часть пассажиров). Из проводниц как минимум одна говорит по-русски без акцента. Инструкция по безопасности тоже на 3 языках. Уже интересно. Да ещё соседи (оба) куда-то умотали, когда раздавали леденцы. Компания – это не так уж плохо, но совру, если скажу, что сильно страдал без локтя по соседству.

Отвалили от терминала даже раньше обещанных 16 часов, хоть и с опозданием.


Фьюмичино (кусочек аэропорта слева в кадре виден)

Уже темнело, и о хорошей съёмке, как на снижении перед Инсбруком, мечтать не приходилось. Так что и исцарапанное окно меня не раздосадовало. К морщинистому хорватскому берегу подлетели почти в сумерках; закат уже краснел. Босния кажется вообще необитаемой: никаких огоньков, хотя уже пора бы (нет, дело не в облачности).

Корм – вполне пристойный сандвич. И пластиковые шведские зубочистки с «ёршиком» – отличная вещь, ни у кого прежде таких не видел.

* дерьмовая страна (ит.)

Баллада о двадцать шестой

О 26-й стране у меня вообще и 2-й новой в этой поездке. Ведь в солнечную Молдавию меня прежде не заносило. Впрочем, солнца мне тут вообще не предполагалось даже не по погодным условиям, а по времени суток. Да и температура оказалась после Рима несколько… контрастной. Даже холоднее, чем нынче в Москве. Отчётливый «минус».

Соответственно, держать в руках молдавские деньги мне не доводилось. Они ещё леями называются (не путать с принцессой Леей). Курс обмена в аэропорту таки да, зверский. Это я знал заранее: вечером хорошие обменники уже закрыты. А без денег из аэропорта не очень-то уедешь. На ночь глядя, да и времени на пересадке у меня не так уж много, но грех такой возможностью не воспользоваться. Когда ещё доведётся. Я так на паспортном контроле пограничнице и сказал на вопрос о цели посещения: посмотреть город и поужинать. По-русски сказал; она сама начала.

Кажется, Кишинёв – единственный известный мне город, где в аэропорт ходит троллейбус (пишут, что ещё в Симферополе есть такое). Тут этот вид транспорта вообще очень хорошо развит. Несмотря на увеличенную протяжённость, маршрут считается городским. Билет стоит 2 лея. Плату собирает кондуктор наликом, никаких новомодных бесконтактных карт не предусмотрено. Смотрим на таблицу с курсами справа, что я снял чуть позже в городе… и завидуем кишинёвцам. 7 рублей с мелочью.

Кстати, обратите внимание, что вменяемый спред только на рубли и румынские леи. На остальные валюты, включая даже евро – грабёж чистой воды. Гривне что-то совсем не попёрло, хотя Украина рядом.

На остановке «Градина-Ботаника» (ботанический сад) с глухими ударами поднялись штанги токосъёма. До этого мы ехали на аккумуляторах – такой тут троллейбус. Но кроме современных продвинутых аппаратов в городе полно старых «ЗиУ».

Едешь по окраинным районам – чистый совок, но надписи все латиницей. Иногда выглядят очень знакомо – вроде Santehcomplect. Частенько попадается светящаяся кислотно-зелёным вывеска MAIB. Потом выяснил, что это Moldova Agroindbank. Это у них, кстати, в аэропорту обменник с очень вменяемым курсом. Который вечером не работает.

Ближе к центру появляются новогодние украшения. Очень даже вполне.


Это уже совсем в центре

Тут же рождественский рыночек (он в городе не один). Продают глинтвейн. Ну, в стране дешёвого вина глинтвейн не фокус. Фокус в том, что тут в его состав в обязательном порядке входит… перец. И можно его же (перцу) бесплатно добавить, если показалось мало. Мне с непривычки показалось много. Но продирает в горячем алкоголе хорошо, этого не отнять.

Для увеселения гуляющего народа на большом экране показывают недавний римейк «Короля Льва». На русском. Вывесок на русском, напомню, в городе нет совсем. Народ кругом говорит в основном… видимо, на молдавском, поскольку язык явно не славянский. Или румынском. Они сами не могут до конца определиться, какой у них язык. На итальянский по звучанию не особенно похож, хоть и происходит тоже от народной латыни. В надписях сходства больше, некоторые поэтому примерно понятны. Стоят два парня, разговаривают на молдавском (видимо). Ничего не понимаю, кроме мата, и как-то раз ещё проскочило «комплекс неполноценности». Страна – лингвистическая загадка.


Собор Рождества Христова (1836)

Молдавско-Кишинёвская митрополия является самоуправляемой частью РПЦ. Также на территории Молдавии действует Румынская православная церковь. Естественно, без конфликтов не обходится. При этом нельзя сказать, что власти страны румынским попам дают какие-либо преференции.


Храм Преображения Господня (1902; в советское время – планетарий)

Католики тут тоже есть, но католический собор оказался напрочь не подсвечен, так что не покажу.

У президентского дворца стоят карабинеры. Свои, не итальянские :).
– Дворец, – спрашиваю, – можно снимать?
– Смотря с какой стороны.

Это ж надо так суметь ответить, чтобы и по-русски, и вежливо, и по сути не ответив. Одесса рядом сказывается, наверное :).


С этой стороны – можно

Здание бывшего Верховного Совета Молдавской ССР, построенное в 1984 году, стоит на расцентральном бульваре Штефана чел Маре (Стефана III Великого, господаря Молдавии в XV – начале XVI века). Он и не бульвар даже, а просто проспект. Я в основном вдоль него и перемещался. На нём же российское посольство, которое тоже неплохо подсвечено, но его снимать как раз нельзя (меня ребята-карабинеры предупредили). Вряд ли это придумка местных властей, поскольку президентский дворец – можно. Очевидно, наши фигнёй страдают. Точнее, наслаждаются. Они обычно как тупость какую-нибудь сделают, очень довольны собой бывают.

Прошёл мимо посольства, отснял церковь неподалёку.


Церковь Николая Чудотворца (1901)

Возвращаюсь – тормозят меня карабинеры. Которые посольство охраняют; там свой наряд пасётся.
– Снимали? – показывает на посольство.
– Нет, – говорю, – только церковь.

Поверили на слово. В самом деле, чего я там наснимаю с той позиции, где с фотоаппаратом возился. Будь у меня с собой монопод, можно было бы получше снимков наделать. Но он лежал в чемодане в аэропорту.

Про историю города рассказывать не буду и герб не покажу, потому что за посещение Кишинёва эту куцую прогулку в темноте считать как-то зазорно. В другой раз. Криковские подвалы-то всяко надо посмотреть. И не только глазами. Да, кстати, о гастроэнологии. Поужинать-то уже давно пора бы.


Можно было тут – во «Флоренции»

Я выбрал более демократичный и по идее более аутентичный вариант – заведение La Placinte всё на том же «бульваре». Правда, оно вскоре закрывалось, так что рассиживаться было некогда, и я выбрал из не слишком обширного оставшегося ассортимента то, что приготовят быстро. Не скажу, что особо впечатлился, но было достойно. Официант по имени Вадим поведал, что по-русски в городе говорят не все, но большинство. О, как. Казалось бы, с чего вдруг? Этнических русских в городе менее 10%. Ещё около 6% украинцев, которые дома говорят тоже в основном по-русски. Есть и молдаване, считающие русский язык родным. В общем, примерно такая же история, как с Гродно, только в меньшем масштабе. Это уже из Википедии, а не от Вадима :). Сам он по телефону говорил с кем-то по-молдавски, но это ни о чём не говорит.

Троллейбус в аэропорт ушёл из-под носа. Чуть-чуть не успел я добежать до остановки. Было 21:58, а время отправления последнего было обозначено как 22:04. (Таким образом, вычитанные сведения о том, что маршрут работает до 23, оказалось неверными как минимум применительно к пути в аэропорт из города). Спросил у местного парня. Говорит, что раньше расписания – это вряд ли. Значит, стоит подождать. В 22:18 он пришёл. После Италии… было бы о чём говорить.

Если что, тут и на такси не очень разоришься (даже Яндекс работает), но зачем? Разве чтобы не мёрзнуть. Сильно-то холодно не было, поскольку влажность невысокая. Торопиться вообще некуда, вылет только в половине второго ночи, посадочный на руках, багаж сдавать не нужно.


Зал вылета кишинёвского аэропорта, реконструированного в 2000 году

Аэропорт мне сразу понравился. Он небольшой, но тут и пассажиропоток годовой чуть-чуть до 3 миллионов не дотягивает. Что сопоставимо с населением всей страны.

Ещё одно слово про этот аэропорт очень напрашивается сказать – уютный. В стерильной зоне даже поспать можно. Некоторые так и делают.

В аэропорту чаще увидишь, что спать как раз стараются елико возможно помешать (Доха не в счёт). А тут мягкие диванчики, подушечки(!). Поразительно. При том владеет аэропортом какая-то очень невнятная компания, с которой правительство постоянно воюет. Испортят ведь хорошее место, ироды.


Зона торговли duty-free

Тут я тоже немного отоварился,  в результате слегка привысив лимит разрешённого к ввозу алкоголя. Обошлось без последствий. Маленький чемодан, скорее всего, таможенников привлекает меньше, чем большой. Как мудро кто-то давно заметил, размер имеет значение :).

И вот такая замечательная воздушная гавань имеет всего 3 звезды от Skytrax. Вполне могла бы рассчитывать на большее, но просела по удобству навигации (а тут есть куда «навигировать»?) и представленности международных брендов в общепите. Как по мне, отсутствие McDonald’s – это достоинство аэропорта, а не недостаток. И что нет телетрапов, наверное, сказалось. В автобусе-то холодно, особенно когда долго маринуют.

A321 до Москвы бывалый (почти 22 года), но с новыми тонкими сидениями. Простора для ног даже с учётом этого заметно меньше – видимо, салон не просто обновили, но «уплотнили». Но по сравнению с тем, что ожидало меня на последнем этапе путешествия, это вообще ерунда. Дёрнул чёрт пойти на ночную маршрутку, хотя вполне можно было подождать нормального автобуса. Там ходит какая-то мелочь, где места для багажа нет в принципе. Это из аэропорта ехать, на минуточку. К тому же, водители всеми правдами и неправдами берут только наличными (или «вчёрную» на личную карту). В общем, мне не понравилось. Но это было единственное, что в этой поездке у меня совсем уж вызвало неудовольствие. Даже туман, если подумать, был своего рода забавным приключением. Ведь Новый год, не лето.

А у нас с вами «на десерт» ещё осталось немного традиционных фонтанчиков.


< Снова Ватикан И ещё немного >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *