14 октября 2015 (среда). Матера

Следующая железнодорожная компания – Ferrovie Appulo Lucane. То есть «Апулийско-Луканские железные дороги». Причём «апулийские» в названии написано не по-итальянски (было бы pugliese), а на латинский манер. Луканией на всё той же латыни зовётся итальянский регион Базиликата. Туда-то мы и направлялись. Давненько я не «осваивал» новых регионов, пусть нынче будет не один, а хотя бы два. Теперь «неосвоенных» осталось всего 8 из 20.

Но сначала до Базиликаты нужно доехать, а это, сами понимаете, бывает порой… непросто.

Между прочим, поезда FAL имеют обыкновение делиться на промежуточных станциях. Будто вам тут Германия какая. Об этом я был предупреждён. Но ни одна из половинок поезда не собиралась в Матеру (куда собирались мы). Но в расписании-то стояло «Матера», и то же самое обещало табло на станции (она совсем рядом со вчерашней Bari Nord). Ну, дело привычное: ищем вызывающего доверие синьора или синьору. Оказывается, нужно ехать до Альтамуры, а там пересадка.

Базиликата – это что-то вроде родной Кировской области на итальянский манер – с поправкой на гористый рельеф, тёплый климат и несколько тысячелетий известной истории. Регион довольно отсталый. Здесь даже своей мафии нет (была, но фактически ликвидирована в самом конце XX века). Для Юга факт, считай, позорный :).


Тяжела и неказиста жизнь простого луканского пейзанина –
памятник крестьянским «корням» в Матере

Обычно в Италии дети туристов игнорируют. Максимум, подразнят. Но тут троих школьников отчего-то потянуло поздороваться, пока я рассматривал карту у инфоцентра, и завязать разговор. Иностранец, немного говорящий по-итальянски их, пожалуй, малость удивил. Они даже спросили, как у меня с диалектом, но тут я их ничем порадовать не смог. И на стандартном-то едва говорю. Только дорогу спросить да купить что-нибудь.

Попрактиковаться в языке на рынок в Бари мы нынче не ходили, зато набрели на рынок по дороге со станции в Матере. С вполне вменяемыми ценами на фрукты (если зайти чуть поглубже, куда не каждый турист добирается). И… покупательницей-хохлушкой, давно уже живущей в Италии и потому подзабывшей русский. Как вы думаете, кого она не преминула помянуть незлым словом, встретив бывших соотечественников? Да-с, никуда нынче не деться от политики.

Но приехали-то мы не за этим и даже не за персиками, хотя они тут очень вкусные. В Базиликате всего один объект Всемирного наследия (она и в этом отсталая :)), зато какой! Старейшие из сохранившихся скальных жилищ в Матере были обитаемы ещё в 7-м тысячелетии до н. э. Переселили из них жителей только в 50-е годы прошлого века (причём те, разумеется, ещё и сопротивлялись). Что даёт повод говорить о Матере как чуть ли не о древнейшем городе Земли. Хотя на самом деле он непрерывно существует только с IX века до н.э. Довольно молодой город, получается.

Матера стоит на берегу каньона, образованного рекой Гравиной.


Каньон Гравины

Речушка, как видите, дохленькая. Великий люксембургский ручей Петрус напомнила. Наверное, и она была когда-то мощнее: каньон-то вырыла немаленький. Но в этой ей помогло ещё и то, что слагающие породы (туф) здесь очень мягкие. Видимо, потому и оказались здешние скалы так привлекательны для устройства в них жилья. Но пещеры – это, конечно, не вся Матера. Более поздние дома всё же строились, а не выкапывались. Но одна традиция в исторической части города соблюдается: блочную туфовую кладку не штукатурят и не красят. Посему разнообразием цветовой гаммы Матера не отличается.


Вот тут стену хорошо видно (а про традиционные цветники у входа я уже писал)

Доминирует над городом скала, на вершине которой стоит собор.

Сам собор, к сожалению, давненько на реставрации, и он не только снаружи полностью (кроме колокольни) сокрыт лесами, но и внутрь попасть нельзя.


Вид через забор


Спапараццил :)

Перед собором смотровая площадка, с которой видно «новую» часть города.


Размер оригинального изображения 3638×800 точек

В Матере бросается в глаза обилие мелких гостиничек. Крупным в этой части города взяться неоткуда по определению, а место тут с некоторых пор весьма популярное у туристов. Чему вряд ли можно удивиться, видя всё это. Нынче туристов было не так уж много, но отчего-то чувствовалось, что в сезон бывает куда многолюднее.

Чтобы увидеть пещерные районы, расположенные по берегам Гравины, нужно на этот самый берег и выйти. От собора совсем недалеко.

Ниже обычных домов как раз они и есть. Сасси называются. А что выглядят не как пещеры, так на то есть веская причина: из вынутого камня делали вполне пристойные фасады. Не сразу и догадаешься, что за ним скрывается дом, вырытый в скале.


Сасси

Улиц в сасси нет (они появляются выше вместе с более привычными зданиями) – только тропки и лесенки.

Так же устраивали и церкви – выгрызали. На предыдущем снимке на самом верху скалы как раз пещерная церковь. Даже две: Madonna de Idris и S. Giovanni in Monterrone. Мы зашли. В Матере довольно много мест (в том числе весьма странных), куда приглашают зайти за деньги, но мы ограничились только этими церквями. Зрелище «относительное»: интересно посмотреть, как это всё было устроено, но не более того.

Вообще, самые лучшие виды на сасси, понятно, с противоположного берега Гравины. Я хотел туда забраться, но общественного транспорта нет, с такси связываться не хотелось, а длительная пешая прогулка не казалась уместной из-за дальности и дефицита времени.


Тут виден этот самый противоположный берег (снято с церковной скалы)

На другом берегу тоже есть пещерные церкви. Только я вообще ничего не нашёл о том, можно ли в них попасть. Вообще, если бы я ещё раз поехал в Матеру, то, конечно, планировал бы прогулку на том берегу. Там аж целый историко-природный парк в 6000 га; можно с удовольствием даже целый день провести.

Церковь вполне привычно-барочного вида на снимке – это Сан-Пьетро-Кавеозо. Непонятно, почему он caveoso (пещерный), поскольку здание вполне традиционное (не для Матеры, впрочем). Так-то она ещё XIII века, но на рубеже XVII-XVIII тотально перестроена. Внутри мило, но без особых откровений. Старинный расписной потолок (доски растрескались). Его можно подсветить за 50 центов, но в алтарной части и так хорошо было видно. Кстати, сам алтарь интересный – вроде бы, ренессансный. Заинтриговали стянутые колонны. Но не металлическими бандажами, которые ставят, когда кладка растрескивается, а капроновыми ремнями. Загадка, однако. Вход бесплатный (церковь действующая), но снимать запрещено. Впрочем, не дозволено фотографировать и в пещерной церкви, хоть там и платишь.


Коллекционный фонтанчик на фоне типичной сувенирной лавки

Решил оставить тут для колориту: в соответствующем разделе нынче и так густо. Фирменные сувениры из Матеры – это всевозможные резные поделки из туфа.


В общем, все довольны

Говорят, что Матера напоминает Иерусалим. Я там не был, но старшие (они были) согласились, что да, что-то есть общее. Именно в Матере снимали несколько фильмов на библейскую и околобиблейскую тематику. В 2016 году должен выйти римейк «Бен-Гура», который делает Бекмамбетов – нужно будет глянуть на знакомые пейзажи.

Я нынче панорам ещё не снимал, а тут просто отрывался. Матера с её неординарным рельефом и живописностью как специально для этого создана. Только тут нужна солнечная погода, чтобы свет резко играл; иначе почти одноцветный город совсем не будет смотреться. Так что я впоследствии порадовался тому, что мы поехали сюда именно сегодня.

Ещё одна панорамная площадка – у Музея средневекового и современного искусства в палаццо Ланфранки. В сам-то музей мы, конечно, не пошли. Ну, экспозицию осматривать не пошли, во всяком случае :).


Palazzo Lanfranchi


Вид от палаццо

От палаццо же идёт главный туристический променад с непременными его атрибутами – ориентированными на туристов едальнями, которые расставили свои столы-капканы на наивных гостей их прекрасного города. Но мы наивными отнюдь не были, и насчёт обеда у нас имелись другие планы.


Chiesa del Purgatorio – Церковь Искупления

Это, конечно, ещё не планы на обед, а тернистый путь к ним :). Purgatorio (искупление) иначе переводится как чистилище. Для Юга это не такое уж редкое титулование церкви (на Севере же мне не попадалось ни разу). В оформлении этих церквей непременно присутствует мотив смерти.


Портал церкви

Этот портал обычно вызывает повышенное внимание следующим обстоятельством. На створках черепа с костями видите? Причём «простые смертные» (или в данном случаее правильно говорить «простые покойники»?) внизу, а опознаваемые по головным уборам короли, епископы и прочие VIP рядом выше. Мораль – и после смерти не все равны.

Но двери, как видите, закрыты, что лишний раз напоминает нам о том, что Матера Матерой, а обед по расписанию.

Присмотрел я заведение с готовой едой (типа столовой) совсем недалеко от центра. Da Nonna Rosa («У бабы Розы») называется. Что-то у нас нынче то дядя, то бабуля – сплошная родня :). Цены тут весьма приятные, а синьоры/синьорины приветливые. Но еда от бабушкиных стандартов оказалась далековата. Нет в мире совершенства…

На сытый желудок мы пошли ещё дальше от центра. На другом холме в Матере стоит недостроенный замок Трамонтано.


Castello Tramontano

Сперва, обнаружив в Матере такую штуку, я предположил, что он частично разрушен. Но совсем забыл, что это Италия, и если что-то не целиком, то оно наверняка просто недоделано. В 1501 году замок затеял строить местный граф Джованни Карло Трамонтано. Но дело это дорогостоящее; кроме того, пришлось дать крупную взятку королеве, чтобы неаполитанский король не отобрал графство в пользу своих испанских родственников и протеже. Так что когда и без того не слишком популярный феодал потребовал у своих подчинённых ещё денег, его просто убили. А что вы хотите? Южане, кровь горячая :).

В Матере был по этому поводу праздник, но король расстроился: кто будет баснословной цены подарки королеве делать? Поэтому четверых подвернувшихся под руку жителей Матеры объявили виновниками и повесили. А замок так и остался недостроенным. Напоминать о том, что чрезмерная жадность опасна для здоровья.


Вид замка «сзади»

Я надеялся, что от замка будут хорошие виды старого города «в целом», но увы. Деревья и довольно высокие ближние здания всё закрывают. С самого замка наверняка должно быть лучше – осталось только подождать лет 20-30, пока его откроют для посещения.

Вокруг замка что-то вроде парка, и там нам встретилась одна статуя, «идентичность» которой оказалось легко определить даже со спины издалека.

Да даже если бы и митры не было. Всё равно поискать столь характерную сутулую фигуру, как у Иоанна Павла II. И благословляющий жест настолько «сросся» с ним, что кого-то другого в именно такой позе сложно представить.

А мы вернулись на площадь Витторио-Венето, откуда естественным образом начинаются все прогулки по старому городу, потому что пути-дороги со станции приводят именно сюда. Неудивительно, что туристов тут обычно много.


Некоторые вполне самостоятельно перекусывали

Тут же есть одно здание, хорошо видимое со многих точек в городе (поскольку большое и находится на относительном возвышении).


Городской кинотеатр (Cinema comunale)

Не особо-то оно и примечательное, казалось бы, но обратите внимание, что через центральные «окна» верхнего этажа видно небо. То есть фасад тут отчасти ложный, и само здание, выглядящее как весьма заурядное палаццо XIX века, не такое простое.


Церковь Сан-Доменико (XIII век)

Как обычно, закрыто, но со следующей церковью повезло больше.


Церковь Сан-Джованни-Баттиста (1236 г.)

Кроме того, что это отлично сохранившаяся романская постройка, она имеет интересную архитектурную особенность. Основной портал находится сбоку (на снимке боковой южный фасад, а не обычный для входа западный), и напротив него расположена обширная капелла. Так что церковь, в добавок к обычной главной оси нефа, приобретает вторую, поперечную. Поначалу, когда входишь, это даже немного сбивает с толку: не понимаешь, где что.


Главный алтарь

Но в целом с церквями сегодня как-то… не очень удачно. И собор закрыт (что я, впрочем, почти наверняка знал заранее), и почти во все остальные не зайти. Что для Юга, кажется, обычное дело. Следующая церковь (правда, всего лишь XVII века), посвящённая святому Власию, совсем нас не ждала.


San Biagio

У южных церквей есть ещё одна особенность, на Севере довольно редкая. Вместо колоколен (которые есть обычно только у больших церквей) тут часто встречаются небольшие звонницы над фасадом. В Апулии они нынче по большей части без колоколов, но в Матере (которая в Базиликате) колокола в наличии. У Сан-Бьяджо даже две такие звонницы, что делает её немного похожей на популярные во Франции, Германии и у униатов двухбашенные церкви.

Вообще, Матера со своими 60 тысячами населения – аж второй город региона. Он (регион) в Италии третий по населению с конца и второй с конца же по плотности населения. Уступает даже Трентино-Альто-Адидже, где сплошные горы, чего о Базиликате отнюдь не скажешь. Как-то так получилось, что эта часть страны очень мало населена. Может, поэтому она относительно благополучная: подушевой ВВП выше среднего по Югу, хотя тому же Трентотиролю уступает более чем в 2 раза.

Разумеется, интересующая туристов Старая Матера – лишь небольшая часть современного города. В относительно новых кварталах тут «всё как везде»; если не присматриваться к номерам автомобилей, по обстановке и не поймёшь особенно, где находишься.


Vico XX Settembre

Или вот ещё из современного.


Pietro Gurrado. La nostra Grande Madre (2009)

Дословно это переводится как «Наша Великая Мать», но что именно автор имел в виду? Я-то, сначала подумал, что это памятник Бабушке (по аналогии с grandmother и Großmutter), но в итальянском такое словообразование вроде бы не используется.

В городском парке имени Объединения Италии это стоит. В 2011 году, как 150-летие отметили, так и назвали. Парк тут тоже называется виллой – Villa dell’Unità d’Italia. Это я уже дальше один по городу гулял, оставив старших отдыхать на станции. Когда мы туда пришли, оказалось, что всё (и поезд, и автобус) буквально только что ушло. Как-то… не очень нам везёт с транспортом нынче. Вот я и отправился ещё немного пройтись: в старом городе осталась, пожалуй, ещё одна панорамная точка из числа «обязательных». Почти не заплутав, я добрался до конвента Блаженного Августина.


Так его было видно от собора (справа)

Считается, что кроме смотровой тут заслуживает внимания церковь Сант-Агостино. Которая, кстати сказать, построена для тех же братьев-августинцев, что и эмеритская церковь в Падуе.

Тут меня тоже не ждали, но причин особо расстраиваться я не нашёл: без ещё одной избароченной церкви я точно переживу.


Вид со смотровой рядом

Видал я города с рельефом, но Матера – она особенная. Ни с чем не перепутаешь.

Я уже возвращался на станцию, когда повстречал одно четвероногое создание. Собака – она, конечно, друг человека, но не всегда. И не сразу. Сложно сказать, чем я так привлёк внимание этой жучки, но завладел я им основательно. Она долго бежала за мной и облаивала такими словами, каких я прежде в итальянском даже не подозревал. Только что записывать за ней не начал.

Но потом мы подружились, конечно. Наверное, у неё просто наболело, и понимающего собеседника не хватало.

А город к этому времени начал уже «вымирать». Прежде полные туристов улицы и площади практически опустели. Хотя ведь ещё совсем не поздно было, даже темнеть толком не начало. Видимо, турист в Матере в основном дневной. А я бы тут задержался на пару-тройку дней, пожалуй.


< Андрия – Трани Полиньяно-а-Маре >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.