19 июня 2022 (воскресенье). Южно-Сахалинск (МСК+8)

Не своя колея

Начнём традиционно с погоды. Прогноз на сегодня накануне был скверный. Утром глянул – ух ты, всё поменялось. Теперь он отвратительный. Прогулки по окрестным сопкам благополучно накрылись. Хорошо ещё, что никаких дорогих дальних экскурсий я не запланировал. Остаётся взять зонт и в меру возможностей гулять по городу.

Про основные вехи истории Южно-Сахалинска я вчера уже рассказал. Сегодня центр Сахалинской области (куда кроме острова Сахалин входят Курилы) – город сравнительно небольшой. Население его около 181 тысячи человек (на ерунду больше, чем в Уссурийске), и по этому параметру он не входит в первую сотню России.

Герб у города впервые появился в 1992 году. (Ранее, в советское время, существовала «гербоподобная эмблема», но она не имела официального статуса и использовалась в основном на сувенирах.) Медведи неясной видовой принадлежности опознаются на нём без большого труда, а что они такое держат, не вдруг угадаешь. А это ключ. Ушко его сходно с орнаментом найденной на Сахалине средневековой керамики, а бородка состоит из стилизованных букв «Ю» и «С». Отчего геральдическая комиссия, обычно грудью стоящая на пути любых надписей на гербовом щите, на сей раз спасовала, загадка. А вообще, при всей загадочности трактовки образов, чисто эстетически герб получился симпатичный.


Здание городской администрации на площади Ленина,
гербом города отнюдь не украшенное

Воскресный Южно-Сахалинск удивительно пуст. А ведь я в самом центре.

На противоположной стороне площади находится железнодорожный вокзал.

Существующие на острове железные дороги в основном построены японцами во времена Карафуто. Распространённая в Японии колея 1067 мм (3,5 фута) сохранялась на Сахалине до 2019 года, когда РЖД наконец-то закончило перешивать пути на стандартную «русскую» колею, которая почти в полтора раза шире. Поскольку в СССР техника под «капскую» колею почти не выпускалась (заменить тележки – далеко не всегда решение), в послевоенное время подвижной состав для Сахалина и запчасти к нему закупались в Японии. В 1990-е, когда валюты катастрофически не хватало, Сахалинская железная дорога пришла в упадок. Сейчас постепенно восстанавливается.


Памятник жертвам землетрясения, уничтожившего посёлок Нефтегорск в 1995 году

Землетрясение не было очень сильным, но привело к большому количеству жертв – более 2000 человек. Выживших оказалось меньше. Потому что посёлок был застроен панельными пятиэтажками, не предназначенными для эксплуатации в сейсмически опасном районе. Дома просто сложились, и людей погребло под каменными обломками. Из-за удалённости посёлка, отсутствия связи и бюрократических проволочек помощь пришла нескоро, что дополнительно увеличило количество жертв. После разбора завалов восстанавливать посёлок не стали; его больше нет.

Однако название Нефтегорск наводит на мысль о том, что на Сахалине добывают углеводороды. Да, добывают, причём делать это в больших объёмах начали сравнительно недавно. Шельфовые нефтегазовые месторождения разработаны на деньги иностранных инвесторов (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2») уже в этом веке. Что превратило бедную прежде область в одну из самых богатых в стране по валовому продукту на душу населения. Но по уровню городского благоустройства Южно-Сахалинску до Ханты-Мансийска пока что далеко. Разве что по количеству столовых он потягается даже с Кировом :).

Севернее вокзала находится музей истории Сахалинской железной дороги. С возможностью его посещения я и заранее не смог разобраться, и на месте сильно яснее не стало.

Так можно одиночным посетителям или только организованным? Или на открытую площадку можно только организованным, а одиночным только на экспозицию в каком-то помещении? Последнее кажется сугубой бессмыслицей, поскольку в железнодорожном музее, ясное дело, снаружи самое интересное. Хотя, вспоминая казус в Ивановке, готов признать: оставлять посетителей наедине с техникой чревато. Запросто можно недосчитаться паровозного шатуна или дымовой трубы: сувенир, как ни крути, знатный.

Но всё это представляло лишь теоретический интерес, поскольку крепко запертые двери говорили недвусмысленно: сегодня меня не ждали ни на открытой, ни на закрытой площадке, ни одиночным, ни организованным в группу, ни даже тушкой или чучелком. К счастью, уличную экспозицию от этой самой улицы отделяет лишь решётка.

Таблички только не все видно.


Тепловоз ТУ7

Тот самый ТУ7, что я недавно видел в хабаровском музее, а прежде – в кирово-чепецком детстве. Он не для капской колеи, а для нашей обычной 750-миллиметровой узкоколейки. На Сахалине такая работала в северной его части с 1925 по 2006 год. Естественно, она использовала отечественный подвижной состав, в отличие от дороги в южной части острова.


Вагон дизель-поезда «Киха-58» 1963 года постройки

В 1993 году японцы подарили этот вагон (он к этому времени много лет был на хранении) Сахалину, и он пробегал тут до 2000 года.

В изрядном ассортименте представлены в музее снегоочистители. Тема эта для Сахалина актуальная не потому что зимние месяцы – какие-то особо щедрые на осадки. Вовсе нет; в здешнем муссонном климате разверзновение хлябей наступает, скорее, во второй половине лета. А зимой количество осадков вполне московское. Просто выпадение месячной нормы за один день не редкий катаклизм, а проза жизни. И снежный сезон длинный: снегопады бывают даже в июне.


Роторный японский снегоочиститель 1936 года постройки,
работавший на Сахалине до 1995 года


Плужный снегоочиститель «Вадзима» 1939 года постройки

Что-то есть в нём от стимпанковых рисунков Хаяо Миядзаки.

Сахалинский Гагарин

Зашёл в магазин морепродуктов – ничего такого, что стоило бы везти в Москву. Делать нечего, двинулся дальше в поисках чего-нибудь интересного по улице с неожиданным названием Сахалинская.


Универмаг «Сахалин» (1963) с перманентным новогодним декором

Универмаг «Сахалин» на улице Сахалинской в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области на острове Сахалин. Какой-то сахалиновый привкус во рту остаётся :).


Да-да, тот самый. Человек и теплоход

Крузенштерн совершил множество важных открытий, но в отношении Сахалина он в 1805 году сделал большую ошибку, которую впоследствии довелось исправить Невельскому – посчитал, что пролива между Сахалином и материком не существует.


Странная портальная конструкция возле супермаркета «Столичный»

Слева неизвестный художник изобразил маяк Анива, построенный японцами на юго-восточной оконечности острова в 1939 году и заброшенный в 2006 году. Одна из главных достопримечательностей Сахалина, между прочим. К ней возят экскурсии, причём не только показывают красоту с моря, но и высаживают на скалу. Я при подготовке о таком времяпровождении всерьёз подумывал, но меня остановило то, что от ближайшего населённого пункта трястись 2 часа по морю на моторке (а потом столько же обратно). А это не каждый вестибулярный аппарат выдержит. И стоит такое спорное удовольствие отнюдь не бюджетно. Постфактум жалеть не приходилось: в такую погоду делать там нечего.

Сахалинской улицей я вышел к другому входу в парк Гагарина (не где фонтан, а где памятник Гагарину).

Сегодня в парке по случаю воскресенья была какая-то движуха с участием приехавших издалека самодеятельных коллективов. Название её (движухи) показалось мне малость издевательским.

Хотя местным жителям такое лето, наверное, нормально. Снега-то ведь нет!

Рельсовая тема что-то не отпускает меня сегодня. В парке работает детская железная дорога.


Локомотив ТУ10, спроектированный специально
для детских железных дорог, на станции «Комсомольская»

15 минут покататься по парку на этом чуде (в вагоне, не на локомотиве) стоит 200 рублей. Увлекательность сего мероприятия я оценил как незначительную и отправился к музыкальному фонтану. Днём он не работает, давая возможность рассмотреть устройство сопел.

Нет, я не Чехов, я другой

Долгое время Сахалин благодаря почти максимальному удалению от столиц использовался как место каторги и ссылки. Это и при проклятом царизме так было, и в советское время многое на острове построено руками заключённых. Вряд ли к лагерному прошлому имеют отношение бараки, обнаруженные мной на перекрёстке двух Антонов – Чехова и Буюклы (Антон Буюклы – красноармеец, закрывший собой амбразуру японского дзота во время боёв на Сахалине в 1945 году).

Это один из корпусов военного госпиталя. Колючая проволока дополняет невысокий заборчик вдоль улицы. Зачем она нужна, не совсем понятно. Ежели солдатик захочет в самоволку, едва ли она его остановит.

Так вот, Чехов. Который, как я уже упоминал, сахалинское всё. Музеев, посвящённых какой-то отдельной книге, в мире немного. Если речь не о каком-нибудь священном писании или чём-то очень этапном вроде «Двух капитанов» (есть такой музей в Пскове, оказывается). Сборнику путевых заметок с изрядной долей бичевания нравов (тут мы с Антон-Палычем немного коллеги, получается), казалось бы, сложно претендовать на подобную честь. Тем не менее, в Южно-Сахалинске с 1995 года работает музей книги Чехова «Остров Сахалин».

К 100-летию первой публикации отдельным изданием расстарались, как я понимаю.


Памятник книге

И это ещё не всё. Прогулочные аллеи в сторону театрального центра украшены статуями чеховских героев (не из «Острова Сахалин», а из более известных произведений). Они появились тут в 2013 году примерно одновременно с открытием нового здания музея (которое на снимке выше).


«Человек в футляре» (скульптор И. Болотов)


«Дама с собачкой» (скульптор С. Щербаков)

Пишут, что за основу было взято киновоплощение Анны Сергеевны в экранизации 1960 года, созданное Ией Саввиной. Не знаю, не смотрел. Но что нос трут не только собачке, но и даме, внимание обратил. Ещё тут есть Каштанка с клоуном и Толстый с Тонким. Для полноты школьной программы не хватает разве ювелира Хрюкина, демонстрирующего укушенный палец.

Кроме скульптур, променад украшают яркие оранжевые цветы.


Рододендрон мягкий или, возможно, его подвид – рододендрон японский 

Мимо как раз экскурсия проходила, я и спросил у экскурсовода, что это за растение. Она говорит, мол, багульник, наверное. Ну да, рододендроны в народе называют багульником, это я ещё по Северобайкальску уяснил.

Другой кустик только вблизи от этого «багульника» отличишь. Не иначе, их специально в тон подбирали.


А это айва японская

Сомнительно, чтобы айва в местном климате вызревала. А рубрика «Культурный шок дня» как раз поспела (ловко ввернул, да? :))


Проспект Мира у Тихоокеанской улицы

Остаётся только диву даваться, отчего такой замечательный надземный переход не пользуется популярностью. Надо сказать, что ходить по Южно-Сахалинску пешком не особенно удобно. Зелёный сигнал светофора пешеходам как правило короткий – настолько, что если он во все стороны сразу, успеть перейти по диагонали сложно. Не только условной бабушке, но и мне. Ладно бы очереди машин стояли, бибикая от нетерпения. И близко нет. Автомобилей в городе по сравнению с материком вообще немного, а планировка его прямоугольная, «антипробочная». Светофоры на перекрёстках часто со стрелками для поворота. Возможно, это сделано, чтобы облегчить левые повороты водителям праворульных машин. Таких тут (если говорить о легковушках) большинство. Но, что интересно, «правильных» (то есть леворульных) больше, чем в куда более удалённом от Японии Благовещенске. В том числе немало и леворульных машин японских марок. Возможно, это связано с тем, что автомобилист на Сахалине побогаче и может позволить себе купить новый автомобиль у дилера (а возить их сюда из Японии или стран Юго-Восточной Азии, где их тоже собирают, прежде было одно удовольствие).


Гостиница «Пацифик Плаза»

Гостиница эта дороже моей при том, что расположена не в самом центре (хоть и не на откровенной периферии). И в ней, вопреки логике, находится туристический инфоцентр. В него я и заходить не стал, поскольку по выходным он всё равно не работает.

Теперь я двигался в сторону проспекта Победы, где находится то, чего на Сахалине вовсе не ожидаешь. Я‑то ожидал, потому что знал, что оно тут есть.


Церковь святого Иакова (католическая)

У нас ведь обычно если католическая псевдоготика, то это наверняка ссыльные поляки в XIX веке. Но если таковые здесь и были, то точно не в этом месте (Владимировка располагалась севернее). Да и кто бы стал строить в селе каменный костёл; ладно бы в городе. Добровольно понаехавших католиков, как во Владивостоке, тут в начале XX века не было. На японцев тоже не спишешь: они построили в Тоёхаре синтоистский храм (синтоизм являлся одной из скреп государственной идеологии), но зачем бы им католическая церковь? Да-а, загадка.

Внятной информации об истории появления этой церкви нигде нет, даже на сайте прихода. По косвенным упоминаниям получается, что построена она… в 2001 году. А это значит, что уже в наше время в Южно-Сахалинске откуда-то взялась католическая община. Возможно, благодаря строителям нефтегазовых объектов, среди которых было немало экспатов, и вполне могло набраться достаточное количество приверженцев римской церкви.

Внутрь попасть мне не удалось. Открыта церковь бывает только для служб и концертов (орган установили в 2013 году).


Проспект Победы

Поодаль маячат маковки православного кафедрального собора, а на переднем плане мы видим мачту высотой 182 метра, установленную в 1963 году для телетрансляции. Не «полноценная» солидная телебашня, зато такую мачту с растяжками зимой можно иллюминацией превратить в грандиозную ёлку. Однако, судя по найденным мной картинкам, тут так не балуются.


Верхушку хоть и смутно, но видно. Значит, погода не так уж и плоха


Мемориал Победы в створе одноимённого проспекта

Танк и пушки установлены тут ещё к 30-летию победы во Второй мировой, а новое помпезное здание с музеем открыли в 2017 году. Где-то на том свете в один голос тяжко вздохнули Микеланджело Буонаротти, Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини.

Рядом Рождественский собор, верхний (основной) храм которого открыт в 2015 году.

Как на мой вкус, стилизация под белокаменье чересчур нарочитая, и главное слово, характеризующее архитектуру этого здания – вторичность. (Непоименованные владимирские зодчие сочувственно присоединяются к вышеозначенной итальянской троице.) Видел я уже все эти аркатурно-колончатые пояса, и засовывание их под арки мало что добавляет. А часы на фасаде выглядят нелепой пародией на окно-розу. Но, говорят, внутри симпатично. Да только изведать мне этого не довелось. Собор был закрыт (это в воскресенье-то), хотя по расписанию до 6 часов должен был работать. Тут я не один обломался; и местные приходили, но им тоже пришлось уйти не соборно молившись. Ещё и дождь полил по-серьёзному, а не как обычно. Ненадолго его, правда, хватило, и всё вернулось к привычной уже серохмурости.

Зато вечером в магазине на кассе увидел наконец-то человека в маске. Спросил у него, отменили ли на Сахалине официально обязательное их ношение – говорит, да.


< От тумана до тумана UUS-SVO >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *