25 апреля 2018 (среда). Turkish Airlines

Хроника вылетающего путешественника

0:30. Уфф, почти выдохнул. Половина первого, я еду в метро с 10-минутным отставанием от графика. И с некоторым риском не успеть пересесть на красную линию и затем на последний автобус в аэропорт. Конечно, такси и ночью ездят, но раз уж я всё так чётко рассчитал (не зря же про график упомянул), то соскакивать на лёгкий путь уже как-то «неспортивно». Не говоря о дополнительных тратах.

Да ещё охранники на входе в метро меня с чемоданом тормознули. А ведь утром на «Комсомольской» с тем же самым чемоданом я прошёл беспрепятственно. Там и огромные баулы никого не волновали. И это на вокзале! А тут пассажиров в ночи нет почти, вот и скучно блюстителям. Вообще, вся эта псевдобезопасность – сплошная показуха и распил.

1:00. Пересадку на «Чистые пруды» проскочил даже с запасом в несколько минут; еду дальше. Моё дело пассажирское: главное, не дёргаться, поскольку повлиять на скорость поезда довольно затруднительно. И спокойно любоваться пейзажем. Перегоны на красной линии короткие, но уж очень их много. Это ведь самая первая линия московского метро, и тогда станции понатыкали часто (если позднейшими стандартами судить). «Яндекс.метро» обещает, что получаса мне хватит доехать до «Юго-Западной»: поздние автобусы во «Внуково» идут только оттуда. И на пробежку до остановки останется аж 4 минуты. Щедрость не запредельная, но должно хватить.

1:28. «Яндекс» не подвёл. Хоть я и малость напрягся, когда на «Проспекте Вернадского» поезд остановился в нерешительности и некоторое время размышлял, а стоит ли вообще ехать дальше, или же вся эта суета не ведёт его в Небесное депо.

В автобусе можно окончательно выдохнуть: торопиться больше некуда. Многое я не успел сделать, где-то «недоподготовился», кое-чего некритичного с собой не взял. Будем считать, что так и надо.

И почему перед выездом срочные дела возникают быстрее, чем успеваешь их делать? Вот достойная великих умов загадка.

2:14. В аэропорту объявляют, что пассажиров, вылетающих в Киров, сейчас повезут в гостиницу. Удивился: кто это может летать в Киров из «Внукова»? Посмотрел табло – оказывается, это «Руслайн» перебрался сюда из «Домодедова». Надо же, не знал. А что рейс задержали по метеоусловиям Кирова, не удивился ничуть.

Я ведь утром-то как раз из Кирова приехал. Чуть не опоздал на поезд, потому что улицы города стали совершенно непроезжими. Кировский пейзаж выглядел так.


Это, на минуточку, 23 апреля!

Видимо, сугробы на ВПП аэропорта «Победилово» так и не разгребли.

2:20. Первый непосредственный контакт с Turkish Airlines – на стойке регистрации. Что ж, любовь не всегда возникает с первого раза. Забронированного через колл-центр авиакомпании больше 3 недель назад места мне не досталось. Оказывается, чтобы его сохранить, мне нужно было подсуетиться заранее и пройти онлайн-регистрацию. Пожалуй, такая неожиданная мысль вполне могла бы посетить мою довольно искушённую в подобных делах голову, кабы не запарка в последний день.

Сейчас расскажу, как меня вообще угораздило связаться с турками. Для разнообразия не цена на сей раз решила дело, а такая неоднозначная материя как «соотношение цена/качество». Очень уж много мелких (и не очень мелких) повышающих качество путешествия приятностей у «туркишей» в эту самую цену включено. Порукой чему весьма высокое 12-е место в рейтинге Skytrax за 2017 год. Это сразу за Thai Airways и выше всех европейских перевозчиков, кроме когда-то любимой «Люфтганзы». Причём, что довольно необычно, оценки за экономический класс ничуть не хуже, чем за «бизнес». По питанию в «экономе» так вообще второе место в мире (и тоже после тайцев).

Примерно понятно про Turkish Airlines, наверное. О них у меня ещё много будет что сказать, а пока что я коротаю время в пустоватом зале международных вылетов «Внукова».

Ночных рейсов тут немного, но всё же народ есть, и магазины в основном работают в надежде на редкого покупателя.

Что было кстати: хоть какая-то альтернатива позёвыванию на не особенно удобном диванчике, да и гостинцев я заранее не приобрёл. Они, конечно, в общем случае необязательны, но к Алессандре я не хотел являться с пустыми руками. Да-да, нынче у меня была запланирована новая встреча с ней спустя чуть не 6 лет. Что купил? Потом расскажу.

3:58. Начали посадку за 22 минуты до времени вылета по расписанию. Самолёт – A321 с приличного размера бизнес-салоном, загруженным не под завязку, но и не воздух в нём возили (что частенько видишь). В салоне экономического класса расстояние между рядами комфортное. Есть индивидуальная система развлечений. Спецпитание не разносят отдельно до начала обслуживания остальных пассажиров, а раздают во время единого обслуживания, сверяясь со списком. Заказов много, с каждым не набегаешься. Я на сей раз решил отведать диабетическое питание: просто описание больше остальных понравилось. Надо сказать, не ожидал увидеть в нём джем… с сахаром. И пшеничную булочку мне всякий раз упорно пытались всучить, хотя для такой диеты сие довольно странно. Кстати, список бортроводникам не очень помогает, и 2 раза из 4 перелётов они пытались меня в нём не заметить. Приходилось подсказывать, что выбор между курицей и чем-то там ещё не моя дилемма на сегодня.

Кормят хорошо. Хотя и не скажу, что радикально лучше, чем, скажем, у S7 или сербов. Да и не особенно в шестом часу утра есть хочется. Напитки – это да, тут выбор просто отличный. Итого «осадочек» из-за динамо с местами совсем-то пока не растворился. Но я уже понимал, что если «туркиши» продолжат в том же духе, то вполне реабилитируют себя в моих глазах.

7:15. Время прилёта по расписанию, а я уже стою перед пограничником, которому не понадобилось много времени шлёпнуть в паспорт штамп, не задавая вопросов. Пока что всё складывается весьма удачно.

Здравствуй, Турция, моя 22-я страна.

Турецкие плюшки


А это уже стамбульский аэропорт имени Ататюрка.
В зале выдачи багажа есть «дьютик»

«Плюшка» от Turkish Airlines номер 1 (по порядку получения, а не по значимости) – бесплатная экскурсия по городу для транзитных пассажиров. Touristanbul называется; игра слов такая. В день 4 экскурсии с разной программой. Моя формально длилась с 9 до 15, и это ещё не самая длинная. Записываться на стойке Hotel Desk; при этом отбирают посадочный.

Девяти часов утра, впрочем, ещё нужно было дождаться. Для начала обошёл весь международный терминал. Общедоступная зона в нём не сильно больше, чем в «Домодедове». При том, что пассажиропоток тут как в «Шереметьеве» и «Домодедове» вместе взятых. Соответственно, довольно людно, особенно в зоне вылета на втором этаже.

Смотреть не на что. Совсем. Архитектурных или дизайнерских изысков ноль, а функционально всё как везде. Прокат автомобилей, заказ такси, впаринг всяческих услуг. И обмен валюты. Обменников много, но либо маржа около 10 процентов, либо где-то помельче написано про 4% комиссии. Впрочем, это вообще не откровение, что менять деньги в аэропорту невыгодно. Мне-то турецкая наличность пока что вовсе не требовалась.

Так что тут и не захочешь, а поймёшь, что готов к большему, нежели прозябание в терминале. И под подозрительные взгляды охраны (это отдельный талант – смотреть подозрительно, чтобы потенциальный преступник ёжился) я решительно шагнул на улицу. Ну что ж, тепло. Если по сравнению с Кировом, то даже очень тепло. В остальном, обычная суета. Опять ничего особенного. Вернулся в терминал. Досмотр у турок на входе даже строже нашего: ремни нужно снимать. Показушную безопасность тут очень уважают. Предотвратить теракт в 2016 году она что-то не очень помогла (досмотр с интроскопами тогда уже был).

Сотрудник, отправляющий экскурсионные группы, вышел уже хорошо в 10-м часу, и потом ещё заметное время нам раздавали обратно посадочные и подарки, они же опознавательные знаки – фирменные тряпочки. Не знаю, как они правильно называются. Это такой трикотажный «рукав», который можно носить хоть на голове как бандану, хоть на шее как капор, хоть на руке (если правильно свернуть). Особо стройные могут натянуть на талию, но это не про меня :).

Загрузили нас (2 экскурсии: нашу и самую длинную, которая с 9 аж до 18) в автобусы и повезли для начала… завтракать. Да-да, экскурсия мало того что бесплатная, так ещё и с кормом. Я всегда говорил, что питание – лучшая гарантия от неприятных инцидентов. Потому что сытый турист хулиганить не будет, а голодный наверняка что-нибудь отмочит. Турецкий завтрак вполне ничего так. Немного хлеба, немного сыра, свежие овощи и непременные оливки. Точнее, бледно-жёлтые оливочки. Впервые такие вижу. Итого «не обожрёсся», но с учётом того, что первый завтрак был довольно давно, уже очень кстати. Особенно кофе.

Вся экскурсия – это прогулка по небольшому, но уж-жасно историческому уголку района Фатих. В самом деле, очень колоритному (это бросается в глаза с первой минуты), но не в толпе тут надо ходить. Удивлённо озираться, прислушиваться, впитывать странные ощущения… и снимать, конечно. Мне последнее пришлось отложить до первой остановки, поскольку на ходу из всего перечисленного получалось только озираться.


Площадь Султанахмет

Другое название этой площади – Ипподром. Она расположена на месте античного ристалища. Не знаю, правильнее называть его на греческий манер гипподромом или на римский – цирком. Во всяком случае, строить его ещё мой старый знакомый Септимий Север начинал за век с лишним до Константина Великого. Во вполне провинциальном тогда ещё Византии, а не в новой столице империи.

По оси вытянутой (как и положено ипподрому) площади расположено сразу несколько значительных исторических памятников.


Это Обелиск (он же Колосс) Константина

Но не Константина I Великого, а императора X века Константина VII. Да и тот его не поставил, а только починил. Какого это времени постройка, точно не известно, но скорее всего IX век. Пишут (рассказом гида я проманкировал, разбредшись по окрестностям), что изначально он был в полтора раза выше и обшит позолоченной бронзой. Металл спёрли крестоносцы во время IV Крестового похода. Кто прихватил ещё 11 метров каменной кладки, неизвестно.


Наша группа, хорошо опознаваемая по синим (точнее, бирюзовым) тряпочкам

Второе приметное сооружение много старше (а по большей части очень древнее).


Обелиск Феодосия (на переднем плане)

На это добро я в Риме уже насмотрелся – египетским гранитным столбом меня, прямо скажем, не удивишь. В Стамбуле такой всего один, а римейками тут не баловались. Так что в масштабах города сооружение уникальное. Сам обелиск не так уже велик: всего 18 с половиной метров. По сравнению с Римом (первым) это не слишком солидно. Но тут не недостаток амбиций сказался, а сложности транспортировки. Вывезенный из Египта монолит II тысячелетия до н.э. был в 2 раза длиннее нынешнего и заметно превосходил крупнейший из римских – Латеранский. И весил более 500 тонн. Но по дороге он раскололся. Судьба нижней части неизвестна, а верхушку император Феодосий в 390 году распорядился поставить на мраморный постамент.


Центральная фигура – это Феодосий, готовящийся наградить победителя скачек

Вы же не забыли, что мы на ипподроме? Так что изображение императора-болельщика в ложе тут как нельзя более уместно. И, кстати, вот наглядная разница между гранитом и мрамором. Постамент куда основательнее от времени пострадал, будучи тыщи на полторы лет моложе.

Между двумя обелисками скромно притулилась третья древность – Змеиная колонна.

Тут наконец-то не обошлось без Константина I. Это он подсуетился в 324 году перевезти сюда из Дельфов 8-метровый жертвенник V века до н.э. в виде трёх змей, смотавшихся в 3-заходную спираль с переменным шагом. Головы змеям отбил неизвестный вандал в 1700-м году. Одна из них сохранилась и находится в музее. Без голов же сооружение выглядит несколько странно и совсем не впечатляюще. Хоть и почти две с половиной тысячи лет ему. Однако, удивительно, что столь почтенный памятник стоит на улице даже без укрытия. Тут тебе и дождь, и всякие агрессивные химические загрязнения современного города. В Риме-то бронзовую статую Марка Аврелия пришлось с площади в музей убрать. А она на несколько веков моложе.

Четвёртый и последний памятник Ипподрома древностью не вышел.


Немецкий фонтан (1901)

Это подарок от последнего германского кайзера Вильгельма II последнему абсолютному правителю Османской империи. Собственно фонтанная часть по-ближневосточному скромная: воду понапрасну разбазаривать тут не привыкли. 7 краников по сторонам, вот и весь сонгкран. С восьмой стороны находится вход в беседку, купол которой выложен золотой мозаикой с вензелями обоих монархов.


Снимал стоя снаружи, поэтому так кривенько

Имеются на площади Султанахмет и более крупные архитектурные формы. Прежде всего, мечеть, по которой площадь получила название.


Мечеть Султанахмет (1616)

Хотя уплощённые купола и экседры намекают на Византию, год постройки ясно даёт понять, что это лишь стилизация. Или своего рода преемственность. Мечеть очень статусная. Об этом можно судить по количеству минаретов: их 6 (один в кадр не влез).

По этому поводу нам рассказали примерно такую историю. Султан Ахмед I потребовал построить 6 минаретов (вместо обычных 4 для большой мечети). На что архитектор резонно возразил, что так не положено, поскольку 6 минаретов имеет только Аль-Харам – главная мечеть всего мусульманского мира в Мекке. «Ах, так? – ответствовал султан. – Тогда отправляйся в Мекку и построй там седьмой минарет!». Википедия излагает события несколько иначе, но суть примерно та же. К появлению у Аль-Харам седьмого минарета привело именно строительство в начале XVII века мечети Султанахмет.


Атриум

Так что Султанахмет тянет как минимум на понтификальную базилику. Как и в знаменитых европейских «коллегах» (скажем, Санто в Падуе), подавляющее большинство народа здесь – насчёт поглазеть, а не по духовной надобности. Хотя среди туристов много и мусульман. Вообще, в туристических районах Стамбула толпа очень пёстрая, очень многонациональная, разноязыкая, разноодёжная… Как принято нынче говорить, мультикультуральная. И всё это во многом именно стараниями Turkish Airlines, которая ужасно гордится тем, что летает в 120 стран мира – больше, чем какая-либо другая авиакомпания. Ну, они так говорят о себе. Я не пересчитывал.

Султанахмет также известна как «Голубая мечеть» благодаря изразцам, которыми отделан интерьер. Увы нам, до 15 мая мечеть закрыта на ремонт (пускают только помолиться), так что во дворе моё знакомство с ней и закончилось.

По некоторым дням недели дальше в программе экскурсии предусмотрено посещение музея Айя-София. Это от Ипподрома буквально два шага.


Быв. собор Святой Софии (537)

Я бы написал о Софии много и в восторженных тонах, но… мы миновали её и отправились дальше. Пообещал себе в другой раз непременно исправить это досадное упущение.

Народу на променаде между Голубой мечетью и Софией, как видите, хватает. Я весьма скептически отношусь к спискам самых посещаемых туристами городов мира (в плане достоверности цифр), однако Стамбул в них неизменно фигурирует где-то в верхней части. Наверное, он и в самом деле немного популярнее Саранска. (Если что, я с большим уважением отношусь к Саранску. Только к кафешке на его окраине, где чай подают с уже положенным туда сахаром, это не относится.) Я у нашей гид-ханым (ханым – это как синьора, только по-турецки) поинтересовался, когда стоит приходить на площадь, чтобы спокойно поснимать без толпы. Узнал, что сейчас-то народу совсем не много; а вот недавно в городе был фестиваль тюльпанов, так школьников свозили со всей страны, и тогда… Любят же некоторые люди не на тот вопрос отвечать, который задаёшь. Но я всё же добился, что в 7 утра тут вполне пустынно.

В 7 утра, правда, не во всякий сезон можно снимать. В октябре, например, тут тепло, но светает не особенно рано. Нынче тоже было тепло, но, на моё счастье, не более того. На жаре меня бы просто развезло с учётом всех бессонных обстоятельств. А 20 и чуть-чуть – вполне комфортная температура. «Совсем» летом тут и 40 бывает (30 – в порядке вещей). И то ли из-за климата (чтобы не обжечь пузико), то ли ещё почему-то местные собаки имеют обыкновение лежать не на животе, а на боку, вытянув лапы.


Не лежат даже, а валяются

С непривычки немного смущает, поскольку не понимаешь: это собачка просто отдыхает или сдохла.

Топкапы

Вместо Айя-Софии у нас в программе тура стояло посещение дворца Топкапы, где османские султаны занимались самодержавием с конца XV по середину XIX века.


Фонтан Ахмеда III перед входом в Топкапы (1728)

Да, это тоже фонтан, хоть и выглядит непривычно. С каждой стороны есть скромный краник, а в зарешеченных киосках по углам когда-то бесплатно наливали не только воду, но и шербет. Может, и сейчас наливают, но, как видите, не подойти. Так что водичку в Стамбуле приходится покупать: одна лира (около 13 рублей) за пол-литровую бутылочку. В туристических местах бывает дороже. Но всё равно по-божески по сравнению с уличной торговлей в Москве.

Топкапы не дворец в нашем понимании, а обнесённая стенами резиденция со множеством зданий (как правило, небольших), протянувшаяся на 700 метров в длину. Дворцово-парковый комплекс, скажем. Состоит из четырёх последовательных дворов. В первый двор вход свободный. Там парк и несколько строений, среди которых выделяется церковь Святой Ирины.


Айя-Ирина (IV-VIII века)

Как и в случае со Святой Софией, церковь посвящена не конкретной святой по имени Ирина, а Святому Миру (Εἰρήνη – богиня мира у древних греков). Теоретически, эта церковь заметно старше Софии, но тут всё очень запутанно, поскольку было как минимум две больших перестройки. Что важно, она никогда не конвертировалась в мечеть, а в османский период использовалась как хозяйственная постройка. Сейчас это концертный зал, но за скромную мзду в размере эквивалента 20 бутылок воды (примерно 270 рублей) её можно посетить. Берём на заметку.

Перед входом во второй двор Токапы имеет смысл задуматься о покупке билета.


Билетные автоматы

Тут же можно купить стамбульскую музейную карту, куда кроме Топкапы включено ещё много вкусного. Мы же, находясь по тёплым крылышком Turkish Airlines, в таких затратных излишествах вовсе не нуждались.

В сам по себе второй двор билет не требуется; только придётся пройти по-турецки основательный досмотр на входе. Но дальше, перед третьим двором, билетный контроль. И если билет вовремя не купил, запотеешь возвращаться за ним и снова проходить досмотр. Удобство посетителей – прежде всего!


Здание Дивана с Башней Правосудия во втором дворе

По идее, приходить сюда надо надолго, поскольку осмотр многочисленных павильонов с их интерьерами и музейными сокровищами занимает немало времени. Заметная часть этого времени уйдёт на стояние в очередях, которые выстраиваются перед наиболее востребованными залами. Может, с ранья поменьше народу бывает; не знаю.


Ханым в тенёчке отдыхают от общения с прекрасным

В отличие от них, нам рассиживаться было некогда. Нас провели по Топкапы галопом, но в конце дали аж 37 минут свободного времени.

Стремления ломиться куда-нибудь разглядывать реликвии в сопоставимой с Сикстинской капеллой толпе я в себе не обнаружил. Заглянул (без особого интереса) в мало востребованную галерею портретов султанов, а потом просто побродил по третьему и четвёртому дворам (между ними нет стены, как в предыдущих случаях: это всё было приватное пространство султана).


Фонтан в третьем дворе у библиотеки Ахмеда III (первая четверть XVIII в.)


Напоминающий не скажу что фонтанчик (1811)

Находкой стала терраса с видом на Золотой Рог в четвёртом дворе.


И большой, но какой-то неубедительный бассейн с фонтанами

Топкапы занимает возвышенность на мысу между проливом Босфор и бухтой Золотой Рог, так что виды отсюда замечательные. Были бы просто супер, кабы бы не дымка.


Бухта Золотой Рог

Ближний мост – Галатский, а за ним слегка просматривается метромост со станцией метро Haliç (так Золотой Рог называется по-турецки).


Район Бейоглу

Если Фатих с Султанахметом – это древний центр города, то современный центр – как раз Бейоглу. Я, кстати, в тот момент не рефлексировал, что смотрю на то место, с которым на обратном пути мне предстоит познакомиться поближе. Я вообще мало что мог рефлексировать, пребывая в лёгкой прострации как от недосыпа, так и от полноты впечатлений. Даже Галатскую башню не опознал.


Вид на районы севернее по Босфору (Бешикташ и Шишли)

Если хорошо присмотреться, то на берегу можно различить уже вполне европейского фасона дворец Долмабахче, куда разболтавший скрепы султан Абдул-Меджид перебрался из Топкапы в 1856 году.

Я теперь понимаю людей, которые любят Стамбул (таких, знаю, много). Я тут всего несколько часов, не спавши (а на мне это ещё как сказывается), многого не понимаю. Но я без преувеличения очарован. Даже обычно раздражающая толпа и какая-то ощутимая восточная суетливость меня не смущают. Кажется, долгая история, вместившая в себя множество культур, сделала этот город очень принимающим. Стамбул удивляет, но не напрягает. Наверное, здесь почти любой человек может чувствовать себя комфортно.


Павильон Мечидие в четвёртом дворе – самое позднее строение в Топкапы (1859)

По архитектурному стилю и не догадаешься, что ты в сердце ориентальной монархии, а не где-нибудь в пригороде Вены. И непонятно: если с 1856 года султаны здесь уже не жили, кому понадобился этот павильон?

Экскурсия у нас хоть формально и долгая, но по содержанию не очень-то обширная. Сам я за это время минимум в 2 раза больше успел бы посмотреть. Но для первого знакомства с городом и так недурно. Ведь не надо ни о чём беспокоиться, не надо стремительно осваиваться в новом окружении – только расслабиться и получать удовольствие. Последний штрих – обед. Прямо во дворце в ресторане с панорамным видом на Босфор. Эээ… кажется, я больше не сержусь на то, что лететь пришлось не у окна. Обед, впрочем, довольно посредственный. Но на халяву, как говорится, и оцет – шербет.


Босфор

Продолжение везения

В чём был глубокий смысл полчаса вести нас к автобусу вместо того, чтобы подвести автобус ближе к нам, я не уразумел. Некоторые пассажиры, которым улетать пораньше, начали сильно нервничать: мы идём и идём, а автобуса всё нет и нет. Так можно и не уложиться до трёх-то часов. И на такси не уедешь, если в автобусе оставлен багаж. Одна особо впечатлительная пассажирка даже устроила скандал с хватанием нашей гид-ханым за руку. Правда, языка, на котором она выражала отчаяние и негодование, всё равно больше никто не понимал.

Я-то никуда не спешил, у меня до вылета в Венецию ещё уйма времени оставалась. Минут 10 вздремнув в автобусе, я даже сравнительно бодро себя чувствовал. Первейшей задачей было миновать досмотр. На входе в аэропорт это не проблема, а за дальнейшее я малость переживал. Дело в том, что у меня в рюкзаке лежала баночка (больше 100 миллилитров) крема на сибирских кореньях-вареньях, которую я сдуру купил для Алессандры во «Внукове». Он как раз удачно назывался «Frozen чего-то-там». Что перекликалось с моей шутливой манерой писать ей письма from frozen Russia (из замёрзшей России). Кто скажет, что нехорошо так о родине, может вернуться к началу повествования и кировскому снимку. Я потом этим снимком несколько раз итальянцев шокировал, объясняя, что это снято несколько дней назад.

Крем, конечно, был в запечатанном дьюти-фришном пакете, но что туркам российский пакет? В итоге на досмотре ничего не заметили. Повезло.

Плюшка номер два от «туркишей» – бесплатный корм уже в аэропорту при пересадке от 5 часов. В стерильной зоне идёшь на стойку помощи пассажирам у гейта 215 и просишь ваучер на покушать. Я попросил кофе. Наверное, можно было и чего посущественнее истребовать, но пока не хотелось. Скромный обед ещё не совсем забылся, а впереди предполагался ужин в самолёте. Кофе мне выписали всё же с плюшкой. Итого турки потчевали меня за сутки 5 раз.

Назначенный для «Венедик» (это турки так нашу Венецию кличут) 501-й выход на посадку оказался с доставкой к самолёту автобусом. Зато моё место было у аварийного выхода за отсутствующим креслом. Мне такое прежде всего раз попадалось, когда я из Рима в Цюрих летел. 2 иллюминатора в моем полном распоряжении. Ещё и без непосредственного соседа. Лепота. Всё, «туркиши» окончательно искупили и получают полную индульгенцию :).

