7 сентября 2013 (суббота). Переславль-Залесский

Венеций мокрых нам дороже
Гадюкина родная грязь

Не прошло и месяца с нашей поездки во Владимир, однако лето за это время неожиданно закончилось. Резко и как-то неотвратимо, не успел даже август на календаре сменился сентябрём. Надежда на второе (бабье) лето, которое, вроде бы, собиралось начаться к первым полным выходным сентября, пала под ударами прогнозов погоды, занудно вещующих деревню Гадюкино. Но… билеты были куплены, гостиница забронирована, а желание уехать из Москвы (причём на сей раз непременно с ночёвкой) в какое-нибудь симпатичное место едва ли сильно уменьшилось от ожидаемых природных катаклизмов. В конце концов, что нам, привыкать, что ли?

Правда, Настя с Димой в последний момент отказались ехать, так что пришлось срочно искать им замену. Моих новых спутников я представлю потом, а пока только скажу, что Ольга меня на произвол судьбы не бросила. И хмурым московским утром мы собрались на Центральном (Щёлковском) автовокзале. Где несмотря на все многажды слышанные уверения по радио и в метро паспорта нам ни при покупке билетов, ни при посадке не понадобились.

Погода была сродни той, что сопровождала путь в Венецию два года назад, только прохладнее. То есть всё было беспросветно серо. В пути наш автобус даже помочило дождиком. И всё же по мере продвижения на север сценарий двухлетней давности начал повторяться: облачность немного отступила вверх, но большего пока что не обещала. По прибытии в Переславль-Залесский погода нас встречала хоть не самая оптимистичная, но всё же зонты доставать не пришлось.


Автостанция Переславля

Нормальная такая типовая «райцентровская» автостанция, хорошо знакомая по расейской глубинке. На то, что Переславль – один из городов Золотого кольца и, тем самым, как бы туристическая мекка, пока ничто не намекало. Не скажу, что я большой охотник до мекк (чем меньше туристов, тем, при прочих равных, только лучше), но после Владимира главный туристический маршрут Родины рисовался как-то иначе. Ведь именно принадлежность к Золотому кольцу да ещё бюджетно-логистические соображения определили наш выбор. Переславль-Залесский и Ростов Великий показались оптимальным вариантом для двухдневной поездки.


Нарекаю вас… голубутками! :)

Не знаю, что нашло на местных птиц, но они нынче обосновались в грязных автостанционных лужах. Вроде бы, такие ванны нужны для избавления от паразитов (я про всяких жучков и клещей, а не про самих голубей). С чего вдруг нынче случилось такое обострение проблем гигиены, не знаю; орнитологам виднее. Одна галка в луже вообще шоу устроила, купаясь как довольный морж – только что не отфыркивалась. Жалко только, быстро закончила и улетела: видео было бы отменным. Голуби же брали не интенсивностью, а занудством: пока мы фотографировались и покупали билеты на вечерний автобус в Ростов, они не продемонстрировали ни малейшего желания выйти «на берег».

Автостанция в Переславле-Залесском расположена на южном краю города, довольно далеко от основных достопримечательностей. В качестве каковых тут в основном монастыри в количестве пяти штук на небольшой (40 тысяч населения) город. Это если я все посчитал. Причём четыре – действующие. И было ещё больше. И советская власть тут, что интересно, ни при чём. Поупраздняли монастыри ещё в 17-18 веках.

Итак, первая (не по значимости, а по дороге с автостанции) обитель – Фёдоровский монастырь. Женский. Церковная жизнь здесь возобновилась сравнительно недавно, и отремонтировать успели ещё далеко не всё.


Собор Феодора Стратилата (XVI век)

Очень приземистым кажется, правда? Это не искажение; он такой и есть.


«… и лично дорогого Артура Олеговича»

Я далёк от идеи обсуждать, чем занимаются судебные приставы в нерабочее время. Просто любопытно: чувство неловкости у некоторых директоров не возникает от таких табличек? И в РПЦ на строительство сортира в отдалённом монастыре благословение митрополита тоже получать надо?

Больше смотреть в Фёдоровском (пока?) особенно не на что.

Следующий монастырь – Горицкий Успенский.


Стены и ворота Горицкого манастыря (XVII век)

Туристического вида автобус там стоит неспроста: здесь располагается Переславский музей-заповедник. А монастырь упразднили ещё в 1744 году. Потом здесь недолго обитал Переславский архиерей. Пока епархию тоже не упразднили. Постройки постепенно приходили в упадок, и, может, пришли бы совсем, кабы в 1919 году здесь не открыли музей.

Обнесённая стеной территория монастыря довольно велика, примерно гектара 4. Здания занимают лишь небольшую её часть. В основном тут парк, слегка переходящий в сад, с совершенно васнецовского вида прудом.

На роль Алёнушки мы все попробовались, но достаточно убедительно образ грустящей девушки не удался никому :).


Моя попытка

Монастырь расположен на пригорке, и с него (поскольку он на отшибе) открывается вид на весь город и на Плещеево озеро. Так что панорамку я слепил, но погода, вестимо, не очень способствовала качественному изображению. Да ещё объектив высоковато задрал – в одном месте кривоватость склейки заметна.


Большая картинка 4859×760 точек

Особенность провинциального быта – свободно гуляющие по улице кошки, причём непуганые и в основном охотно идущие на контакт. Хотя некоторые из них проявляли застенчивость, Ольга как страстная кошатница мало кого из них пропустила – больше в плане фотографирования, нежели личного общения. Поскольку у неё дома своё 8-килограммовое и довольно ревнивое создание. Запах чужих котов он, разумеется, чует, но проверять фотоаппарат на предмет наличия компрометирующих снимков пока не научился.


Ольга и рыжий обитатель Горицкого монастыря

Как положено в таком месте, есть старинные захоронения. Или то, что от них осталось – сложно сказать.

– Выходит, у вас два тела?
– Выходит, два.
– И оба Полянские?
– Оба. Только одно – Бригадир, а другое – Кавалер…

Может, конечно, когда-то у этой надгробной надписи было продолжение со вторым именем – вернее всего, супруги (иначе откуда «тела»), но мы его не видели.

И тут случилось маленькое чудо.

Не, сам по себе памятник Юрию Долгорукому (основателю Переславля) не чудо. Но внимательный читатель заметит, что изменилось освещение. Пока робко и неуверенно, без резких теней, но начало проглядывать солнце! А ведь ничего, кроме туч и дождей, в прогнозе не было. По такому поводу грех не забраться повыше (а и без такого повода всё равно не грех, так что я это просто для красного словца).


Церковь Богоявления с колокольней

Мы, кстати, на месте-то и не поняли, что это церковь: очень уж она на фоне изрядной колокольни маленькая, вроде сторожки для звонаря. В церковь не пускают (там административные посещения музея), а на колокольню можно за небольшую плату подняться.


На севере всё ещё сплошная облачность, но уже видно, что погода меняется


Церковь Всех святых

В этой церкви музейная экспозиция, куда мы не ходили. Главный же собор на территории – Успенский (выставляется справа). Похоже, это такая владимирская традиция (а Переславль входил в состав именно Владимирского княжества) – освящать главные храмы в честь Успения Богородицы. Успенский собор, так уж получилось, попал в кадр только краешком. Он молод (середина XVIII века) и снаружи не особенно интересен. Барочный интерьер сохранился, пожалуй, даже неплохо для храма, простоявшего десятки лет в запустении, но досадно, что реставрировать его (как нам сказала сотрудница музей) пока даже не собираются. Внутри изумительный резной иконостас и росписи.


Царские врата Успенского собора

Надобно сказать, что по количеству музеев Переславль, может, и не впереди планеты всей, но вполне, как мне показалось, смог бы потягаться с Норвегией. С её пресловутыми музеями щепок от лодки давно забытого конунга. Создание музеев жители Переславля превратили в незатейливый бизнес. Что это за музеи? За громкими названиями скрываются скромные и несистематизированные коллекции, привлекательность которых определяется, по слухам, умением экскурсоводов живо и интересно рассказать о своём предмете. Наверное, в качестве туристического аттракциона это неплохо, но мы на своём опыте это не проверили по причине дефицита времени и упорного нежелания наших жаб смотреть на старинные утюги.


Музей чайника

Помимо довольно уже известных музеев утюга и чайника, в Переславле есть музей радио (где радио и где Переславль, спрашивается), музей денег (не иначе, оставленных там доверчивыми туристами), музей Александра Невского (который в Переславле родился и крестился, но более ничем себя тут не проявил), музей граммофонов (по факту – антикварная лавка) и целое сонмище других «учреждений культуры». Музей паровозов, кстати, показался мне заочно интересным, но от города он расположен далековато.

Конечно, такой «художественной самодеятельностью» музейное дело в Переславле не ограничивается. Самый старый музей здесь даже не заповедник в бывшем Горицком монастыре, а усадьба «Ботик Петра I». Умная Википедия называет его старейшим провинциальным музеем России. Действует аж с 1803 года. Туда мы и направились из Горицкого – благо, дорога к усадьбе у монастыря и начинается. Пошли пешком (это около 3 километров), чтобы по дороге рассмотреть окрестности.


Дорога к усадьбе (село Веськово)

Кстати, это ещё очень приличный участок дороги в кадр попал. Вообще-то, она тут разбитая изрядно.

В Веськове находится церковь великомученика Георгия (который реликтовое пресмыкающееся замучил), построенная в 1801 году.

Сама по себе усадьба – это парк, Белый дворец (имхо, тянет максимум на Белый дом)…

… Ботный дом…

… и некоторое количество менее значимых сооружений вроде триумфальной арки, которая по загадочной причине стоит за оградой (вход на территорию платный).

В Ботном доме, само собой, находится центральный экспонат – подлинный бот «Фортуна» из потешной флотилии Петра. Все «соратники» бота погибли в пожаре ещё в 1783 году.


Несмотря на непростые условия, снимок даже получился вполне пристойный

Обратно, вестимо, пешком было идти уже неохота, да и нашего невеликого времени в Переславле было жалко. Вызвали такси, чтобы испытать прелести местной дороги в качестве пассажиров. С туристов за доехать от Ботика до города просят 150 рублей.

Жизнь провинциальная

Конечным пунктом нашей поездки было кафе «Хуторок». Которое оказалось вечерним кафе, а днём тут совершенно советского образца столовая. Аттракцион «Ностальгия», одним словом. Цены смешные, качество вполне пристойное для заведения такого уровня. Люди, кстати, там работают очень даже приветливые, а туалет современный и чистый. На потолке вот такие забавные светильники.

Если кто не опознал, это сделано из канализационных труб. Использование недорогих подручных материалов, как оказалось, в ярославской глубинке вообще дело распространённое. В Ростове, к примеру, толстыми трубами для канализации же выводят вентиляцию подвалов (насколько я понял назначение этих торчащих из земли штуковин).

Хотя Переславль не так уж мал, современные постройки в нём сосредоточены в основном в северной части города. А главная улица занята более старыми, зачастую деревянными, домами.


Ну кто скажет, что это не Санчурск?!

Тут даже тротуар скорее «утоптанный», нежели «уложенный», видите? А аккурат напротив красуется местный центр гламура и роскоши. С бутиками… не побоюсь этого слова.

В общем, Переславль – город контрастов.


И такие контрасты тоже имеются. Никому пожарище с видом на Горицкий монастырь не нужно?

Похоже, что участки в Переславле – товар довольно ходовой. Особенно возле озера. Видимо, народ из близлежащих городов активно интересуется. Один только «внутренний спрос» вряд ли бы обеспечил в небогатом городе столь бросающуюся в глаза активность как в сфере недвижимости, так и по части торговли заборами-воротами, черепицей и прочими стройматериалами. Строится Переславль; это заметно. Причём не думаю, что строят исключительно новые музеи :).

И поскольку «понаехавшие» – народ по определению бескультурный,  приходится воспитывать доступными методами (справа – милейший плакатик, висящий через дорогу от «Ботика» среди кабаков и сувенирных лавок). А то ведь замусорят и, пардон, зассут весь город, не так ли? Только не надо думать, что это туристам адресовано. Мы не такие :).

Неизбывная особенность отечественной наглядной агитации (да и вообще системы воспитания) – негативный подход: как делать не надо, она рассказывает, а конструктива (как поступать сто́ит) никакого. То ли дело дядя Маяковский: он плохому примеру сразу противопоставлял хороший. Скажем, «тут и там» мусор не сыплем, ладно. А куда его девать в таком случае? Ответа нет. Точнее, есть, но его ещё поискать придётся.


О вреде жадности


Умничать не буду; просто машинка в Веськове приглянулась

Красная площадь

Третий (считая музейный Горицкий) монастырь Переславля – Троицкий Данилов.

Колокольня шатровая, разумеется, любопытная, но всё же мы её обошли стороной. На всё времени никак не хватало.


Ворота на ул. Советской

Это мы, стало быть, двигались по периодически меняющей название главной улице к самому центру города. Возле очередной сувенирной лавки, притворяющейся музеем, моё внимание привлекло что-то белое на валяющемся подгнившем кряже. Издалека из-за почти правильной формы и яркого белого цвета показалось, что это какой-то искусственный предмет – то ли пластиковый, то ли фаянсовый. Ан, нет.

Самый центр Переславля – это Красная (sic!) площадь. Её ансамбль – одна из двух главных (наряду с Горицким монастырём) местных достопримечательностей. Но надо сказать, что площади тут как таковой ныне нет. Наверное, раньше была, поскольку упоминается в связи с важными историческими событиями. Но и без площади тут неплохо.

Во-первых, две стоящие рядом похожие церкви. Я их снимал с запада (так их лучше видно), и с этой стороны они меньше похожи. А с востока, со стороны главной улицы – очень даже.


Церковь Александра Невского


Владимирский собор

Обе церкви строились одновременно в середине XVIII века. Между снимками прошло минут 10, так что непохожести добавило ещё и изменение освещения. Кстати, для меня загадка, почему на первом снимке небо получилось совершенно грозовым. Вовсе не было оно таким, по моим воспоминаниям.

Совсем рядом более старая (конец XVI века) церковь Петра Митрополита. Очень интересная по архитектуре (хотя колокольня её отнюдь не украсила) и, увы, совсем заброшенная. В столицах-то и даже во Владимире такие замечательные памятники холят и лелеют, а тут вон какая петрушка. И ведь это Золотое кольцо, где туристы толпами ходят! Что у нас в городках «попроще» творится, лучше даже не думать.


Церковь Петра Митрополита

И, наконец, чуть поодаль самое старое здание города – типичных владимиро-суздальских форм, но простовато отделанное.


Спасо-Преображенский собор (в котором был крещён Александр Невский)

Собор даже немного древнее владимирских. Но прошёл через века, как пишут, вполне в первозданном облике. Это снаружи. Внутри вообще ничего интересного не осталось (там ещё один вполне официальный, но столь же никчемный, как и чайниковый, музей), так что мы туда не ходили.

Снимал я, кстати, с городского вала, который сохранился по всему периметру. По другую его сторону от Красной площади за небольшим парком протекает река Трубеж, впадающая в Плещеево озеро.

Вообще, из вала можно было бы сделать отличный променад, но пока что никто этим не озадачился. «Освоена» только небольшая его часть напротив Спасо-Преображенского собора. Оттуда экскурсантам рассказывают об его истории.

Никола

У впадения Трубежа в озеро находится квартал, называемый Рыбной слободой. Вроде бы, очень живописный. Туда мы и отправились дальше. Но отвлеклись на декоративную церковь Знамения Божией Матери. Она совершенно новая (современные стройматериалы выдают её с головой), и построена на средства одного местного предпринимателя. Что ж, такие у людей причуды – построить «свою» новую церковь, а не восстановить древнюю красоту (что, скорее всего, заметно дороже бы вышло). Имеют право.

Пока я выбирал точку для съёмки на узкой улице, начали звонить колокола, и я чуть не оглох. Как тут люди живут и с ума не сходят, удивительно.

А потом мы снова отвлеклись. На Никольский монастырь. Опять же, женский. Я даже предположил, что женских монастырей у нас в принципе больше. Что было бы вполне логично. Но найденная мной статистика этого не подтвердила: больше, да, но не намного.

Никольский монастырь настолько контрастирует с Фёдоровским, что трудно представить, что это монастыри одной конфессии, находящиеся в одном городе.


Никольский собор (2003 г.)


Он же со стороны апсид

Газон перед собором профессиональный. При нас какой-то дядька утюжил его газонокосилкой. Видно, что послушницы-насельницы тут если как-то и участвуют, то им доверяют максимум носилки с рассадой таскать. Хотя, подозреваю, для этого тут и мини-трактор где-то поблизости затихарился. Есть даже фонтан(!) В общем, равнение не на «тихую обитель вдали от суеты мирской», а на Нойштифт как минимум.


Газон и… что-то ещё

Это «что-то ещё» (какой-то корпус со встроенной церковью) кажется аутентичным, в отличие от белокаменных новоделов. Но оно расположено в недоступной для посетителей части монастыря. Обращает на себя внимание характерный для Переславля верх церкви: барабаны с главками присутствуют на пирамидальной крыше только как архитектурное украшение. Во внутреннем объёме храма они никакой роли (в силу своей миниатюрности) не играют. То же было с Всехсвятской церковью и церковью Александра Невского. Может, это не только для здешних мест характерно, но мне раньше так настойчиво не попадалось.


Колокольня (тоже новьё)


Надвратная церковь (похоже, оригинальная)

Вход сейчас осуществляется не через эти ворота, а рядом. А в арке надвратной церкви лежат платки и «юбки». Платки-то у женской части нашей небольшой группы были с собой свои, а вот одеты они были в джинсы, что более удобно для интенсивных прогулок в прохладную погоду. И едва мы зашли на территорию, как нашим дамам мягко намекнули, что хорошо бы «юбочки надеть». На самом деле это не юбка в привычном понимании, а просто кусок ткани, оборачиваемый вокруг бёдер и завязываемый на талии тесёмками. Чтобы, понимаешь, дамы своими ногами в соблазн не вводили. Кого они тут введут, в женском-то монастыре, интересно.

Но пока мы отвлекались от пути в Рыбную слободу, весь запас времени до автобуса в Ростов вышел. Так что слобода осталась безутешно горевать о невстрече с нами. А ещё заодно с ней Никитский монастырь и находящийся в нескольких километрах к северу от города на берегу Плещеева озера Синий камень – один из немногих достоверно известных объектов поклонения русских язычников дохристианской эпохи. И, наверное, ещё много всего другого. Может, как-нибудь в другой раз.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *