12 апреля 2014. День авиации – 3

Ну что ж, за 10 дней мы набрались опыта достаточно, чтобы поехать в аэропорт на обычном городском автобусе. Тем более, что его конечная – Зелени венац, до которого идти от силы метров 300. Только в длинной череде остановок (от этой конечной отправляется пара десятков маршрутов) найти нужное нам становиште 72-го маршрута никак не удавалось. Оказалось, оно в самом конце, чуть не у Бранкова моста.

Народу было немало, но мы сразу оккупировали три места и доехали относительно комфортно. Мария Петровна даже разговорилась с одной местной дамой о чём-то своём, домохозяйском. Как надо о чём-то договориться или что-то выяснить, так сразу за спину Дениса, и как бы ни при чём. А как необязывающе языком почесать, так запросто, и ни про какой языковой барьер даже не вспоминают :)). Ехали… долго, чего уж там. Вкругаля, да ещё и с остановками.

Аэропорт в Белграде носит имя – сюрприз! сюрприз! – Николы Теслы.


Памятник Тесле у аэропорта

Мы туда заранее приехали, чтобы успеть до вылета ещё сходить в музей воздухоплавания. Ну, и потому что из апартаментов всё равно надо было не позднее 12 выметаться. А вылет только в 5 вечера. Тут-то неприятный сюрприз и явил нам своё истинное лицо из двух половинок. В белградском аэропорту нет камеры хранения, чтобы оставить багаж. А регистрация начинается только за 2 часа, так что сдаться заранее тоже не получится. Не тащиться же в музей с чемоданами (ещё и не зная толком, куда идти). Пришлось Марии Петровне оставаться в аэропорту караулить чемоданы в компании сборника судоку, а мы с папой пошли тешить любовь к авиации.

Спросив дорогу, музей нашли довольно быстро. Здание-то приметное, но от аэропорта его не видно.


Музей

Часть экспонатов размещается вокруг. Никаких поясняющих табличек у них нет, всё пришлось потом искать самому.


Юнкерс Ju-52

Центральный двигатель на носу смотрится как-то неуместно, правда? Я даже было подумал, что изначально самолёт проектировался как двухмоторный, а третий ему потом присобачили. Но нет; оказывается, прототип был одномоторный.


Ил-14. Я такой в Киеве видел

Следующая «птичка» преподнесла сюрприз. Дело в том, что Югославия отнюдь не придерживалась советского авиапрома, как полагалось приличной социалистической стране, а вовсю закупала технику на Западе.


Один из первых в мире пассажирских реактивных самолётов Caravelle (Франция).
Целиком в кадр не поместился, а отойдёшь – парапет закрывает

За «Каравеллой» виднеются целые ряды военных машин.


Их там десятки

Но на поле посетителей не пускают. Так что мы пошли вовнутрь. Сотрудник при кассе встретил нас приветливо, а когда узнал, откуда мы, так вообще расцвёл. И цена билета оказалась сильно меньше, чем я видел на сайте музея. 290 динаров вместо 500. Позже нашёл, что россиянам неофициально делают скидку, законно причитающуюся только гражданам Сербии. Я уже раз 5 писал про особое отношение к русским туристам, но чтобы так… ну, чудеса.

А ведь приятно, что ни говори. Все в музей воздухоплавания! 😀


Реплика первого сербского аэроплана Sarić 1 (1910 год)

Памятник его создателю Ивану Саричу мы видели несколько дней назад в Суботице.

То есть получается, что первый сербский самолёт был всё же не совсем сербским, поскольку Сарич в ту пору был венгерским подданным. А с велосипедом он, поскольку был одним из сильнейших в Австро-Венгрии велосипедистов. До кучи памятник можно было бы дополнить мотоциклом, гирей и футбольным мячом – очень был Иван Сарич человек разносторонний.

Много в музее техники времён второй мировой.


Messerschmitt BF-109

Самолёты не трофейные, Югославия закупала их в Германии ещё до войны.


Як-3


Fieseler Fi 156 Storch

Это очень любопытный немецкий самолёт. Он задумывался как разведывательный и отличался непревзойдённой краткости разбегом и пробегом. Именно на «Шторьхе» Отто Скорцени вывез Бенито Муссолини из-под ареста в 1943 году. Для этого надо было сесть и взлететь с небольшого горного луга в Апеннинах.


Икарус S-49C – это уже послевоенная югославская машина


А это более современная югославская техника – СОКО J-22 Орао («Орёл»)

Первый югославский самолёт, превысивший скорость звука. Летает с 1974 года и до сих пор стоит на вооружении в сербской армии.


Чебурашка

Чебурашка – в смысле, неизвестный науке зверь. Обыскался, но ничегошеньки не нашёл, что он за птица. Судя по всему, летать в этой штуке полагалось лёжа, высунув голову вперёд. Хотя, может, это и беспилотник.

Из вертолётов бросаются в глаза экзотическими формами изделия фирмы Сикорского. Ранние – они такие смешные.


Sikorsky S-51 (выпускался в 1944-1951 годах)

Не обойдены вниманием в музее и недавние события – Косовская война. Нельзя сказать, что ей тут уделено так уж много места. Но в отзывах о музее почему-то только про сбитые беспилотники и пишут.


Американский Predator (побольше) и французский Creserell (поменьше)

А вот обломки «настоящего» самолёта – американского F-16, сбитого над Шабацем (видимо, прилетал бомбить стратегически важный мост через Саву).

В отдельной витрине обломки «стелса» F-117 Nighthawk, но они за стеклом, так что снимать не получается: бликует. Причём это был единственный самолёт этого типа, когда-либо достоверно сбитый (по официальной версии – зенитно-ракетным комплексом С-125 (разработка конца 1950-х), произведённым в городе Кирове. В общем, привет вятским :)). Пилот, кстати сказать, благополучно катапультировался, и американцам даже удалось его эвакуировать.


Это просто ещё один экспонат, а не сбитый американский пилот :)

Мы с удовольствием побродили бы по музею подольше, но одинокая брошенная в аэропорту Мария Петровна со сборником судоку нет-нет да и мерещилась за очередным летательным аппаратом. Без укоризны, но настойчиво. Пришлось вернуться.

Насчёт поесть в аэропорту, вроде, проблемы нет. В зоне вылета (до контроля) есть столовая (self-service), но цены там… мама дорогая. Лучше бы вышли на улицу, там чуть в стороне кафе есть. Тоже недёшево, впрочем, но там хоть понятно, за что платишь. Кстати, и в конкорсе, если вдруг осталось заметное количество динаров, можно выбрать между жлобским курсом тамошней менячницы и жлобскими ценами одинокой кафешки. Магазинов дьюти-фри в аэропорту кот наплакал, так что скрашивать время ожидания особо нечем.

На посадку нас погнали по расписанию, но наш самолёт в это время был только ещё где-то на подлёте. А как в отстойник загнали (досмотр-то непосредственно перед гейтом) – обратного пути нет. Пришлось больше часа развлекаться наблюдением за самолётами.


Иранский Boeing 767

Интересно было бы на таком слетать. Только насчёт Тегерана я как-то не уверен.

Тут и наша птичка подкатилась. Пришлось довольно долго ждать, пока её обслужат.

Дело, в принципе, знакомое. Разве что как багаж загружают не в контейнерах, а поштучно по транспортёру, я уже давненько не видел. И папа тоже удивился, что так, оказывается, до сих пор делают. В общем, завалящий в Белграде аэропорт, не в обиду будь сказано этому славному и гостеприимному городу.

Так подошло к концу моё первое, но, наверное, не последнее посещение братской (пишу это безо всякой иронии) Сербии. Ах, да. Последний анекдот. На регистрации, хотя мы подошли за 2 часа если не первыми, то вторыми-третьими, нас посадить втроём рядом уже не могли. Кто и как успел занять не менее трети салона – загадка. Взяли места в одном ряду, но по разные стороны прохода. Соседями нашими оказалась пара, которой… тоже достались только места по разные стороны прохода. Как так можно было суметь зарегистрировать, знают только работники Air Serbia. Альтернатива для полётов в Сербию – следовать знакомому с детства лозунгу «Летайте самолётами „Аэрофлота“», но это определённо не одобрит моё земноводное.


< Земун И ещё немного >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.