Теоретический минус такого размещения в отсутствии индивидуального экрана (поскольку нет сидения впереди). Но, во-первых, в этом самолёте их в принципе не было. Это другая разновидность A321, она и без нормального «бизнеса». И кресла тут поплотнее напиханы. Последнее обстоятельство меня не касалось вовсе никак.

Во-вторых, несложно догадаться, что, вкусив в последний на сегодня раз от щедрот Turkish Airlines, я проспал до самого снижения. Кстати, удивился, что мне дали кус-кус. Ни за что бы не подумал, что диабетикам такое можно. Впрочем, хватит на сегодня о еде. С завтрашнего дня пропитание придётся добывать самостоятельно. Позавтракаю, а потом всё, сам.

Везение моё на том отнюдь не закончилась. Приземлившись и на удивление быстро исполнив все прилётные процедуры, я паче всяческого чаяния обнаружил, что успеваю на последний автобус, которым можно доехать до гостиницы без пересадки. Вообще, для последнего за день рейса час был ещё довольно ранний, но 25 апреля в Италии государственный праздник – День освобождения от фашизма. А в Венето праздник двойной, потому что это ещё и день святого Марка, покровителя Венеции. Автобусы, соответственно, ходят по расписанию выходного дня (т.е. если вообще ходят – уже хорошо).

По всем итальянским раскладам, успеть я никак не должен был. Но сегодня мне везло просто сказочно. Правда, потом я сам потерял время, пометавшись по аэропорту в поисках билета и слегка заблудившись на стоянке перед ним. Но автобус проявил чисто итальянскую любезность – немного опоздал. И я успел, слегка запыхавшись.

Рассказываю хитрость (она же лайфхак по-новомодному). Обычный автобусный билет в Венеции стоит полтора евро, а из аэропорта или в аэропорт – все 8. Типовое венецианское жлобство, ничего личного. Пройдя пешком полтора километра до первой после аэропорта остановки Tessera Centro, можно сэкономить кучу денег. Те, кто билеты в аэропорту продают, про это дело, разумеется, в курсе. И ничего против не имеют. Только (если просишь билет не за 8 евро, а за 1,5) уточняют на всякий случай, хорошо ли я понимаю, что делаю. Если да, то я уже немного свой, почти что местный. А местные в Венеции не переплачивают, это непреложный принцип.

Местре

Местре – это материковая часть коммуны Венеции, до 1926 года отдельный город. Иногда так называют всю материковую Венецию, но если быть точным, это только наиболее населённый и известный её район. Промышленный центр, крупный транспортный узел и всё такое. Среди прочего, гостиницы тут подешевле, чем в островной части. Конкретно мой одноместный номер в гостиничке San Giuliano был такой скромный, что в санузле не поместилось биде. Что довольно странно для приличной итальянской гостиницы (всё же как бы три звезды). Разок-другой переночевать, впрочем, терпимо. Цена была куда менее скромной, чем размер, но ведь это почти Венеция, и бронировал я менее чем за месяц.


Местре. Вид с Виа Форте-Маргера

И ведь вроде умирал от недосыпа. Но я же в Италии! Как же здорово видеть за окном лодки, обонять не очень-то благоуханный, но такой знакомый запах Лагуны, говорить по-итальянски… К чёрту усталость! Отдохнуть ещё успею, а другого времени посмотреть Местре у меня не будет.

К тому же, хотелось поэкспериментировать с новой приспособой для съёмки.


Пьяцца Эрминио Ферретто

А теперь главное: снимок выше сделан с выдержкой ¼ секунды. Если в кадре человек даже медленно движется, то он, конечно, получается смазанным. Но «шевелёнки» от дрожания самой камеры нет! Секрет прост: монопод. Купил я его с одной очень конкретной целью (и это не ночная съёмка города), для которой такой девайс сообразнее, чем полноценный штатив на треноге.


Фонтан на той же площади


Часовая башня или Торре-Чивика (XIII век)


Она же с другой стороны

Не так уж тут много в Местре есть на что посмотреть; основное в историческом центре я успел «зацепить» за короткую прогулку. И хоть я и рассуждал когда-то, что жить нужно именно в Венеции, коль стремишься в полной мере получить удовольствие от неё, Местре – тоже вполне себе вариант, если хочется комфорта за разумные деньги. 12 минут общественным транспортом от Пьяццале Рома – это не так уж плохо.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *