29 марта 2017 (среда). И снова День авиации!

Как не любить День авиации, который лично у меня может выпасть на любую дату и при этом всегда будет кстати? Как не любить самолёты – и те, на которых летаешь в дальние и ближние страны, и те, побывать внутри которых никогда не доведётся, но которые тоже стремятся туда, куда без них нам не попасть – в небо. Такое безоблачное на высоте полёта лайнера, такое синее и такое многообещающее.

Побег из зимы

Вот честно, «Шереметьево» – во многих отношениях весьма достойный аэропорт. Но уж очень он далеко. Чаще всего я туда на «Аэроэкспрессе» добираюсь: на метро через весь город, потом на автобусе выходит слишком долго и мучительно. Но на сей раз у меня нарисовался попутчик (только до аэропорта), так что решили взять такси. И что вы думаете? По неизменной традиции пошёл снег. Но не в момент вылета, как бывало, а заранее: накануне ночью. И сильный. Так что дороги московские встали с самого утра, и разминуться с серьёзными заторами мы не успели. Пробирались до аэропорта аж 2 часа, и это ещё в конце по платной дороге ехали. Обратно-то я потом за 45 минут долетел безо всякой «платки», ещё и собрав почти все светофоры на Люблинке. Правда, это была глубокая ночь и чистая сухая дорога.

Надо будет как-нибудь эксперимента ради полететь из «Шереметьева» летом. Интересно, какой катаклизм произойдёт в этом случае.

Времени, впрочем, оставалось с запасом даже с учётом затянувшейся дороги. Хотел уже было пойти в музей аэропорта (он недавно в «Шереметьеве» открылся), но забыл об «интересной» особенности терминала F. Регистрируешься и сдаёшь багаж уже после прохождения таможни. И потом обратно в общедоступную часть аэропорта (где музей находится) дороги нет. С чемоданом же в музей… нет, не вариант.

Может, оно и к лучшему, что так вышло, потому что на этот раз «Шереметьево F» показал себя с ранее неизведанной мной стороны: большие очереди везде, начиная с регистрации. Не столько даже много пассажиров (на самом деле, мало). Просто на паспортном контроле, к примеру, работало всего 2 окна. На весь терминал. Да ещё передо мной оказался серб, который потерял документы и летел со справкой из консульства. Мучили бедолагу не так уж сильно, впрочем. И не так уж долго, если принять во внимание вошедшую в туристические легенды гуманность нашей погранслужбы.

Вегетарианская Air Serbia

Попросил на регистрации место F – получил 20F (последний ряд в A319 — 22-й). Казалось бы, не очень-то хорошо, но в хвосте почти никого не было, и все 3 места оказались в моём полном распоряжении. Последние ряды ещё не любят за болтанку, но повезло: летели очень гладко.


Карпаты где-то в районе Пьятры-Нямц (снимал на телефон)

У сербов теперь есть бортовой Wi-Fi. Мне-то он по-прежнему нужен как самолёту парус; просто приятно, что есть. И через него можно смотреть на собственном гаджете фильмы (тоже небесплатно, впрочем). А ещё они приобрели A330 и теперь летают на нём в Америку. Дружба с Etihad определённо идёт им на пользу. Вообще, похоже, Etihad тихой сапой формирует новый альянс – Etihad Airways Partner. Точнее, это не совсем альянс; принцип тут другой: командует парадом одна авиакомпания, которой остальные частично принадлежат. Что-то вроде Lufthansa Group получается, только куда глобальнее. В орбиту Etihad уже и Alitalia попала, хотя они всё ещё член SkyTeam. Да и airberlin – один из первых партнёров Etihad – спокойно себе членствует в oneworld. Просто-таки дружная авиационная семья.

Добавлено позже. 15 августа 2017 года после многих лет убытков airberlin объявила о банкротстве и осенью прекратила деятельность. Alitalia также находится в состоянии банкротства, но поддерживается правительством и деятельность не прекращает. Да и над самой Etihad всё больше сгущаются финансовые тучи: проект Etihad Airways Partner оказался в основном малоуспешным.

Кормить братья-славяне с 2014 года лучше не стали. С другой стороны, и хуже не стали тоже, а это по нынешним временам тотального сокращения минимально гарантированного сервиса уже неплохо. Даже появилась возможность заказывать спецпитание. И как-то меня угораздило на их сайте найти, как это сделать. Хотя позже я, сколько ни искал, получал только предложение обратиться по этому вопросу в колл-центр или представительство. А тут нашёл, заказал и… напрочь забыл об этом. И когда бортпроводница притаранила поднос с моей именной биркой, я почти удивился.Всё-таки преимущество неоднозначное, что спецпитание приносят прежде, чем обслуживают остальных. Пока потом дойдут с напитками (я же в хвосте), горячее успевает остыть. А жевать всухомятку отварные овощи с рисом не то удовольствие.

Что касается такой диеты, то в вегетарианство я не перешёл. Даже соблюдением поста не озаботился. От более скоромных яств я отказался по очень простой причине: у меня был план между рейсами освежить воспоминания о сербском мясе на гриле. Так что в самолёте специально намеревался поесть полегче.

Лучше нету того цвета

С точки зрения удобства пересадки Белград – почти идеальный вариант. С трапа попадаешь сразу в транзитную зону. Никаких длинных переходов, всё рядом; аэропорт очень компактный. Самый серьёзный «изъян» – очередь на транзитной стойке, но минут за 20 она рассасывается.


Терминал 2 (основной)

Справа там ещё есть маленький первый терминал, который используется в основном бюджетными перевозчиками и для чартеров. Так он вообще, можно сказать, пустой.


Зал ожидания в терминале 1 (одинокий рюкзак на переднем плане – мой)

Во втором терминале тоже не толпы, но хотя бы ощущение какой-никакой жизни. И магазинчики есть, и кофе выпить можно. Дороже, чем в Италии, правда. С другой стороны, а где кофе дешевле, чем в Италии? С ходу-то и не сообразишь. Кстати, в аэропорту повсеместно принимают не только динары, но и наличные евро. Включая монеты.

Но если совсем-совсем не торопишься, то придётся признать, что заняться тут решительно нечем. К счастью, выйти наружу не проблема: Сербия безвизовая, и российский паспорт здесь рассматривают как повод для приветливости, а не для придирок. Хотя… Но об этом чуть ниже.

Белград (строго говоря, это пригородная община Сурчин) встретил примерно такой же погодой, как и в первый раз. Разве, весна чуть более ранняя, и деревья, особенно «фирменные» сербские платаны, ещё толком не обзавелись листвой.

Цвели не только одуванчики.

Красота же! И теплынь, около 20 градусов. Не только пуловер пришлось быстренько снять, но и рукава рубашки закатать. Хотя утром я опасался простудиться в курточке без шапки, пока несколько минут у дома выяснял, куда делось такси. И мир как-то непривычно выглядит через солнцезащитные очки. И от резких перепадов освещённости в кадре я отвык тоже: подбирать экспозицию приходилось подолгу. Вариантов где погулять возле аэропорта не так уж много. Если есть несколько часов (а у меня их было аж 5), миновать самое приметное здание в округе не получится.

Точнее, это вертолёт Ми-4 советского производства на фоне здания музея. Эти машины стояли на вооружении югославской армии с 1960 по 1976 годы. И, как повествует табличка (не у всех, но хотя бы у некоторых уличных экспонатов появились таблички), заслужили добрую славу.

Не очень эстетичная металлическая конструкция на боку музея ещё в первый раз привлекла внимание, а нынче, присмотревшись, я обнаружил, что она не временная, а постоянная. Более того, она может (или могла раньше) ездить по кругу на специальных рельсах. Ухаживать за остеклением сложной формы с такой штукой намного удобнее.

Идти внутрь я нынче не собирался, только погулять вокруг да около. Не сказал бы, что за 3 года тут многое изменилось.


На «Каравелле» разве что краска сильнее облезла
(на сей раз я нашёл точку, откуда её видно целиком)


Куча старых машин всё так и стоит, и смотреть их по-прежнему не пускают

Хотя, конечно, я не могу помнить досконально всё, что тут было тогда.


Британский гидроплан SA.6 Saeland

Этот точно был; я его нашёл на старой фотографии. Сербы пишут, что это единственный в мире полностью сохранившийся экземпляр, но английская Википедия перечисляет 3 музейных Sealand’а. Может, они некомплектные, конечно. Вон и у этого-то носик помят.


Этого неподписанного и спортивного на вид «экземпляра» вроде не было


А это вообще не самолёт, а… скажем, макет

Напоминает отечественный истребитель 4-го поколения. Казалось бы, не такие уж дефицитные машины; чего было готовый не взять вместо того, чтобы чуть не из лозы как корзинку плести? Загадка.

Russian terrorist

Но вот уже самолёты посмотрены, на солнышке посижено, весна понюхана, а времени ещё вагон, и обедать пока рановато (с учётом корма в самолёте и планового отсутствия ужина). Куда пойти? Куда-нибудь, откуда хороший вид. Около лётного поля как раз подходящий пригорок есть. Дорожек-тропинок туда не проложено, но когда меня это останавливало?


Панорама лётного поля (5116×800 точек, выбираем в меню «Открыть оригинал»)

Взлёты-посадки тут редки, так что долго на пригорке тоже делать нечего. Дай, думаю, подойду поближе к забору. Только я с пригорка стал спускаться – вижу, что в мою сторону движется и машет мне рукой мужик в оранжевом жилете. Видел его раньше, когда проходил мимо ворот лётного поля. Я так понял, что к забору мне приближаться всё же не стоит, и пошёл к зданию аэропорта параллельно забору. Он увидел, что я сменил курс, и ретировался. Я уже было решил, что инцидент исчерпан (мало ли куда забредет глупый турист), но вскоре увидел бегущего(!) мне наперерез полицейского. Убегать от него не стал: жарко очень :).

Полицейский начал издалека. Сначала очень настойчиво поинтересовался (он неплохо говорил по-английски), всё ли у меня в порядке. Может, он имел в виду, нормально ли у меня с головой? Потом потребовал документы и, увидев мой паспорт, обозвал меня русским террористом. Пошутил, типа. В общем, по его словам, ходить на горку было нельзя. Хотя никаких заграждений или запрещающих табличек там нет и в помине. Как ни странно, этот аргумент его, кажется, убедил. Мы ещё немного поболтали о погоде (утром, по его словам, в Белграде был −1) и о разных странах (он продолжал листать мой паспорт). Что я там наснимал (камеру я не прятал), его вообще не интересовало. Потом он пожелал мне хорошего дня и предупредил больше куда не надо не ходить. На том и попрощались вполне довольные друг другом. И ему приятное разнообразие в будничной рутине, и мне впечатления.

Вообще, быть подозреваемым правонарушителем, даже по явно малозначительному поводу, за границей как-то не особенно приятно. Но почему-то на сей раз я вообще не волновался. Был свято уверен, что сегодня в Сербии со мной ничего плохого случится просто не может. Максимум – забавный казус. Всё, теперь обедать!

Я ещё в прошлый раз приметил ресторанчик с летней террасой около аэропорта. «Борик» называется. Туда-то я теперь и направился. Официант, увидев мою задумчивость, предложил караджорджев шницель. Но я как-то засомневался насчёт его размера, припоминая свой кралевский опыт. «Нет, – отвечает он, – небольшой». Я почти поверил, но все же… Знаю я эти «гроссе-кляйне», видели уже :). И от гарнира категорически отказался, хотя официант заботливо предлагал хотя бы рис отварить, переживая, что я уйду голодный. Я же переживал, смогу ли я вообще уйти, или придётся просить кого-то отнести меня до самолёта.

В итоге предчувствия меня не обманули. Мой второй караджорджев шницель оказался если и меньше первого, то самую малость. Длиной в столовый нож. Ну да; а кто скажет, что он большой? Вовсе нет; нормальный такой небольшой сербский шницель. Как раз чтобы потом не ужинать… пару дней.

Фьюмичино

Чтобы побыстрее выскочить в Риме, я взял место впереди (на вылеты из Белграда есть онлайн-регистрация). Самолёт был почти полный, но меня и на сей раз как-то угораздило обойтись без непосредственного соседа. Хоть было куда рюкзак положить, а то полку забили к моему приходу битком: я садился одним из последних.

Перелёт из Белграда в Рим проходит примерно так. Вскоре после вылета начинаются горы. Это не Балканы, а Динарское нагорье. Потом можно недолго полюбоваться причудливо изрезанным далматинским побережьем: те же горы, просто они плавненько так уходят в воду, и их гребни превращаются в продолговатые скалистые полуострова и острова. Потом сероватая в сгущающемся вечеру Адриатика, и вскоре снова горы.


Апеннины. Смеркалось

Мы как раз должны были пролетать поблизости от Гран-Сассо – самого высокого массива в Апеннинах (2912 м). Не поручусь, что это он и есть, но очень на то похоже.

Там, где кряж Апеннин заканчивается, земля резко уходит вниз. Только что она была на расстоянии вытянутой руки, а теперь где-то там далеко. Перед самой посадкой ещё чуток моря, теперь уже Тирренского. Весь аттракцион на час с небольшим. Такой короткий перелёт сродни поездке на автобусе куда-нибудь на дачу. Нет в нём ощущения путешествия. И народ ведёт себя соответственно. В первом перелёте была какая-то основательность, едва ли не торжественность. Сейчас же – одна только суета и легкомысленность. Да и половина самолета итальянцев тоже чего-то стоит.

Не ожидал, но меня и на сей раз обеспечили вегетарианской едой. Какой-то сэндвич (довольно вкусный, как назавтра выяснилось) и яблоко. Есть я после караджорджевой шницлы ничего не стал, разумеется. Но прибрал: в B&B холодильник есть. Остальных, кстати, кормили скуднее: только сэндвич меньше и проще моего. Но насовсем в вегетарианцы я всё же что-то не готов :).

В римском аэропорту «Фьюмичино» (он же – имени Леонардо да Винчи) рейсы из Белграда числятся по первому терминалу, но на самом деле это всё ложь и провокация. В первом терминале только регистрация на вылет, а всё остальное обслуживание в третьем терминале. Там есть специальный сателлит для нешенгенских рейсов, связанный с основным зданием пипл-мувером.


Пипл-мувер

Никто мне вид не застит (рюкзак в кадре, опять же, мой), потому что со своего рейса я, кажется, единственный успел заскочить в этот состав. Кстати, просто так покататься тут нельзя; только с прилёта или на вылет. В терминале пройти к поезду можно только по посадочному. И в сателлите вылет и прилёт разделены: если приехал, обратного пути нет.


Подъезжаем к основному зданию терминала 3

Моя маленькая хитрость с передним местом и расторопность оказались не лишними, потому что на паспортном контроле меня поджидал Рим во всей красе.

Значительная часть этой очереди – иранцы. И что-то я не видел никого в чадре или хотя бы в полностью закрывающем волосы платке. Куда, спрашивается, смотрят стражи исламской революции?! Вскоре подвалили китайцы в подобающем им количестве, и, пожалуй, задержись я до следующего пипл-мувера, рисковал бы не успеть на расчётный автобус. Казалось бы, какая беда, ведь с транспортом «в целом» тут всё прекрасно. И автобусов куча, и поезда-экспрессы ходят (очень дорогие по сравнению с автобусами). Но автобусы разных компаний, у каждой свои билеты. Некоторые из них дают скидку, если покупаешь билет заранее в оба конца. Я, например, купил билет у компании T.A.M. за 8 евро туда-обратно, а на месте это было бы уже 5.90 в один конец (поезд-экспресс так вообще 14 евро). Но скидку ведь дают не просто так, а с тем расчётом, чтобы я уже никуда от них не делся и на чужие автобусы не засматривался. Так что имело смысл поспешить, чтобы не ждать лишние 40 минут следующего «своего» автобуса. И так уже поздно было. Кстати, покупка билета заранее ещё и избавляет от необходимости тратить на это время на месте.

На своём месте

Где остановиться, я из тысяч (это не преувеличение) предложений в Риме выбирал долго и придирчиво, отыскивая хрупкий баланс между качеством жилья, ценой и транспортным удобством. По самому интересному варианту ответа так и не получил. В конце концов выбор решился в пользу B&B In My Place сравнительно недалеко от места моего первого жилья в Риме, минутах в 15 бодрым шагом от вокзала Термини и почти у самых ворот Порта-Маджоре. Бронировал всё же не напрямую, а через Airbnb: так оказалось выгоднее. «Бибишка» – обычная квартира, перепланированная для сдачи комнат с удобствами туристам. В том доме она даже не одна такая. Дом очень приличный, с просторным вестибюлем; практически палаццо.


Вестибюль

Да тут одни почтовые ящики чего стоят!

Обратите внимание, что номеров квартир на ячейках нет. В жилых домах (по крайней мере, небольшой этажности – а в других я не бывал в Италии ни разу) нумерация квартир часто вообще отсутствует. Я, заполняя адрес на буржуйских сайтах, поначалу удивлялся, что там номер дома только предусмотрен, и всё. Дальше тебя только по имени отыскивают. В Италии на подъездах обычны домофоны. Но не такие, как у нас. Цифровой клавиатуры нет за бессмысленностью, вместо неё целая батарея подписанных кнопок – на каждую квартиру в подъезде.

Моего гостеприимного хозяина Луку отчего-то удивило моё желание перед сном немного прогуляться по окрестностям. Отговаривать он меня не стал, но я на всякий случай решил не брать с собой ничего ценного :). На самом деле, район тут вполне безопасный. Просто, скорее всего, Лука не привык к тому, что туристов хоть как-то интересуют окрестности: как бы не самый богатый раскрученными достопримечательностями район. Хотя, надо сказать, одни только Порта-Маджоре, если хорошенько разобраться, дорогого стоят. А что к ним не возят экскурсии, так и слава богу, что ещё остались в Риме такие места. Да и выяснилось, что мои познания в части местных достопримечательностей несколько глубже, чем у Луки. Оно и неудивительно: тем, к чему привык с детства, обычно мало интересуешься.

Мне же просто хотелось выйти на улицу без чемодана и уже почувствовать себя в Риме. И это чертовски приятное чувство!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *