17 августа 2012 (пятница). Верона

Сонмище святых

Из главных (т.е. платных для туристов) веронских храмов в прошлый приезд я не посетил только Сан-Фермо. Так что свой второй день, отведённый нынче на Верону (тёзка, как я понял, засел здесь всерьёз и выезжать никуда более не собирается) я предложил начать именно с этой церкви, каждый день наблюдаемой снаружи, но до сих пор ни разу – изнутри.

Первой «фишкой» Сан-Фермо оказался деревянный свод сложной формы.

По нему вдоль всей базилики тянутся 4 ряда ликов святых. Всего 416. Даже не знаю, можно ли где-то ещё увидеть их столько сразу. Впрочем, увидеть непросто: изображения мелкие, а расположены довольно высоко. Так что это, скорее, метафора того, что они присматривают за нами, нежели возможность взглянуть им в глаза. Некоторых передовиков святого труда, впрочем, сфотографировали и повесили пониже, чтобы туристы могли впечатлиться сим паноптикумом.


Доска почёта: ими гордится рай

Вторая особенность Сан-Фермо – не уникальная, но, тем не менее, интересная – наличие нижней церкви. Не крипты, а именно полноценной церкви, где служка чистил от парафина подсвечники, пока я рассматривал древне выглядящие, но на самом деле не такие уж и старые (всего-то XII-XIV века) фрески.

Пока я отсутствовал почти год в Вероне, в городе открыли не только новый монумент, но ещё и новый музей – оперного фестиваля на Арене. Каковому фестивалю, кстати, в следующем году исполнится 100 лет. В этой связи реклама по всему городу (особенно на капотах автомобилей), пригласительные билеты и скидка 50% на вход по билету в оперу (музей частный, поэтому включённой халявы нет). Оный билет у тёзки имелся, и он после Сан-Фермо отправился в этот музей, а я потихоньку пошагал в другую церковь – Святую Анастасию. В которой я уже был (и даже не раз, так уж получилось), но ходил бы туда хоть каждый день, если бы халява по Verona Card не была сугубо одноразовой.


Фонтанчик у сквера на Пьяцца-делла-Индепенденца

С музеем забавно получилось. По карте мы его найти не смогли: на ней не все улицы нормально подписаны. Но примерный район был понятен. На Пьяцце Индепенденца мы расстались, и каждый пошёл своим путём. Но музей я нашёл раньше: оказалось, от Сант-Анастазии от всего в двух шагах. К счастью, телефонная связь в Италии пока работает, и наводку тёзке я смог дать.

Святая Анастасия вновь не подвела: церковь сегодня была открыта для туристического посещения, и ничего «такого» там, по идее, поэтому не предполагалось. Но я попал на репетицию хора. Под аккомпанемент органа. Хористы были одеты по-летнему (внутри душновато), и даже кантор (весьма молодой) стоял в шортиках. Я не стал бродить по храму и заново рассматривать все его красоты, а просто присел и немного послушал орган и пение. Мне нравится просто находиться в этом прекрасном здании и слушать чудесную музыку – пусть и «кусочками», часто прерываемыми недовольными окриками кантора.


Погребальные арки у Сант-Анастазии – предтечи знаменитых Арок Скалигеров

Арки я и в прошлом году фотографировал, но нынче они получились значительно лучше. Да ещё двор, в котором они находятся, был на сей раз открыт, и не пришлось снимать через решётку в невыгодном ракурсе.

Денис вчера в моё отсутствие времени, как видно, не терял и вечером нахваливал выставку фотографа Роберта Капы в музее «Раскопки Скалигеров». Музей на поверку оказался системой подземных коридоров примерно в районе Пьяццы Синьори. В коридорах остатки старинных стен и фундаментов. Оказывается, древние мостовые, которые плохо видны с поверхности через грязные стёкла, предназначены для осмотра как раз из этих катакомб. А я и не знал, что в Вероне есть такая штука. Не доходили как-то руки изучить всю причитающуюся нам по Verona Card халяву.

Капа оказался выдающимся фотографом всевозможных войн, начиная с гражданской в Испании. На одной из них, уже в 50-е, он и погиб, наступив на противопехотную мину.

И я отправился просто бродить по вроде бы уже знакомому и любимому, но такому неизведанному городу.

Дама с собачками


То ли двор-колодец, то ли двор с колодцем


Крышка этого самого колодца

Для распространившейся в последние годы у молодожёнов (да и у просто наивных парочек) традиции вешать замки такое нашли интересное место. Наверняка хотели где-нибудь поближе к дому Джульетты, но едва ли встретили понимание у властей. Те даже записки Джульетте клеить на стену недавно запретили под страхом штрафа в 500 евро. Впрочем, колодец не особенно далеко от Casa di Giulietta, насколько я могу сориентироваться.


Группа туристов устроилась перекусить в тенёчке


Закоулочек в районе Пьяццы Эрбе

Около Сан-Николо, где я устроился ждать Дениса, чтобы пойти вместе обедать, случилась забавная сценка. На соседнюю монументальную скамейку причалила монументальная (не крупногабаритная, а именно монументальная) дама с собачками. Из разряда тех дам, которые ходят только с собачками. Причём обязательно с несколькими, и непременно мелкими. Поскольку одна собачка неспособна переварить такое количество любви (и потому долго не протянет), а в сопровождении нескольких крупных собачек дама будет выглядеть несуразно. Собачки не обязательно должны быть породистыми: европейцы выше классовых предрассудков. Представляете типаж, да? У нас такие почему-то не водятся; наверное, климат им не подходит.

Пока дама доедала своё мороженое, собачки преданно смотрели то ли ей в глаза, то ли на лакомство. Оказывается, терпеливо ждали, зная, что будет дальше. Когда мороженого осталось столько, столько нужно, дама приступила к кормлению своих питомцев. По очереди с ложечки.

Но на этом цирк не закончился. На ту беду проходила мимо молодая чета, тоже с собаками. Девушка с большой псиной, парень – с шавкой поменьше. Несмотря на очевидно разные породы, собаки имели поразительно похожий окрас. Наша экзальтированная дамочка, естественно, не могла такое пропустить. «Che bella copia!» – закричала она на всю площадь, дабы остальные тоже могли разделить её восторг. Что означало в переводе на понятный не только дамам с собачками язык «Какая прекрасная пара!» Услышав это, парень с девушкой переглянулись, посмотрели на авторшу комплимента и, оценив его двусмысленность, усмехнулись. Поблагодарили и пошли себе дальше, преисполненные достоинства.

Однако Денис увлёкся оперным музеем так, что наступило время закрытия всех мест, где можно поесть. Работали только заведения в центре, где туристы готовы есть что угодно и почти за любые деньги. Такая перспектива меня не вдохновляла, и мы отправились искать заранее присмотренные по Tripadvisor’у кабаки. Увы, один вообще не нашёлся, другой был закрыт на каникулы, третий оказался чрезмерно дорогим. И, тщетно проискав хоть что-то работающее вне центра, мы едва успели самообслужиться в столовке Brek непосредственно на Пьяцца Бра, в двух шагах от которой я Дениса и ждал, наблюдая за жизнью животных. Помнится, мы с Лёней в прошлом году специально искали эту столовку, да так и не нашли. Оказывается, искали там, где надо, но не когда надо (привет Эйнштейну): заведение самообслуживания работает только с 12 до 15. Запомнился менеджер, который подобно электровенику то проверял чистоту посуды, то помогал обслуживать (обучая сотрудников личным примером), то… в общем, мало напоминал итальянца; скорее, переполненного энтузиазмом и энергией американца, решительно настроенного изменить мир к лучшему. Возможно, ему стоило бы начать улучшение мира со смены поставщика вина, поскольку оно там оказалось самым плохим из того, что попалось в Италии. Хотя нет, вру: в Венеции нам потом свезло купить бутылку «домашнего» каберне ещё хуже.

Тихим веронским вечером

Наконец, оставалось ещё одно место, с которым в прошлом году «не срослось», и я был решительно настроен нынче это исправить. А именно, храм-санктуарий Девы Марии Лурдской. И погода располагала: дымки не должно быть, а панорама города от санктуария как раз самая-самая панорамистая. Но ехать надо на автобусе, ибо далеко и в горку. Заковыка в том, что в новой сетке городских автобусов у нужного нам 95-го маршрута оказалось аж 3 варианта конечной. И сориентироваться, пока автобус стоит на остановке, не так просто, если не знаешь город. В общем, уехали куда-то совсем не туда. Кое-как выбравшись в знакомые места, я в табакерии спросил карту города. Карта нашлась – большая, красивая, на хорошей бумаге, с автобусными маршрутами и… совершенно бесплатно. Ларчик с бесплатностью открылся просто: маршруты автобусов были на карте от сентября прошлого года, то есть неактуальные. Пока разбирались, «правильный» 95-й ушёл. Ждать полчаса следующего не хотелось, поскольку к какой именно конечной он пойдёт, заранее всё равно не угадаешь. Итого с Мадонной Лурдской опять незадача. Придётся снова ехать в Верону :).

Этим утром мы перебрались из родных апартаментов в комнату непосредственно в доме семейства Дзанетти. А на наше место вселились французы, которые забронировали апартаменты с сегодняшнего дня ещё год назад. Разумеется, с Алессандрой мы это всё обговорили ещё на этапе бронирования. Сама она вместе со Стефано и Марко тут же уехала в горы отдыхать (ей это определённо было необходимо), препоручив нас заботам Девы Марии и девушки Марии. Последняя должна была готовить нам завтраки, а в остальное время за нами присматривала первая. Проще говоря, в квартире мы были одни. И, кстати, за уже съеденные завтраки (в апартаментах они оплачиваются отдельно, а в комнате включены в стоимость) Алессандра брать деньги отказалась. На мой удивлённый вопрос, почему, ответила просто: «Почему нет?» Добрейшая женщина.

Ужинали для разнообразия опять в «Соттарива». Разнообразия, впрочем, не получилось, поскольку меню там вовсе не претерпело ни количественного, ни качественного изменения. За счёт чего у них аншлаг при пустующих соседних заведениях, загадка. Не очень дорого, конечно, но всё же нельзя сказать, что они демпингуют. Может, просто потому что вкусно готовят; в этом не откажешь.

После кофе (опять не в «Соттариве», разумеется) Денис пошёл слушать «Турандот». А я, проводив его до Арены, всё так же неспешно, как и начал в прошлом году, побрёл домой. Попутно практикуясь в ночной съёмке. Почти с гордостью могу отметить, что стало немного получаться.


Вечерняя Пьяцца Бра (этот снимок я вообще не обрабатывал, только уменьшил)


Портони-делла-Бра (за ними начинается Корсо Порта-Нуова)


Фонтан вероно-мюнхенской дружбы


Сан-Фермо со стороны главного портала не подсвечивается, так что цвет
получился бедный. Но всё равно неплохо. Снимок тоже необработанный


< 16 августа 18 августа >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.