По-прежнему 7 мая 2022 (суббота). Калязин

На границе Московской и Тверской областей закончилась дорога и началось нечто такое, по чему мы не без чертыханий, но всё же в конце концов победно добрались до городка Калязина на Волге.

Он реально небольшой, даже меньше Талдома – всего 12 тысяч населения. Что знает про него нормальный турист? «Это где колокольня затопленная, кажется, да?» Я вовсе не хочу сказать, что знал про него больше, когда приступал к подготовке этой поездки. В самом деле, 99% славы Калязина – торчащая посреди водохранилища колокольня. Она даже попала в 1976 году на городской герб (не получивший широкой известности), но в 2000 году вернули герб исторический (за минусом тверской табуретки в верхнем поле).

Что ж, с главного и начнём.


В меню Яндекс-диска традиционно выбираем «Показать оригинал»
(полный размер 4410х1080 точек)

Колокольню Никольского собора построили в 1800 году. Сам собор разобрали в 1930-е перед заполнением Угличского водохранилища, поглотившего прибрежную часть правобережного Калязина и целиком – Калязин левобережный. Колокольня не разделила судьбу собора только потому что была необходима как навигационный знак в мелководном водохранилище.

Хорошо видно, что часть исходной 74-метровой высоты (не меньше половины нижнего яруса) теперь находится ниже уровня воды. Островок, на котором колокольня вроде как стоит, не был возвышенностью, на которой её построили. Его насыпали позже для укрепления сооружения, начавшего крениться из-за подмыва фундамента.

В конце прошлого года закончили основательную реставрацию колокольни. Приедь мы сюда полгода назад, застали бы её в процессе ремонта. А нынче красотища. Даже башенные часы восстановили.

Пишут, что теперь можно на колокольню подняться. Но, во-первых, для этого нужно нанимать лодку (а это удовольствие не из дешёвых). Во-вторых, освещение нынче не то, чтобы с колокольни любоваться берегами. И сама-то элегантная многоярусная башня без солнышка смотрится не ахти как здорово, прямо скажем.

Переснял ещё с заборного баннера визуализацию забавного проекта расширения острова.

Конечно, поверить в его реализацию сложно. Тут как бы не Венеция.


Улица Карла Маркса (бывшая Московская), на которой
когда-то стоял Никольский собор с колокольней

Улица эта в XIX веке была парадная, как, впрочем, и сейчас. Ближняя к реке и к собору (надо полагать, наиболее престижная) её часть застраивалась каменными купеческими домами.


Дом купцов Рыжковых (К. Маркса, 1)

Памятник провинциальным вкусам начала XIX века. Руст и строгие окна первого этажа уже от классицизма. Второй этаж декоративнее, а мезонин – вполне себе барокко.

Если говорить о более ранней истории (а первое упоминание о Калязине относится 1434 году), известен город событиями Смутного времени. Здесь дальний родственник царя Василия Шуйского Михаил Скопин-Шуйский собирал ополчение для борьбы с Лжедмитрием II, и близ Калязина в 1609 году произошло крупное сражение с войском «тушинского вора».


Памятник М. В. Скопину-Шуйскому

Наверху попирает польско-литовские знамёна не какой-нибудь заурядный орёл, а скопа – фамильная птица Скопиных-Шуйских. Прадед Михаила Васильевича назывался просто Шуйским, но имел также прозвище Скопа. От него и повелось.

Памятник этот стоит рядом с Вознесенской церковью.


Церковь Вознесения Господня

Построенная первоначально 1787 году, в XIX веке она была дважды перестроена. Так что о стилистическом единстве сегодня говорить не приходится. Основной храм был скромно-барочным, колокольня классическая (напоминает главную калязинскую колокольню, и это неслучайно). Сильно расползшаяся вширь трапезная – уже чистой воды эклектика. Пожалуй, храм выглядел бы повеселее, если бы не постный бледно-голубой колер. Невзрачно он при таком освещении смотрится.

Вернувшись к машине (парковка как раз возле церкви), мы отправились пока что недалеко – к мосту через речку Жабню. Точнее, мостам, поскольку их два: автомобильный и железнодорожный.

Место считается «инстаграмным», поскольку конструкции (в особенности железнодорожного моста) весьма фотогеничны.

Опасности большой в фотосессии на путях нет: это очень тихая тупиковая ветка на Углич. Пассажирских поездов тут в день всего две пары. Однако некоторые умудряются сниматься не только внизу на путях на фоне железобетонных узоров, но и взбираться на арки (сам видел). А это уже несколько рискованно.

Насколько я могу судить, совершенно не будучи специалистом, мосты по конструкции являются ферменными. Обычно мостовые фермы делают из стали. Википедия даже пишет, что единственная эксплуатируемая мостовая ферма из железобетона находится в Кемеровской области. Или я что-то недопонял, или не единственная. В любом случае, мосты через Жабню имеют не только эстетическую, но и познавательную ценность. И ещё виды вокруг симпатичные.


Устье Жабни

Слева центр Калязина и «та самая» колокольня, а справа в порту стоит большой круизник «Волга Стар». Мы его ближе видели, когда шли от стоянки к колокольне.

Некоторые речные круизы останавливаются в Калязине. Правда, от порта до самой главной достопримечательности по прямой через водохранилище недалеко, а в обход по суше 4 километра. И поскольку туристических автобусов в городе мы не видели, надо полагать, корабль тут стоит «просто так», а не зашёл с пассажирами.

С другой стороны моста – шикарный вид на 64-метровую антенну радиотелескопа ТНА-1500. Находится он в деревне с очень подходящим названием Толстоухово. Это внемлющее космическим шумам ухо и правда весьма упитанное :).

И ведь только недавно в Музее космонавтики в Калуге видел макет такого сооружения, а вот оно и живьём. Подъезжать поближе, чтобы впечатлиться ещё сильнее, мы не стали. Пожалуй, зря. На территорию бы нас не пустили, но при таких масштабах забор не очень-то и мешает зрелищу.

Третья (и последняя) остановка в Калязине – возле краеведческого музея.

Размещается музей в бывшей Богоявленской церкви 1781 года постройки. Хотя колокольня, скорее всего, XIX века. Осматривать экспозицию опять же не пошли, лишь немного погуляли по высокому берегу водохранилища, где расставлены имеющие отношение к истории этого края артефакты.


Речной якорь-кошка


Пушки, скорее, начала XIX века, чем времён борьбы с Лжедмитриями

На последнем снимке, конечно, не исторический предмет, а просто симпатичный катерок. Мы ведь на Волге – как тут без чего-нибудь водоплавающего?


< Талдом Углич >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *