2 апреля 2014. Эй(р), Сербия!

Дежа-вю

Что я люблю в путешествиях? Да, наверное, всё. Выбирать ли, куда поехать, сопоставляя количество потенциально интересных мест и предложения авиаперевозчиков? Конечно. Расписывать ли маршрут, роясь в интернете в поисках информации о времени работы, маршрутах автобусов, доступной халяве? Покупать ли билеты и бронировать ночлег? Определённо да. Хотя многие, знаю, находят такое занятие скучным. Собирать ли в спешке чемодан и ехать в аэропорт? Так это же как вишенка на торте, которую кладёшь на него в последнюю очередь перед тем, как, миновав досмотр, расслабленно выдохнуть и приступить к «потреблению» того, что приготовлено многими часами подготовительной работы.

Нынче вишенка включала в себя поездку на «Аэроэкпрессе» в «Шереметьево», где меня уже ждали папа и его супруга Мария Петровна. Погода отчего-то здорово напоминала мою прошлую поездку в этот аэропорт: солнце на почти безоблачном небе и снег. Только тогда был январь, а нынче уже второй день как апрель. По температуре и не скажешь, но солнце светит по-весеннему ярко, и блики от окон поезда на стоящих вдоль железной дороги гаражах как будто бегут наперегонки с поездом и «провожают» меня. «А в Белграде по прогнозу выше +20, – думаю я. – Что ж, посмотрим-посмотрим…»

Народу в «Аэроэкспрессе» много. Видимо, доверия у народа к Ленинградке мало (папа сказал, что в 7 утра они ехали от «Речного вокзала» почти час). И в передних вагонах «Аэроэкспрессa» пассажиры стояли ещё за 10 минут до отправления. Видимо, это те, кто очень торопился. Мне пока особо торопиться было некуда, и я прошёл подальше. Но к отправлению и в предпоследнем вагоне все сидячие места оказались заняты.

Как оказалось, торопиться можно было ещё меньше. Я-то рассчитывал прибыть пораньше, чтобы получить места в самолёте получше, а оказалось, что регистрация начнётся только за 2 часа до вылета (и мы в результате регистрировались едва ли не первые). А онлайновой регистрации у сербского национального перевозчика Air Serbia нет вовсе. Не очень продвинутая авиакомпания. Средней руки региональный перевозчик, не входящий в какой-либо альянс, однако  выбравший в стратегические партнёры Etihad Airways. Точнее сказать, проданный на 49% арабам. Бонусные программы тоже интегрированы, так что я приобщился. Мало ли что. К тому же, их мили можно получать у airberlin.

Etihad – ребята серьёзные, глобальные. Это одна из ближневосточных авиакомпаний, которыми там шейхи меряются, поскольку машинами и яхтами уже неинтересно. Кстати, национальным перевозчиком Эмиратов являются именно они, а не более крупные и «раскрученные» Emirates. Помню дивную историю про то, как Etihad-овские лётчики угробили новенький A-340, который приехали забирать с завода. Врубили все 4 турбины на взлёт, чтобы их проверить, а самолёт возьми да поедь. Причём быстро. И врезался в бетонную стену. Стена была низкая, так что лётчики почти не пострадали. Но, надо полагать, выслушали много слов на разных языках (включая арабский) про свои умственные способности. Поскольку самолёт разбили в хлам. Ну да ладно, у шейха денег много. У Skytrax авиакомпания на хорошем счету невзирая на оный казус: твёрдые 4 звезды. Чего об Air Serbia не скажешь: в эконом-классе и три-то с натяжкой. Стюардессы приветливые и неленивые, это большой плюс. Но кормёжка из серии «не обожрёсся». Конечно, 3-часовой перелёт можно и вообще без еды пережить, так что это не трагедия.

Вместо обещанного A-319 нам подали видавший виды 737-300.


Это я аналогичный позже в белградском аэропорту заснял

Если приглядеться то видно, что более свежей краской замазали старую символику Jугословенски Аеротранспорт (так авиакомпания называлась с 1947 года до ребрендинга в минувшем октябре). Новую ливрею наносить не стали. Возможно, потому что авиакомпания постепенно выводит эти самолёты, заменяя их новыми «эйрбасами». Где-то мне попадалась такая информация – наверное, в журнале для пассажиров. Но пока что таких «альбиносов» в аэропорту Белграда много.

Да и «эйрбасы»-то не последнего поколения, хотя выглядят свеженькими.


На этой птичке мы летели обратно

Ещё ненадолго вернёмся из тёплого Белграда в недовесеннюю Москву. Забавно, но погодный сценарий от 2012 года продолжил повторяться. Только сели в самолет, как солнце мигом пропало, и обильно посыпался снег. А ведь, казалось бы, ну ничто с утра не предвещало! Стоявший перед нами в очереди самолет вроде бы даже прервал взлёт. Постоял немного поодаль на полосе, на которую откуда ни возьмись понавылезала куча техники, а потом куда-то укатил. А нас погнали на другую ВПП.

В пути поймал GPS – летели в районе Борисова. Как-то слишком забрали на север. Неужто на всякий случай облетали стороной неспокойную нынче Украину?

Советы бывалого побывавшего

Итак, Сербия. В советском детстве тогдашняя Югославия казалась чем-то загадочным из-за расхожего мнения о ней как о «полукапиталистической» стране, где было много всего классово чуждого, включая – страшно подумать – стриптиз (что это такое, я вряд ли смог бы объяснить, но точно знал, что это признак несомненного загнивания). Где-то недавно читал, что маршал Тито (руководитель Югославии с 1945 по 1980 год) умело играл на противоречиях Восточного и Западного блоков, и это позволяло стране существовать безбедно и даже немножечко процветать. Но когда социалистический лагерь приказал долго жить, Югославия очень болезненно распалась под тяжестью нежизнеспособной экономической системы и в результате всплеска национализма. Не обошла стороной и война: Сербия сильно пострадала от натовских бомбардировок в 1999 году. Итого сегодня это сущие задворки Европы со стагнирующей экономикой и огромной безработицей. Впрочем, для туриста низкий уровень жизни в сочетании с высоким уровнем культуры – просто находка: можно получить хороший сервис по выгодной цене.

В конкорсе белградского аэропорта зоны вылета и прилёта не разделены (как и, к примеру, в Праге). Так что жидковатость местной дьюти-фри торговли очевидна уже по прилёте. Продажей местной валюты (сербского динара) занимаются будочки с чудным названием «мењачница» (я буду впредь использовать курсив, чтобы отделить сербскую кириллицу от русской), она же menjačnica. Такие есть в любой деревне, а уж в городах так вообще на каждом шагу. По маршруту следования прилетевшего пассажира курс обмена ожидаемо безбожный, но если подняться туда, где тусят вылетающие, то евро купят уже по 114 динаров (в городе легко найти и 115 с копейками, ну так аэропорт – он и есть аэропорт). Так что меняем для начала немного, только чтобы хватило на автобус доехать до города.

В городе же, не зная, насколько можно доверять белградским менячницам, я пошёл менять крупную сумму на первые дни в банк. Процедура обмена там сильно сложнее. Сотрудница не только потребовала у меня паспорт, но и переписала в квитанцию номера всех(!) сданных мной банкнот. Позже я понял, что полагаться на крупно написанные у окошек менячниц курсы вполне можно. А менять в них обычно выгоднее, чем в банках.

Помимо обычных, есть VIP-менячницы. Разницы никакой, если не брать в расчёт польщённое самолюбие. Но, кажется, сербы на такое ведутся, поскольку заветные 3 буквы попадаются на глаза то и дело. Есть даже целый сотовый оператор, так и называется – VIP. Наверное, у него есть тариф «Распальцованный» :).

Прикладная лингвистика

В двух вариантах написания менячницу я привёл выше неспроста. Хотя официальная сербская письменность – кириллица, в обиходе более распространена латиница. (Это как в Белоруссии, где официально всё на белорусском, но основной обиходный язык – русский.) У обоих алфавитов есть свои «партии» сторонников. Например, по пути видел огромное граффити «Пиши ћирилицом» (т.е. «Пиши кириллицей»). Поскольку Сербия смотрит в сторону Европы, то будущее, наверное, всё же за латиницей.

Сербская кириллица не очень отличается от русской. В добавок к привычной ч есть ещё напоминающая постоянную Планка буква ћ (её звук мягче обычного сербского [ч]). И два варианта (мягкий и твёрдый) букв, обозначающих дифтонг «дж». Заимствованная из латиницы буква j используется вместо и-краткого.

Слова весьма сходны с русскими (более, чем, к примеру, чешские). Например, яичница-глазунья в меню выглядит как «jаjа на око». Так что читать довольно легко. Но для разговора полезно помнить ещё о двух вещах.

Во-первых, произношение в сербском более твёрдое, чем в русском. Мягкого знака как отдельного символа нет. Нет и смягчающих гласных: я, ё, ю. Буква е обычно означает что-то близкое к нашему [э], а и звучит как компромисс между [и] и [ы]. Зачастую поправки на твёрдость достаточно, чтобы из русского слова сделать сербское. Например, чтобы обратиться к кому-то на улице, можно сказать «извынытэ». Только у двух букв (љ и њ) предусмотрен оригинальный смягчающий «довесок» (в латинице вместо него всё та же «j»). Другие согласные звуки мягкими в нашем понимании не бывают вовсе.

Во-вторых, ударение обычно падает на первый слог. Поначалу это сбивает, поскольку русские привычки заставляют ставить ударение совсем в другом месте. Потом, едва привыкаешь и вроде бы начинаешь говорить правильно, тебе начинают массово попадаться слова, где ударение надо было ставить иначе (не на первый слог).

Как до́роги доро́ги

Цена на бензин в Сербии вполне европейская. Соответственно, проезд в автотранспорте ожидаемо недёшев. В город из аэропорта ходит обычный рейсовый автобус 72-го маршрута и «мини-басы» A1. Цена билета в первых 73 динара (с нюансом, о котором позже), во втором – 300 динаров. Поскольку динар – это примерно 43 российских копейки, получается 31 рубль и 129 рублей соответственно. Ненамного, но дороже, чем в Москве (обычный городской до «Шереметьева» и экспресс до «Домодедова»).

Поехали всё же в более дорогом, поскольку дешёвый не идёт до автовокзала. Конечная у него не так уж далеко от него, но в незнакомом месте, да с чемоданами… лучше переплатить. К тому же, «мини-бас» существенно быстрее.

Между городами перемещаться тоже приходится в основном на автобусах. Железные дороги в Сербии есть, и даже стоимость проезда на поезде заметно ниже, чем на автобусе. Но поездов мало, ходят они медленно, а расписание, как правило, с точки зрения туризма неудобное.

Автобусные маршруты обслуживаются частными компаниями. Их в Сербии великое множество, хотя «крупных игроков» национального масштаба всего трое. В стоимость приобретаемого в кассе билета в обязательном порядке включается станционная услуга (до 50 динаров). При покупке билета у водителя её не платишь, но без билета на перрон пустят только за мзду в том же размере. Это кроме самых мелких автостанций, где перрон не обнесён забором. И за багаж обязательно берут дополнительную плату, если ставишь его в багажное отделение. Плату берут не за перевозку багажа как таковую, а за услугу: водитель сам наклеивает ярлычок и ставит чемодан, а по прибытии достаёт. В основном одно место стоит 40 динаров, но я видел также 20 и 50.

Первым из трёх основных перевозчиков на нашем пути возникла Ласта (это ласточка по-сербски). Эта компания доминирует в Белграде, у неё тут даже собственный автовокзал метрах в 200 от того, которым пользуются все остальные перевозчики. Автобусы у «Ласточки» новые, а цены сравнительно высокие (хотя отличия тарифов у разных компаний не превышают, насколько я смог заметить, 20%). В Смедерево (место нашей первой ночёвки) из Белграда возит только она. На многих иных направлениях есть реальная конкуренция и борьба за пассажира. Та же «Ласта», например, в Смедереве рекламирует себя так.

Картица, как видите, реально «вредносна», поскольку вместо скидки по ней предоставляется наценка +10% :).

На самом деле это, конечно, из категории «ложные друзья переводчика». Вредно по-сербски означает, как это ни смешно, полезно или ценно. А сверху написано «Приятно, удобно, безопасно». И, кстати, отметим, что «Ласта» входит в консорциум Eurolines. А это весьма респектабельное сообщество автоперевозчиков.

… А пока что мы едем из аэропорта на маленьком автобусике, впервые рассматривая Сербию. За окном – весна в полный рост. Зелень и луговые цветы. Не знаю, выдали ли все обещанные 20 градусов, но было явно близко к тому.

Кроме весны, в Москве нынче традиционно подзадержавшейся с приходом, вдоль дороги бросается в глаза огромное количество щитов с агитацией, оставшихся от недавних выборов. Но они к моменту нашего прилёта прошли уже больше 2 недель назад, а щиты с ликами политиков и лозунгами партий так и мозолили глаза все 11 дней в Сербии. Видимо, никому больше это рекламное место не нужно. Лишнее подтверждение тому, что экономическая ситуация в Сербии далека от блестящей.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.