Арзамас (11 июля 2015)

Приключения-злоключения

Нашёл я на blablacar машинку, чтобы уехать нам наутро в Арзамас. Недёшево, но вариантов не было. И что вы думаете, за полтора часа до планового времена отправления водитель присылает сообщение, что поехать сегодня не сможет. Понятно, что всякое может у человека случиться, но нам-то что делать? Поездов, удобных по времени, нет. Автобусы сервис «Яндекс.Расписания» отчего-то показывает на этом направлении только те, которые возят из Нижнего в Саров. Этот транспорт мне знаком, но они требуют от пассажиров только до Арзамаса обязательно предварительно бронировать места. Звоню туда – безуспешно. Но как-то меня терзали смутные сомнения ©, что не всё у нас так плохо с автобусным сообщением, как очернительствует «Яндекс». Нашёл расписание по Канавинской автостанции в Нижнем – подходящих автобусов довольно много. Что ж, хоть «Яндексу» и незачёт, эта проблема предварительно решилась сравнительно небольшими издержками.

С хозяйкой накануне условились, что она придёт в 8:30 принять квартиру, чтобы мы успели на машину. 8:37 – её нет. Звоню – не отвечает. Хорошо, что мы уже не торопимся. А если бы водитель не отменил поездку? 8:45 – по-прежнему не отвечает. Думал уже, не набрать ли агента посоветоваться, но тут она перезвонила. И спокойно так, как ни в чём ни бывало, сообщает, что не успевает. А что ждали мы её 17 минут назад, потому что посадка у нас запланирована совсем в другом месте (о чём она в курсе), это как бы неважно. Я, пардон, охреневаю с этой провинциальной простоты. Переходящий приз имени Deutsche Bahn за пунктуальность и обязательность по праву отправляется в Нижний.

Канавинская автостанция оказалась весьма убогим сооружением, напоминающим времянку. Едва ли более комфортабелен был и видавший виды автобус. По крайней мере, ехать было не так уж долго, всего 2 с половиной часа. Так-то тут недалеко, чуть больше 100 километров, но очень тягомотно пересчитывали светофоры, выбираясь из Нижнего.

Добавлено позже. Новую автостанцию открыли в 2018 году. Вроде, стало поцивильнее. Сам я в 2020 году только отметил, что на старом месте пустырь.

Где искать жемчужины

Вокзал «Арзамас-2» (он как раз на снимке, который украшает главную страничку этой поездки) мне довольно хорошо знаком. Доводилось сиживать тут, поскольку из Сарова я ездил не только в Питер. Судя по всему, не так давно его отремонтировали, и нынче он производит приятное впечатление. Главное, что камеры хранения есть. Мы ради них сюда и направились первым делом. Поскольку таскаться с вещами по городу неудобно, а ночёвка в Арзамасе не предполагалась. Стоят тут ещё советские ячейки, помнящие 15-копеечные монеты. Теперь нужно покупать в кассе жетон, и там при этом паспорт требуют. Что интересно, чтобы забрать вещи, нужно там же взять второй жетон (снова платить 100 рублей, к счастью, не требуется).


Памятник-локомотив серии Эр, произведённый в 1953 году в Будапеште

Находится этот вокзал весьма далеко от центра города, примерно 4,5 километра. Раньше мне это вовсе не мешало, поскольку вокзалом моё знакомство с городом и исчерпывалось. Можно, конечно, было сегодня сразу до автостанции доехать, которая как раз в центре, но я вовсе не был уверен, что там есть камера хранения.

Центр в Арзамасе – это окрестности Соборной площади, которую я прежде видел только из окна автобуса.


Воскресенский собор, 1842 г.

Собор знатный, что и говорить. Не только портики делают его приземистым; он и правда не так уж высок (47 метров центральный купол). Так ведь это классика, ей и не положено ввысь устремляться. Над другой стороной площади доминирует совсем другого рода здание.


Соборная площадь (вид от собора)

Слева дивное позднебарочное здание магистрата (вторая половина XVIII века), справа вознеслась Благовещенская церковь (1784 год). В магистрате сейчас открыт музей русского патриаршества. Хотя казалось бы: где патриаршество и где Арзамас? Церковь же выглядит как-то очень странно, даже неуместно. Но я не сразу понял, в чём же тут дело.

Белёное барокко – где вы ещё такое видели?! То есть оно, конечно, уже даже не совсем барокко, особенно недавно возвращённая из небытия колокольня. И всё равно такое цветовое решение озадачивает. И это не от нехватки средств или отсутствия фантазии. Я видел фотографию начала XX века – церковь практически такой же и была. Только кровля и купола были покрашены в тёмный цвет (сейчас кровля некрашеная), и роспись была на фронтоне церкви и в нише колокольни. Может, ещё сделают. Пока что учреждение культа в процессе реставрации, хотя формально уже действует.

Там выше на площади ещё автобус в кадр попал. Конечно, хорошо уже то, что по городу ходят более-менее вместительные автобусы, а не «пазики». Но состояние городского автопарка довольно удручающее. Автобусы латанные-перелатанные. Есть даже заметное количество ЛиАЗ-677, снятых с производства более 20 лет назад и давно забытых почти во всех городах. Нашёл потом в Википедии, что на август 2014 года в Арзамасе было этих машин в регулярной эксплуатации больше, чем где бы то ни было в стране – аж 33 штуки.

С другой стороны собора есть ещё 2 примечательных храма. «Уже почти не барокко», и «уже совсем не барокко».


Церковь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», 1794 г.


Казанский крестильный храм (дата постройки неизвестна, наверняка уже XIX век)

Живоносный источник был наглухо закрыт, а в баптистерий :) Джей попытался вломиться. Но из дверей вышла какая-то женщина, после чего ему пришлось ретироваться. (На снимке он как раз отходит.) Что она ему сказала, осталось неведомым: я в это время на другой стороне улицы прицеливался, а его самого спрашивать было малость бесперспективно.

Так что основные местные церкви построены в сравнительно небольшом интервале лет в 60. Это было время расцвета города, его «золотой век» (период с 1775 по 1850 годы тут именно так и принято называть), когда торговая слава Арзамаса шла по всей России. По уверению одного местного краеведа, именно тогда появилась пословица «Один глаз на нас, другой на Арзамас». Которая как бы не про рассеянное внимание вовсе, а про то, что всякий деловой человек считал своим долгом хотя бы одним глазком следить, что поделывают арзамасские купцы. Может, и так. В 1851 году по неизвестной мне причине произошло массовое разорение, и во второй половине XIX века местный «бизнес» пришёл в упадок. Арзамас превратился в сонный городок, каким мы его знаем по книгам Аркадия Гайдара:

«Город был похож на монастырь: стояло в нём около тридцати церквей да четыре монашеских обители. Много у нас в городе было чудотворных святых икон. Пожалуй, даже чудотворных больше, чем простых. Но чудес в самом Арзамасе происходило почему-то мало. […] Тихий и патриархальный был у нас городок».*

Но пока город жил на широкую ногу, собор поставили на зависть куда более крупным и известным (на сегодня) городам. Это при том, что даже кафедры в Арзамасе никогда не было. Собор прекрасно расписан, и, что самое приятное, росписи отлично сохранились. Закрытым в советское время он простоял сравнительно недолго, так что не пострадал.


Купол

Вообще-то, конечно, снимать и тут «не благословляется». Мне тут же об этом сообщили, едва я «отщёлкал» купол. (В общем-то, я и предполагал, что так будет, так что постарался сделать всё максимально быстро.) На всякий случай сделал удивлённый вид, вовсе не собираясь оспаривать императив уважать чужой устав. Но дальнейшее превзошло ожидания. Одна агрессивная дура воцерковлённая дама мне на полном серьёзе заявила: «Вы же знаете, что от этого фрески портятся!» Я, разумеется, в курсе, что пути просвещения и религии уже лет триста как разошлись. Но чтобы настолько… И я почёл за лучшее на всякий случай покинуть довольно приятный храм сей. Вдруг ещё укусит, потом уколы делать замаешься.

