24 ноября 2016 (четверг). Бергамо

Непривет тебе, непривет

Mio Hostel, при всех его недодумках и недоделках (вроде отсутствующих в ванной крючков, что не редкость и в более высокого класса заведениях), своих денег вполне стоит. Но расстаёшься с ним вовсе без сожаления. Чего про Милан в целом, даже хмуро-осенний, я бы не сказал.

Железнодорожная станция Milano Lambrate от нашей ночлежки в нескольких минутах пешком. От станции ходят автобусы прямо в аэропорт Орио-аль-Серио, но это буквально 5 рейсов в день; особо не подгадаешь. Да и ни к чему нам сразу в аэропорт: Настя ещё не видела Бергамо. Поезда туда идут каждый час. Мы и кофе выпить успели, ничуть не торопясь. Но уже на платформе, завидев подходящий поезд, я спохватился: билеты-то мы не прокомпостировали! Просто не попалось ни одного компостера. Что для оживлённой станции странно. Даже засомневался: а не отменили ли в Италии вообще компостирование билетов? Позже проверил – вроде, нет, не отменяли. В общем-то, это не проблема: находишь кондуктора, объясняешь ситуацию, и всё в порядке. Но его я тоже не нашёл. И сам он до нас дойти не собрался. Я видел его только разок пробегавшим мимо по платформе. Ну и ладно, не больно-то и хотелось.

Камеры хранения при туристическом инфоцентре в Бергамо вынесли на улицу: 4 евро большая ячейка, 3 – маленькая. Мы даже сумели запихнуть всё наше барахло в одну маленькую ячейку. Это не с первого раза получилось, и пришлось задействовать пространственное воображение. Не столько даже скупость нами руководила, сколько у нас не хватало мелочи на большую ячейку.

Сам инфоцентр усох по количеству занимаемого места (может, просто несезон) и стал какой-то неприветливый. Единственный сотрудник сидит, уткнувшись во что-то, и даже не здоровается. Карт города нет, билеты на городской транспорт не продают. Билеты в соседнем здании, где открыли полноценную автостанцию. Из Бергамо ходит много автобусов во многие города аж до самой Апулии. Скорее всего, они в значительной степени рассчитаны на авиапассажиров, прилетающих в Бергамо: автобусы по пути заходят в аэропорт.

И туалеты в Бергамо теперь все платные, от 25 центов (на автостанции) до 1 евро (на вокзале) за посещение. Прямо как в Мюнхене.


Площадь Маркони (привокзальная) в Бергамо

В общем, как-то неласково встретила нас родина Труффальдино и Арлекино на сей раз. Наверное, и хмурая погода свою роль сыграла. Да, пока не капает. Но сколько это счастье будет продолжаться?

Внизу

Одним из моих бергамских упущений был местный трамвай. Всего один маршрут. Конечная остановка у железнодорожной станции сама напоминает вокзальчик: тупиковые пути, платформы.

В какие-то интересные для нас сегодня места трамвай не ходит. Идея была просто «отметиться», доехав до остановки, где будет удобно пересесть на обратный трамвай.


Остановка Negrisoli

Очень похоже на лёгкое метро. Но это трамвай: с уличным движением его пути не развязаны. Хотя по улицам как таковым он всё же не ходит. Все остановки разрисованы: нынче это такая популярная мера профилактики вандализма. Не только в Италии. В моей практике был забавный случай. У одного кандидата, которого я подобрал для работы в компанию, обнаружилось «в досье» административное дело. Начали выяснять. Он с товарищами разрисовал трансформаторную будку по заказу какого-то очень местного начальства. Но то ли это начальство не имело права распоряжаться стенами трансформаторных будок, то ли случилась ещё какая-то бюрократическая накладка, «творцам» впаяли штраф за порчу казённого имущества.

На Пьяцца Альпини (где памятник альпийским стрелкам) уже открылся рождественский рынок. Очень бледное подобие немецко-австрийских. Хотя даже глинтвейн есть. Закусить можно аранчинями (да, я знаю, что аранчини не склоняются… но мне хочется). Много сладкого. Однако ни атмосферы, ни блескучего безумия праздничных украшений, ни даже особого аромата, присущего Weihnachtsmarkt’ам. Не итальянский это жанр – рождественский рынок.


Донкихотоподобный памятник гарибальдийцу Франческо Нулло на Пьяцца Кавур


Неоготическая церковь на Виале Рома (1876 г.)


Пьяцца Либерта́

Я помню площадь Свободы более… свободной, что ли. Катка на ней в сентябре определённо не было. Как и шатра с «лексусами». Кажется, тогда она приятнее выглядела. Вообще, два года назад Бергамо производил впечатление спокойного и достаточно расслабленного места. А нынче он казался каким-то напряжённым. Это, конечно, моё субъективное восприятие, которое идёт больше от моего собственного внутреннего состояния, нежели от города. И от погоды. Но было хотя бы тепло, как далеко не всегда бывает в это время года. Дневная температура в эти дни ниже +11 не опускалась. В Италии это считается прохладно, и местные жители одевались основательно; многие даже надевали головные уборы. Я же с удовольствием ходил без куртки, однако других таких «морозоустойчивых» практически не видел.


Эклектичное палаццо на Виа Локателли

Вверху

Виа Локателли выходит к станции фуникулёра, и вот мы уже на холме, в Верхнем городе. Многое я там уже видел, но не всё. Так что прежде чем показывать Насте «обязательную программу», мы направились к одной церквушке чуть в стороне от избитых туристических троп. Что, впрочем, не значит, что это какой-то эксклюзив. Нет, вполне популярное место у тех, кто сам выбирает, куда идти.


Дворик на Виа Порта-Дипинта.
Не Милан, конечно, но тоже ничего так


Вид на Нижний город и взлетающий из аэропорта самолёт


Церковь Сан-Микеле-аль-Поццо-Бьянко (Арх. Михаила на Белом колодце)

Интересное такое название. Беломраморного колодца уже много веков как нет, но названия живучи. Симпатичный фасад – новодел XX века.  Основной интерес представляет то, что внутри.

Приходят сюда за фресками. Чтобы их рассмотреть, приходится включать освещение. Для этого перед входом есть специальный пульт, куда нужно набросать монет в зависимости от того, что именно хочется подсветить. Я ограничился только главным алтарём и боковыми капеллами. Хотя можно было устроить и тотальную иллюминацию. Это уже заметных денег стоит.

Главным шедевром считается левая капелла, расписанная живописцем Лоренцо Лотто в 1525 году сценами из жизни Девы Марии.

Я сначала удивился, что это за странная респектабельная версия Рождества, не согласующаяся со Святым Писанием: ни яслей, ни волхвов, ни даже звезды завалящей. А что это ещё могло быть: мать с нимбом, дитя тоже? Но я совсем забыл, что Анна, матушка самой Марии (а изображено именно появление на свет будущей Богородицы) – тоже вполне себе святая.

В прошлый раз я пообедал в Бергамо в удачно подвернувшейся столовой, но нынче она приказала приятного аппетита. Нет её больше. На такой случай у меня ещё с прошлого раза была припасена закусочная в Верхнем городе. Это заведение оказалось исповедующим сицилийскую кухню (хозяйка рассказала, что она жила на Сицилии). Я взял пару аранчиней (соскучился по ним). Они тут тоже по 3 евро (как и на рождественском рынке), что не особенно дёшево. Но хотя бы разогретые, и поесть можно за столом. И наконец-то попробовал канноло – традиционное сицилийское пирожное с мягким сыром. Раньше они мне не попадались. Может, потому что бываю я в Италии чаще в тёплое время года, а канноли считаются зимним лакомством.

Дальнейшая программа осмотра Бергамо вполне «канноликаноническая».


Пьяцца Веккья


Левый лев врат Красных львов (Porta dei Leoni rossi)
базилики Санта-Мария-Маджоре, XII или XIII век

Издалека можно подумать, что это гранит, но вблизи видно, что материал куда более податливый. Вон как от веков ему досталось. Это так называемый красный веронский мрамор (в Вероне и окрестностях им даже тротуары мостят), одна из разновидностей известняка.

В самой базилике, которая в Бергамо к посещению, конечно же, обязательна, обнаружился гобелен, показавшийся мне незнакомым. То есть гобелены-то там я прежде видел. Но не этот, напротив алтаря. Вряд ли я мог пропустить такое. Скорее всего, в прошлый раз его тут не было (реставрировали, например).

В собор из-за обеденного перерыва мы так и не попали. Не случилось показать Насте уроненный мной пюпитр и тиару папы Джованни. Хотя поставить свечку именно ему – как нашему, бергамскому, святому :) – я Настю в Сан-Лоренцо намедни убедил.

И поскольку идея занять остальное время крепостью с жёлтым танком у Насти энтузиазма не вызвала, отправились мы ещё выше в Сан-Виджильо. Постоянно натыкаясь на соотечественников, которых на фоне весьма скромного – по случаю несезона и неважной погоды – количества туристов было много. Мы их позже снова видели в аэропорту и в самолёте. Идея провести день перед вылетом в Бергамо – она не только очевидная, но и очевидно благая.


Одновагонный фуникулёр Сан-Виджильо

В Сан-Виджильо ездят за красивыми видами и гулять по холмам. На последнее у нас не было времени, даже если бы было желание. А что касается первого, то виды были не только красивыми, но и соответствующими климатическим вообще и погодным в частности условиям.


Панорама Бергамо со смотровой площадки на верхней станции фуникулёра


Холмы для прогулок

Прелесть осеннего Бергамо мне всё же не удалось передать даже при помощи Lightroom’а. В натуре цвета были насыщеннее, и несмотря на скудность освещения было кристально ясно, что да, эти красоты стоят того, чтобы сюда приезжать и любоваться, любоваться, любоваться. Хоть Бергамо был и не совсем приветлив сегодня, моё желание когда-нибудь провести здесь несколько дней только укрепилось.

В аэропорту

Табло аэропорта «Орио-аль-Серио» работает, чередуя 3 языка: английский, итальянский и русский. Приятно, конечно, хотя и заставляет задуматься. Видимо, русские пассажиры считаются неспособными читать по-английски. Иначе как объяснить добавление языка ради всего-то 1-2 московских рейсов в день?

Вообще, хоть отсюда и летает немного «Люфтганза», Орио-аль-Серио – это почти исключительно бюджетный аэропорт. Львиная доля рейсов выполняется Ryanair; тут их основной североитальянский хаб. Так что можно делать недорогие сборки. Плюс уже упомянутые автобусы мало не по всей Италии.

Аэропорт небольшой, но благодаря Ryanair оживлённый, многолюдный. С грандиозной очередью на досмотр я ещё в прошлый раз познакомился. Нынче она была куда скромнее, но тоже вполне заметная. В «Домодедове», к примеру, столько стоять никогда не приходится. Устройство аэропорта похоже на неапольский: чтобы попасть к нешенгенским выходам, нужно обойти по кругу всё здание. Это занимает заметное время, даже если никуда не заходить. А мы ещё и поужинали слегка (традиционный итальянский фастфуд под маркой Autogrill оказался неплох – особенно салат в мисочке, которую тоже нужно съесть). Так что путь от стойки регистрации до выхода на посадку занял больше часа. Причём «местность» я совсем не узнавал. Скорее всего, потому что в прошлый раз после очереди на досмотре я так торопился к своему выходу, что не смотрел по сторонам.

В целом, бергамский аэропорт сложно назвать приятным и удобным (вспомним и про 50-минутную очередь на паспортном контроле позавчера). При всей его важной роли в экономных путешествиях. А очередной опыт с «Победой» вполне удался. Обратный рейс был снова полный; не зря они продавали билеты по такой смешной цене. Интересно, когда у них на некоторые даты стоит цена тысяч 9 в одну сторону, неужели кто-то это покупает?


< Милан И ещё всего ничего >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.