19-20 июля 2019 (пятница-суббота). Слоним

Мимо Минска

В Минске я не задержался. Заскочил к папе и Марии Петровне только наскоро перекусить (благо, они живут практически на пути из аэропорта на вокзал) и бессовестно прямо из-за стола поскакал на маршрутку до Слонима.

Маршрутка у меня довольно замысловатая – это не просто «пришёл, сел и поехал». Её нужно было забронировать заранее и накануне дополнительно подтвердить звонком. Да, всё по-взрослому: спрос значительный, поскольку это самый быстрый и удобный способ добраться до Слонима. Пароль и конспиративную явку у вокзала мне сообщили. Но вот уже 5 минут до времени отправления, а транспорта нет. А это всё же не Италия, тут опоздание не является чем-то само собой разумеющимся и вообще не поводом для волнения. Пошёл на другую сторону привокзальной площади проверить (там тоже много междугородних автобусиков загружается). Пока гулял туда-сюда (через три светофора перейти дело небыстрое), мой едва не ушёл.

Но «едва» не считается, так что примерно 2,5 часа – и я в Слониме.

Местечко

Что такое Слоним. Средних размеров (около 50 тысяч населения) райцентр Гродненской области. Вполне себе исторический город, хоть и не обладающий какими-то выдающимися достопримечательностями. Что отнюдь не означает, что в нём нет ничего интереснее памятника Ленину. Есть. Но более всего за Слоним сыграло даже не то, что в нём самом, а то, что рядом. Но это завтра. Потом, не так уж много есть заведомо сто́ящих мест на разумном расстоянии от Минска, поскольку в Несвиже и Мире мы побывали не далее как зимой.

В Слониме мне предстояла ночёвка, и с ней получилось довольно забавно. Единственная в городе пристойная гостиница закрыта на ремонт.


Закрытая гостиница «Щара»

Альтернатива понятна – квартира. Забронировал через booking.com: хоть какая-то надёжность, а на airbnb интересных вариантов не было. Спустя некоторое время мне звонит хозяин и говорит: отмените, пожалуйста, а то меня в городе не будет, я не смогу принять. Резон, прямо скажем, малоубедительный: не раз я живал при отсутствующем в городе хозяине, проблемы в том вообще никакой не просматривается. Видимо, реальная причина какая-то другая была. Но если он сам отменит, то, видимо, нарвётся на санкции со стороны «букинга». Но мне-то отменять его квартиру и брать что-то более дорогое тоже не очень хочется. Хозяину я отказал (вам надо – вы и отменяйте) и написал в поддержку. Те с хозяином переговорили и сообщают: «Да, тут отменяем. Сейчас мы вам подыщем альтернативу, и если она окажется дороже, то потом вернём разницу». Что конкретно они предложат, я догадывался: не так уж много у них вариантов в Слониме. Квартира менее центральная, но малость покучерявее. Правда, на первом этаже и без обеспечивающих хоть какую-то приватность штор. Не знаю; может, там напротив живёт кто-то уговоривший хозяйку повесить только кисею. Скорее всего, он был сильно разочарован. :)

Разницу в самом деле вернули, когда я отправил в booking.com скан квитанции. Подозреваю, что компенсация была за счёт первого хозяина. Но тут уж он знал, на что шёл, когда договор подписывал. Кстати, в Белоруссии частники по-прежнему охотно берут в оплату за жильё наличную валюту (доллары и, реже, евро).

Итак, жильё моё находилось не в центре, но и не на окраине, что с учётом размера городка означало «в общем-то, всё рядом». Городским транспортом я не пользовался, хотя автобусы тут ходят. И отнюдь не мелочь типа «пазиков», а вполне себе здоровенные городские автобусы.


Дома поблизости

Обычный более-менее современный (на самом деле в основном ещё советский) жилой микрорайон. Но был нюанс. Тихим субботним утром перед отъездом вышел я прогуляться по окрестностям. Людей в половине девятого на улицах почти нет: выходной. Разве что собачники. Но и тех немного. Похоже, более в фаворе тут котейки: эти гуляют сами по себе.


Слонимский котейко

На еврейское кладбище я наткнулся почти случайно: теоретически о его существовании знал, но идеи идти туда специально не было.


Ворота еврейского кладбища


Памятный знак на кладбище

До второй мировой Слоним был еврейским местечком, плюс сюда бежало множество евреев из западной части Польши в 1939 году (когда её окупировала Германия). При отступлении Красной армии в 1941 году эвакуироваться смогли немногие. Цифры убитых гитлеровцами евреев я видел разные, но в любом случае счёт на десятки тысяч. Кладбище, конечно, было полностью уничтожено. Сейчас это просто луг, на котором я заметил всего одну могилу (может, ещё одна-две есть). Евреев в городе ныне живёт пара десятков человек.

Ещё пока ждал хозяйку заселяться, заснял соседский балкончик.

Привлёк он меня не только повышенной миниатюрностью, но и типичной для этих мест архтектурной формой. Может статься, такой сегментоподобный вырез с вертикальной решёткой имеет какое-то специальное название; я не в курсе. Этот паттерн на Гродненщине то и дело попадается на глаза в разных вариантах.


Типичный забор


Другая версия забора

Наверное, понятно. А внутри дома меня поразило то, что вся бытовая химия (включая даже спички) куплена в Польше. В Белоруссии принято ездить на закупы в Польшу, поскольку там всё дешевле достаточно, чтобы окупить поездку. А ведь Слоним – это даже не приграничье. До Белостока больше 150 километров.

Вглубь истории

Ещё одна достопримечательность, которую я обнаружил в ходе утренней прогулки – помесь клумбы и геоглифа с изображением городского герба.


На улице Брестской

В унылой советской коробке на заднем плане сложно заподозрить фабрику художественных изделий. Но в ней правда делают декоративную мебель и одежду с вышивкой. Фон для герба так себе, да и сам он не очень хорошо виден из-за пологости склона. Но задумка интересная. Клумбы в городе вообще с фантазией оформлены.


Это совсем рядом


Тоже недалеко


Это в центре

Нет, Париж среди побратимов Слонима не числится :). В этом качестве в основном представлены города российские, в том числе московский муниципальный район Северное Тушино. Но я про герб не закончил. В городе он то и дело попадается на глаза.


Даже так (это вазон, а не урна)

Дважды перекрещенная стрела, которую держит лев – распространённый на шляхтецких гербах символ. Мне он раньше не попадался, видимо, потому что с польско-литовской шляхтой я почти не знаком (только на радзивилловское хозяйство успел немного посмотреть зимой).


Тут тоже на почтенный возраст города намекают
(1252 – год первого упоминания в Ипатьевской летописи)

Ещё больше исторических дат перечислено у главного гербового изображения по соседству с местной властью (райисполкомом). Всё же интересно: почему у льва лапы куриные?


Можно было только против солнца, поэтому решил попробовать
на просвет. Идея оказалась вполне годной

В частности, тут указано, что магдебургское право город получил в 1531 году, а герб утверждён в 1591-м. Раз было магдебургское право, то должна быть и ратуша. Она есть, но с веками перестроена до полной внешней непримечательности. Я даже не обратил на неё внимание, хотя видел. Аккурат на неё танк смотрит.

Вообще, танк – идеальный военный памятник. Соорудил пьедестал – и готово. И ничего особо выдумывать не нужно за авторский гонорар, и смотрится симпатично. Но в Белоруссии память о Великой Отечественной на особом счету. Танк – это воинам-освободителям, а павшим есть отдельный памятник.

Венки выглядят сравнительно свежими – скорее всего, к Дню независимости возложены. Он отмечается 3 июля – в 1944 году в этот день был освобождён Минск. В скверике ещё один памятник есть – воинам-интернационадистам («афганцам») Слонимщины.

Совсем рядом на улице Пушкина памятник тоже героической, но мирной направленности.

Памятником (истории) здесь может считаться пожарное депо вроде рубежа XIX-XX веков. Конструкция же на очередной симпатичной клумбе лишь весьма отдалённо напоминает архаичную пожарную бочку.

Если копнуть историю поглубже, там найдётся ещё много интересного. Например, третий (финальный) раздел Речи Посполитой в 1795 году. В результате его Слоним оказался в составе Российской империи. Даже побыл центром наместничества, в которое входили на правах уездных городов Гродно и Брест. То есть город был в конце XVIII века весьма значимый.

До того с 1771 по 1791 годы в Слониме работал очень передовой по техническому оснащению театр, созданный жившим в городе гетманом великим литовским Михаилом Казимиром Огинским. Дальним родственником Михаила Клео́фаса Огинского – автора знаменитого «Полонеза». Кстати, гетман и сам мог при случае исполнить на клавикордах что-нибудь собственного сочинения.


Мурал в городе с изображением театра Огинского

Этого здания уже давно нет, но совсем-то без театра городу с такой славной историей вообще не вариант.


Стена бывшего Народного дома, включённая в новое театральное здание

На стене виднеется мемориальная доска Михаилу Огинскому.


Любопытное сочетание: парадный камзол и кираса.
Сразу видно театрала :)

Драматическим театром культурная жизнь города не ограничивается. Всё-таки серьёзный культурный центр.


Точнее, «Цэнтр культуры»

К культуре мы ещё вернёмся, а пока что уделим внимание другому неизменному спутнику моих путешествий – религиозному мракобесию.

Больше конфессий, хороших и разных

В целом среди белорусских верующих преобладают православные. Как именно обстоит дело конкретно в Слониме (это вполне выраженная Западная Белоруссия), не знаю, да и неважно это. Начнём с того, что уже попало в кадр (гранёная маковка выставлялась за театральным зданием).


Троицкий собор 

Бывший костёл (с примыкающим к нему монастырём) 1645 года постройки переделан в 1867 году в православную церковь. Нынешний внешний вид от исторического (даже конца XIX века) заметно отличается. Внутри интересный интерьер с иконостасом не во всю высоту. Но съёмку запрещают, и вообще шло какое-то действо (вроде ещё не служба).

Следующим из больших храмов на моём пути повстречался костёл Непорочного зачатия Девы Марии. Но у него не было симпатичного вида ни с какой стороны. Как-то так разве что.


Двор костёла

Внутрь я не попал. Как и в православный некафедральный Спасо-Преображенский собор.

Что это новодел начала XXI века, положим, угадать не фокус. Прежний храм, перестроенный из костёла середины XVII века, сильно пострадал в войну и впоследствии был взорван. В какой степени нынешний вид является повторением былого и сколько в нём сверх того ново(бело)русского китча – вопрос. Поскольку довоенных снимков в интернете не найти. Вполне уверенно можно говорить только о том, что архитектор – маковочный маньяк.

«Некафедральным» я обозвал собор вот почему. Снова ведь пришлось разбираться в православной бюрократии. В Википедии написано, что Спасо-Преображенский собор-де кафедральный Новогрудской и Слонимской епархии. По факту такой епархии нет и не было. Епархия называется Новогрудской (и только), хотя её архиерей носит титул архиепископа Новогрудского и Слонимского. Да, так всё непросто. Ни одна церковь в Слониме тем не менее статуса кафедральной не имеет. А Википедию всё чаще ловлю на фактосочинительстве.

Есть в Слониме и синагога. Ну как есть – скорее, была.


Здание построено в 1642 году

Крыша есть – уже неплохо: здание будет не очень быстро разрушаться. Кстати, интерьер отчасти сохранился. Это я по чужим снимкам знаю, поскольку лестницы у меня с собой не случилось. Ракурс тут не самый интересный, но очень уж не хотелось глубоко в крапиву залезать. Не настолько я предан фотоискусству. А с фасада – забор и какая-то странная пристройка.

Декоративные шпили на фасаде – деревянные.

Есть в городе и татарская мечеть, но до неё я не дошёл. Вообще, Белоруссия – куда более веротерпимая страна, чем Россия. Небольшие церкви тут не преследуются за «экстремизм» и прочие не прописанные в заповедях грехи, а вполне благополучно существуют.


Церковь адвентистов седьмого дня близ синагоги


«Бiблейская царква» ещё какой-то протестанской деноминации

Река Огинского

Более-менее закончив дела в центре, ближе к вечеру я отправился на прогулку по периферии. Там один интересный костёл ждал сравнять счёт между православием и католичеством :).


Административное здание на ул. Янки Купалы, 5

Гостиница «Щара», которую я уже показывал, названа в честь местной реки.


Вид Щары с моста

Точнее, это называется канал Огинского. Тот в бытность городским старостой не только театр устроил, но и новое более прямое русло речке справил. Причём оно было частью задуманного гетманом водного пути из Балтийского моря (к бассейну которого относится Щара) в Чёрное. 55-километровый канал, также носящий имя Огинского, соединял Щару с притоком Днепра.

Справа виден городской парк в процессе благоустройства берега – симпатичный зелёный уголок с фонтаном, незатейливыми аттракционами и прочими скромными рекреационными прелестями.


Дедушка Ленин в парке

Оный дедушка был известным борцом с религией (хотя чем марксизм-ленинизм не религия?), и что-то его усилия по прошествии времени кажутся имеющими отрицательную результативность. Ибо нынче совсем другие дедушки в фаворе.

Понятия не имею, кто это такие, но стоят они позади костёла Апостола Андрея в заречной части Слонима. Сам костёл я застал в разгар косметического ремонта.


Касцёл Святога апостала Андрэя

У этого здания занятная история. Построенный в 1775 году костёл был разрушен сражениями I мировой войны. В польский период восстановлен (фактически, отстроен заново). Нынче рабочие сбивали «керхером» старую краску.

Интересно, как они выше карниза будут работать. Эта штука их ещё выше не поднимет.

Итого ни в один костёл Слонима я не попал. Может, там и внутри ремонт шёл. Вынесли же зачем-то наружу распятие.


Хотя оно вообще не храмовое, похоже, а специальное мобильное

Дальше деревенской улицей с претенциозным названием Космонавтов к пешеходному мостику ниже по течению, чтобы зайти в магазин и уже заняться ужином (раз уж взята квартира с кухней).


На улице Космонавтов


У административного корпуса фабрики «Слониммебель»

Интересно, эти причудливые формы – результат естественной эрозии (как на Вулькано), или это кто-то из бетона так затейливо самовыразился?

Подхожу к реке/каналу, слышу: шум-гам-музыка. Думал, в парке кипиш какой по случаю окончания рабочей недели начался, а тут цирк, оказывается. Представление в разгаре.

Какой-то украинский. Называется «на воде», хотя на самом деле исключительно на берегу. Я видел его афишу сегодня у «Центра культуры» (цирк на его задворках расположился), да только не обратил внимание.

И завершим знакомство со Слонимом анонсированным возвращением к культуре.

Я так понимаю, что это почти памятник букве Ў («у краткое», оно же «у неслоговое»). Поскольку из славянских языков такая графема есть только в белорусском, она символизирует белорусский язык и белорусскость в широком смысле. Это у лицея (что вполне логично) такая штука стоит.

Реклама лицею, наверное, не помешает, но несколько неожиданно на придорожном рекламном щите видеть миссию и прочие штуки, которые пишут в презентациях. И что интересно: реклама-то на русском. Без буквы «ў».


< Несколько незлых слов Сынковичи >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *