И мать их Софья (Киев, 8 января 2013)

Этот рассказ посвящён преимущественно киевским церквям – тем из них, пропустить которые было бы несообразно. В первые ряды последних несомненно входит и Андреевская, но о ней в следующий раз.

Самостийные

Владимирский собор мне усиленно рекомендовал к посещению папа, помнящий его ещё в советское время. Выполнить эту рекомендацию было проще простого: собор-то в нескольких минутах ходьбы от гостиницы. Не знаю, фотографировал ли собор папа, но нынче это делать затруднительно: деревья с тех пор сильно подросли. Только с главного фасада и с близкого расстояния (т.е. не в самом симпатичном ракурсе). Стоит собор на небольшом отдалении от оживлённого бульвара Тараса Шевченко.


Владимирский собор

Симпатичный снаружи, собор не разочаровывает и внутри. Его интересная особенность – ажурный невысокий иконостас, особенно не скрывающий алтарную часть. То есть из «зала» видно, что происходит в алтаре, даже при закрытых Царских вратах. Для русского (ещё совсем недавно) храма весьма необычно.

Православные церкви Киева поделены между московским и киевским патриархатами. Владимирский собор – кафедральный для киевской патриархии. Москалям, впрочем, вход не заказан; знание мовы бандеровцы на входе не проверяют :).

Надобно сказать, что по церквям я нынче отправился один. Ильдар (который от православия ещё дальше, чем я) неважно себя почувствовал после вчерашней прогулки и остался в гостинице чуток поболеть.

Михайловский златоверхий монастырь, который я в прошлый раз упоминал, тоже принадлежит самостоятельной украинской церкви. Он расположен на самом краю нагорной части Киева над резким спуском к Подолу. Добраться до него проще всего на фуникулёре от Почтовой площади (там есть метро), но поскольку он в то же время недалеко от Софийской площади, посещение этого места хорошо вписывается в прогулку по Владимирской.


Надвратная колокольня монастыря


Главный храм монастыря – собор Архангела Михаила.

Собор, как и многое в Киеве, новодел, но вполне снаружи достоверный. Внутри некоторые фрески оригинальные (их растащили по музеям, прежде чем снесли собор в 1930-е). Википедия пишет, что собор считается первый храмом с позолоченным куполом на Руси, отчего и произошло название монастыря.


Скульптурное изображение Христа(?) на фоне беседки (кивория) в монастырском парке


Внутренность беседки

Фонтанчик явно просился в коллекцию. Ласкаво просимо, как говорится. Не работал он то ли по случаю зимы, то ли (по некоторым данным) он вообще включается только раз в году на Крещение. Причём вода из него бежит святая. В любом случае, экспонат неординарный.

Существует легенда, что впервые христианство на киевской земле проповедовал самолично апостол Андрей. Легенда не только ничем не подкреплена, но уничижительна по отношению к апостолу: получается, что проповедник из него как из креста насос. Да признанным в христианстве вехам жизненного пути Андрея после известных событий на Голгофе она противоречит. Но кого волнуют такие мелочи, когда надо во что бы то ни стало посильнее надуть щёки? Так и появился Андрей Первозванный в свите памятника княгине Ольге. И около собора Михаила Архангела, кажется, он же стоит (хотя не поручусь).

И, наконец, какой же туристический объект да без сувенирной лавки, правильно? :)


А вот кому маковку на холодильник?!

И снова Всемирный наследник (рецидив)

Хоть Украина не так богата Всемирным наследием из списка ЮНЕСКО как Италия, ей вполне есть чем гордиться. Из семи объектов один находится как раз в Киеве. Точнее, объект не один, а целых три, но считаются они за один. Так в ЮНЕСКО принято – по одному объекту в город. Даже для Рима не сделали исключение, так что Киеву не должно быть обидно.

Итак, триединый объект – это:

  1. ансамбль Софийского собора;
  2. Киево-Печерская лавра;
  3. одиноко стоящая близ лавры церковь Спаса на Берестове.

Начнём по порядку. Ансамбль Софийского собора – это не только знаменитая София Киевская, но несколько гектаров обнесённой монументальным забором территории бывшего монастыря. Сама София построена в начале XI века, почти все остальные постройки относятся к XVIII веку, когда и саму Софию перестроили в стиле украинского барокко. Нынешний статус – музей; никакой религиозной активности тут не наблюдается.


София Киевская

Старую кладку XI века местами открыли, чтобы мы могли представить, как собор выглядел изначально. То, что такую красоту заштукатурили, конечно, возмутительно, но одна мысль есть, почему так сделали. Поскольку собор перестраивали (что-то разломали, что-то достроили), новые фрагменты надо было либо «вылепливать» так же и из такого же кирпича, либо… Выбрали «либо».

Внутри же частично сохранились, частично восстановлены (раскрыты) древние мозаики и фрески. Но внутрь я отчего-то не пошёл. Может, просто достаточного количества украинской наличности с собой не оказалось.


Дом митрополита


Брама (ворота) Заборовского


Колокольня

Колокольню пропустить было никак невозможно (она по сравнению с собором дешёвая). Рельеф рельефом, а подняться за видами в Киеве практически некуда.

На втором ярусе висят небольшие колокола на странной сварной раме.

Не знаю, что означают ленточки, которыми тут всё обвязано. Но похоже на то, что некоторые посетители, видя, что тут что-то привязано, просто не могли не оставить память и о себе. А поскольку ничего подходящего для этого припасено с собой не было, в ход шло что попало. Получилось из серии «и смех, и грех».


Полиэтиленовые пакеты – это всё же чересчур, на мой непритязательный взгляд.
Презервативов только не хватает (хотя не поручусь, что их тут нет)

Начиная со второго яруса и до купола колокольня полая: никаких перекрытий нет. Гуляешь по металлической галерее, приделанной к стене. Вниз всё просматривается. И, видимо, из-за того, что колокольня просторная, смотреть вниз страшноватистее, чем даже в куда более высоких башнях, виденных прежде.

Из-за снега, который сюда наметает, местами скользко, особенно на ступеньках. Так что, уже спускаясь, я часть пути невольно проделал на пятой точке. Хорошо, что ограждение частое.

Но виды того стоили.


Купола Софии


Окрестности Майдана


Михайловский монастырь на фоне Заднепровья

Итого страшно довольный, я побежал на встречу с Ильдаром в «Пузатой хате», но ещё один объект меня на некоторое время задержал. Про киевские Золотые ворота, построенные Ярославом Мудрым, я знал ещё из учебника истории для 4 класса (а именно, что их разломал злой противный Батый), но представлял их как-то иначе.


Золотые ворота

Выглядит настолько неприличным новоделом, что хочется сказать, что это не станцию метро «Золотые ворота» назвали в честь древнерусского памятника, а это чудо в брёвнах назвали в честь станции метро. Внутри есть немного оригинальной кладки XI века, но в целом то, что мы сейчас видим – результат произвольной реконструкции 1982 года (к празднованию 1500-летия Киева). Достоверных сведений о первоначальном виде Золотых ворот нет.

Честно говоря, после Италии досадно видеть, как мало настоящего от нашей истории (а история Киева – это, разумеется, наша общая с Украиной история) сохранилось. И как топорно история подменяется выдумками по её поводу.


Памятник Ярославу Мудрому с макетом Софии Киевской в руках


Кот в близлежащем сквере с характерными для городской бронзовой скульптуры потёртостями

Лавра

«Самостийная» украинская церковь (Киевский патриархат) никакими другими «серьёзными» православными церквями в качестве поместной не признана, и это логично. Слишком уж процесс будет неуправляемый, если его запустить. Призна́ешь одного нового патриарха – завтра их уже десяток будет. Совсем должность девальвируют, ироды :). С другой стороны, наличие «своей» церковь становится ключевым вопросом национального престижа наравне с армией и флотом, если ему (престижу) больше браться неоткуда. Так что украинские власти независимую от Москвы церковь, разумеется, в меру сил и возможностей поддерживали. Но межцерковная борьба на Украине – это такая отдельная и для меня не очень интересная тема. А завёл я речь об этом вот с чего. Если «бастионы» УКЦ КП – Владимирский собор и Михайловский монастырь, то «москальская» УПЦ (Московского патриархата) обосновалась не абы где, а во второй части киевского Всемирного наследия – Киево-Печерской лавре. Куда мы после обеда и направились, поскольку Ильдар почувствовал себя лучше.

Лавра находится довольно далеко от центра. Сначала надо ехать на метро, а потом ещё полтора километра пешком или на автобусе.


Памятник «Красная ленточка»

Памятник, находящийся в двух шагах от Лавры, не просто похож на ленточку, носимую в знак солидарности с больными ВИЧ/СПИД. Он её и изображает. Сначала памятник открыли на стене бывшей водонапорной башни, стоящей рядом с институтом эпидемиологии. Там даже было табло, показывавшее количество (оценочное, конечно) ВИЧ-инфицированных в мире. Потом, когда в 2010 году башню перестроили в церковь, ленточку перенесли. Негоже ведь церкви со всякими грешниками солидаризироваться, правильно? А табло вообще убрали: чего народ зря пугать? И наступила сразу в Киеве лепота.

Ладно, это я уже ёрничаю.

За вход в Лавру нужно немного заплатить. Интересно, а если я, скажем, помолиться пришёл? Собор-то кафедральный киевский именно здесь находится. Придётся рассказать охраннику «Верую»? Но сумма не та, чтобы разборки устраивать: что-то около 10 рублей. А за фотосъёмку нужно заплатить уже заметные деньги. Но тут уж я решил, что это явно лишнее. Тем более, что уже стремительно темнело, и хороших снимков поэтому не ожидалось.

После мы вышли из Лавры через другие ворота со стороны пещер, где не было никаких признаков контроля. Может, конечно, после определённого часа (или когда служба начинается) пускают бесплатно. Но там и кассы поблизости не наблюдалось.

В Лавре мне понравилось. Красивые здания, хорошая подсветка. Множество хорошо одетых молодых монахов с мобильными телефонами торопилось под колокольный перезвон на какую-то тусовку. Видимо, что-то вроде торжественного ужина, судя по их разговорам, приподнятой атмосфере и по тому, что в это помещение постоянно тащили что-то празднично упакованное. Если только они каждый вечер так не ужинают.

В самой лавре и правда ничего толком снять не получилось. Но со смотровой площадки, опершись локтями о парапет, я всё же пару относительно удачных снимков сделал.


Серые полоски – это падающие снежинки


Киевская Родина-мать

Вообще-то она стальная, но подсветка делает её в темноте золотой. Как, по слухам, изначально и планировалось, но потом от покрытия сусальным золотом этой огромной (62 метра без пьедестала) статуи отказались.


< Киевские прогулки Красное солнышко >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.