Поесть «в историческом центре» негде. Ни забегаловки, ни ресторана, ни-че-го. Даже на рынке в будке с пирожками «Привет, изжога» аккурат перед нами забрали последнее. А голодно как-то: завтракали рано. Купили в магазине чего-то вроде сочников и йогурта и культурно так пошли в парк около Соборной площади. А там даже присесть негде. Всего одна лавочка, и та явно надолго занята сильно притомившимся телом. А вы думали? Туризм – это вам не только четыре звезды и беленькое на берегу озера Комо :).

«Гражданского» колорита в Арзамасе тоже есть. Неплохо сохранилась улица Гостиный ряд – судя по названию, когда-то главная торговая.


Гостиный ряд


Биржа (вероятно, середина XIX века)

Этой улицей спускаются к мосту через речку Тёшу, приток Оки. Но спускался я один: для Джея, судя по всему, мой темп ознакомления с достопримечательностями оказался чрезмерным, и он начал от него уставать. И остался посидеть в прохладе собора (припекало сильно). В общем-то, праздное сидение в храме не приветствуется, но он басурман, ему можно.

К реке меня вот за чем понесло. Вычитал я, что очень хорошо собор смотрится с другого берега.


В самом деле, отменно

Там где-то в кустах рыболов-любитель с удочкой прячется. А ещё мне у моста попался мужик в мокром гидрокостюме с маской, острогой-пистолетом и сеткой у пояса. Ну совсем не то, что ожидаешь встретить у такой речушки. Сетка была пустая; наверное, поэтому мужик не в духе. Всё же интересно, чем он тут промышлял. Не лягушками же на экспорт.

Что ж, красивые места. И объекты в городе достойные, спору нет. Только не верю я что-то в перспективность попыток развивать тут туризм (а в Арзамасе есть даже специальные люди в администрации, которые этим занимаются). Потому что Воскресенский собор – это всё же не Колизей, и без инфраструктуры турист «на него» не поедет. Да и атмосфера в городе какая-то депрессивная. Жители хмурые и озабоченные. Турист же в массе своей устремляется туда, где ему находиться приятно и удобно. А они (видел я один доклад) рассчитывают заманивать людей «Праздником луковицы», придуманном по аналогии с суздальским «Праздником огурца». Но, кажется, не вполне осознают, что едут-то в Суздаль не по огурцы. Кстати, с того доклада уже 4 года прошло – ничего не изменилось. Пока что в городе заметны разве что паломники, заезжающие по дороге в Дивеево, но от этой публики городу какой прок?

Я ещё рассчитывал, что мы попадём на празднование дня города. Вычитал, что оно проводится во второе воскресенье июля. То есть как раз нынче. Но праздник, как оказалось, будет только через неделю. Может, с ним было бы как-то повеселее. Но даже и это едва ли, потому что никаких приготовлений за неделю до праздника заметно не было. В целом, довольно унылое впечатление от Арзамаса осталось.

Чтобы поесть, пришлось ехать в торговый центр «Омега» довольно далеко от центра. Там и продуктов на последние ужин и завтрак прикупили заодно. И, кстати, ТЦ оказался неожиданно цивильным на фоне ранее увиденного в городе. Рекомендованная сообществом Tripadvisor’а пиццерия в нём, впрочем, не порадовала. Пицца на итальянскую вообще не похожа, но проблема даже не в этом, а в том, что она просто весьма средненькая. Хотя дороже, чем в заведениях подобного уровня в самой Италии.

Дальше у меня был приготовлен для Джея сюрприз – настоящая отечественная электричка. Билеты проверяли каждые 10-15 минут. Покупать их в кассе на вокзале было даже необязательно, это я уже по привычке сделал. Продают прямо в вагоне. Ведь на большинстве остановок касс нет, а кое-где нет даже платформ: садятся в вагоны прямо с насыпи. Джею, вроде, понравилось.

* А.Гайдар. «Школа»


< Туда и обратно Муром >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.