4 января 2022 (вторник). Небахрейн

Арабская Венеция

Встал как правоверный, с первыми муэдзинами. Насколько я помнил ещё со школы, их задача – призвать мусульман к молитве. Но судя по продолжительности хорошо слышимой во всём районе «трансляции», то был не призыв, а фаджр (утренний намаз) целиком. С доставкой на дом, так сказать.

Что мне ещё в эмиратовских отелях безусловно понравилось, это раннее начало завтрака. С половины седьмого. Так что в 7:35 я уже вышел на прогулку. Народу на улице было немного: основная волна гастарбайтеров ещё не отправилась на работу. Даже в метро сидя ехал. Но с территории находящейся по соседству школы со странным названием The Apple уже вовсю раздавались бравурные песнопения.


Тут меня больше кусты заинтересовали, чем забор школы

На каком языке пели, разобрать не смог, но стиль и пафос были один-в-один как в пионерском детстве. «Мы все, как шейхом велено, идём дорогой авторитарной модернизации» или что-то в том роде.

Пасмурно, всего 22 градуса, и очень комфортно. Видимо, обычной для побережья Эмиратов высокой влажности нынче не случилось.

Что ж, надо признать, место остановиться в Дубае я выбрал неудачно, плохо на тот момент понимая масштабы города и расположение основных достопримечательностей. Сама-то гостиница хороша, и до метро формально всего ничего, но это «ничего» примерно у Иблиса на рогах. Чего-то архитектурно интересного ближе метро Union, почитай, нет. Да и там не бог весть что.


Тут асимметричность смотрится симпатично (в отличие от «Атлантиса»)

Домики эти по местным меркам небольшие; даже высотками их не назовёшь. Хотя метров 100 тут есть. Да и не они меня интересовали, а прежде анонсированный лиман Дубай-Крик (он же – Хор-Дубай).

Противоположный берег, где находится район Бар-Дубай (Bur Dubai) выглядит архитектурно поинтереснее.

Да там уже и высотки Даунтауна – скорее, виднелись бы (будь погода получше), нежели в самом деле виднеются. И всё же главное в Дубай-Крик не береговые красоты сами по себе, а возможность плавать мимо них. Он объединяет в себе функции главного водного променада (вроде венецианского Гранд-Канала) и «набережной тщеславия» (вроде тамошней же Ривы на южной стороне Кастелло).


Насколько я смог разглядеть, эта скромная яхточка в самом деле обшита деревом

Что-то вроде вапоретто тоже есть. Я выбрал самый длинный маршрут между пристанями Baniyas и Dubai Old Souk. Долго лодку ждать не пришлось.

Такая же дау, как та, с которой я намедни любовался ночными видами. Но цена вопроса всего 2 дирхама (16 рублей). Оплата только картой nol: обычный городской транспорт, не туристический аттракцион. В общем, всё как я люблю :).

Есть ещё совсем незамысловатые однодирхамовые переправы, востребованные у наименее платёжеспособной публики.

У них короткие маршруты; продолжая венецианские аналогии, это ближе к трагетто. Мне же за всего-то в 2 раза большую плату предстояло насладиться аж несколькими километрами Дубай-Крик.


Слева Бар-Дубай, справа Дейра

Сразу бросается в глаза, что обычным современным домам Дейры противостоит что-то на вид очень туземное с традиционными ветровыми башнями.

Сразу скажу, что почти ничего сколько-то старинного тут нет. В основном это новодел. Стилизация под всамделишную арабскую архитектуру. Историческое ядро Дубая располагалась именно здесь, на удобных для морской торговли берегах лимана. Но эта самая арабская архитектура, как мы уже видели в Эль-Айне, мало способна противостоять времени. Поэтому в XXI веке «историческое наследие» пришлось строить едва ли не с нуля.

На корабликах вроде этого устраивают вечерние круизы по Дубай-Крик с ужином. Стоят они вменяемых денег, и я даже было призадумался. Но, во-первых, смотреть тут в темноте не очень есть на что. Летом, наверное, ещё послезакатная прохлада от воды людей привлекает, но нынче это не по сезону. Мне и с утра жарко вовсе не было. Во-вторых, спросом такие прогулки почему-то пользуются в основном у индусов. На них они прежде всего и ориентированы, что сказывается и на меню, и на музыкальном сопровождении. То есть мне наверняка непреодолимо захотелось бы спрыгнуть за борт не позднее, чем к концу первого часа.


А тут у нас дау с катарским флагом на корме


Причалы в районе старого рынка (Old souk – это как раз он и есть)

Получается, приплыли.

Бастакия

«Исторический» Бар-Дубай – это прежде всего квартал Бастакия (он же – Аль-Фахиди), застроенный «старинными» зданиями.

Стилизация тут не только для антуража. Ветровые башни, перенятые арабами от персов, повышают энергоэффективность даже современных зданий. Суть в том, что башня направляет ветерок внутрь здания, обеспечивая его вентиляцию. Кроме того, в воздушном канале размещали мокрую ткань, и за счёт испарения воды температура попадающего в помещение воздуха понижалась. То есть это ещё и кондиционер. Однако при высокой влажности, характерной для этой местности, эффект охлаждения будет слабым.

Чего я совсем не понял, зачем нужны жерди, непременно торчащие из ветровых башен. Да и вообще из стен зданий.


Нет, это не настоящие исторические улочки

По идее, на эти палки можно натянуть верёвки и развесить, например, бельё на просушку. Но в случае ветровых башен доступ к этим верёвкам будет весьма затруднителен. Короче говоря, тут у нас загадочная загадка.


При необходимости арабы легко обходились без ветровых башен и вообще без домов

Но если дом есть, вход в него должен был выглядеть достойно.


Выставка традиционных дверей

Народу в довольно ранний для туристов час не было, можно сказать, никого. Но на этой улочке уже скучал какой-то тип, собиравший, по его словам, статистику для туристических властей. Рассказывать ему про себя мне не очень хотелось, и я нашёл способ перевести разговор в другое русло. Обратил внимание на жёлтые белки его глаз и спросил про здоровье. Мол, увиденное меня обеспокоило, и ему необходимо безотлагательно посетить доктора (что наверняка так и есть). Расчёт оправдался, переписчик встревожился: если уж посторонний человек на улице начинает тебе рассказывать про твои проблемы с печенью, причины волноваться наверняка есть. Надеюсь, до врача он вскоре добрался.

А я вскоре добрался до мечети Аль-Фарук, выстроенной в современных формах несмотря на «историческое» соседство.

Неподалёку есть ещё одна мечеть, главная то ли во всём Дубае, то ли в его исторической части.

В англоязычных источниках её называют просто Великой мечетью (Grand Mosque). Актуальное здание возведено в 1960 году и перестроено в 1998 году в стиле, визуально приблизившем её к первой мечети 1900 года, стоявшей на этом месте. Доступа для неверных тут нет; в Дубае для тех, кто не почитает Аллаха и пророка его Мухаммеда, открыта только большая мечеть Джумейры. Причём не просто открыта – там проводят просветительские «маджлисы», на которых рассказывают об основах мусульманской веры и культовых практиках. Это довольно интересно, и я даже планировал это мероприятие посетить, но потом заменил его на вылазку в Хатту.

Каких-то выдающихся культовых сооружений вроде Мечети шейха Заида в Дубае нет. При том, что эмир соседней Шарджи – по сравнению с Аль Мактумами просто нищий – отгрохал себе нечто не так уж сильно отстающее от гордости Абу-Даби. Размах и стремление иметь у себя всё самое-самое правителю Дубая отнюдь не чужды, но в тематике построек тут приоритеты другие. Или же просто затмевать мечеть, посвящённую самому шейху Заиду, харамно, а строить хоть и грандиозную, но уступающую ей – неинтересно.

Напротив Великой мечети стоит самое старое здание Дубая – форт Аль-Фахиди.

Временем его постройки указывают конец даже на XIX, а XVIII века. Конкретные даты в источниках разнятся. Википедия, например, указывает 1799 год, а туристический сайт Дубая накидывает возрасту крепости ещё 12 лет. Не суть. На общем эмиратовском фоне это в любом случае о-очень солидно.

Ныне крепость – ядро комплекса Музея Дубая и вроде бы закрыта на реставрацию. А когда-то за этими внушительными даже по европейским меркам стенами могли спокойно чувствовать себя местные князья. «Двор правителя» и сегодня находится рядом, на одном пятачке с мечетью и фортом. Выглядит он не слишком помпезно, да и охраняется ненавязчиво. Но это именно двор, то есть офис, а не резиденция. Вряд ли эмир часто тут бывает.

Что интересно, квартал между Великой мечетью и Дубай-Крик (казалось бы, престижнейшее место) населён… индусами. Тут даже индуистские храмы есть. Видимо, сейчас нет запрета на строительство храмов других религий рядом с мечетями, из-за которого турки закрывали церкви на Кипре.


Магазинчик украшен цветочными гирляндами на индийский манер неспроста.
Они тут почти все такие

С одной стороны, понятно. Ну где столько арабов набрать, чтобы заселить ими этот новый, в сущности, район. С другой – средоточие местечкового колорита получается какое-то не в том смысле местечковое. И почему-то в округе много таксофонов. Это меня в век всеобщей мобильнотелефонности всегда удивляет. Ладно бы какая отсталая страна была.


Какое-то здание близ мечети, оформленное
в её стиле, но вроде бы не сама мечеть

DXB, или Новые грани наперекосяка

Когда открывали международный аэропорт Дубая, код ИАТА DUB уже был занят Дублином. Поэтому воздушная гавань, в XXI веке ставшая одной из крупнейших в мире по объёмам перевозок, получила известный ныне едва ли не каждому уважающему себя путешественнику код DXB.


На подъезде к аэропорту (из вагона метро)

Находится аэропорт в Дейре (неспроста ведь у меня гостиница близ станции Dubai Airport Free Zone) и со всех сторон окружён плотной городской застройкой. Возможности его развития, таким образом, весьма ограничены. Возможно, со временем основным для Дубая станет уже давно функционирующий и для пассажирских перевозок используемый преимущественно лоукостерами аэропорт «Аль-Мактум» на южной окраине. Но пока что львиная доля пассажиропотока приходится на Dubai International, домашний для Emirates.

Меня нынче должен был везти национальный перевозчик (и единственная пассажирская авиакомпания) Бахрейна – Gulf Air. Прихожу на регистрацию, всё чин-чином, распечатывает сотрудник мне посадочный талон, забирает багаж. А потом с хитрым прищуром спрашивает: «А есть у мистера Поттера Колесникова ключик PCR?» Я спокойно отвечаю, что его у меня нет, потому что он мне не нужен. Правила-то читал, знаю. Сотрудник в ответ рвёт(!) посадочный талон и заявляет, что в таком случае я никуда не лечу.

Опаньки.

Описывать беготню по аэропорту в поисках представителя авиакомпании не буду. Итог такой: тест действительно нужен. Правила поменялись, а я это не отследил. Причём экспресс-тест, который можно сделать в аэропорту, не годится; только полноценный PCR. Так что нужно сначала найти, где его сделают, потом дождаться результата (а это не час-другой), потом перебронировать билет… Сколько это времени займёт и сколько будет мне стоить – бог весть. Да-а…

Это попадос.

Когда я вполне успокоился, приняв необходимое решение (о нём чуть ниже), то проанализировал, почему же со мной приключилась такая неприятная оказия. Как-то всё не так пошло у меня с самого начала этой поездки. И я перестал о ней заботиться. Мог ли я ближе к делу перечитать правила (что они постоянно меняются, это не секрет)? Конечно, мог. Но не стал, хотя обычно предусмотрительность в поездках меня не подводит. А даже узнай я заранее, что мне нужен ПЦР, побежал ли бы я намедни его делать (это ведь ещё найти нужно, где именно)? Вовсе не факт, хотя тут жаба перед лицом финансовых потерь вполне могла заставить меня пожертвовать чем-то менее дорогим если не сердцу, то кошельку.

Что до сердца, то Бахрейн за эти дни перестал быть для меня чем-то ценным и желанным. Ну, ещё одна нефтяная арабская страна. Те же обрыдлые Эмираты, только проще и беднее. Оно мне надо?! Я уже писал, что поездка тяготила до того, что я был готов завершить её досрочно, если бы это было возможно сделать удобно и без финансовых потерь. Вот и получил… но с потерями. Аккуратнее нужно с желаниями.

Что до финансовых потерь, то они произошли в размере нового билета. Потому что я решил лететь в Москву немедленно, прямым рейсом «Победы». Стоимость выглядела вполне разумной, но я не учёл, что до вылета осталось меньше 4 часов, так что купить можно только минимальный тариф. За багаж (догадался подразгрузить чемодан, поэтому уложился в 10 кг) и выбор места пришлось доплачивать на стойке. Это 160 дирхамов, и сверх того я оплатил аэропортовый сбор в размере 100 дирхамов. Ещё и побегать пришлось, чтобы отдать деньги. Стойка, где платят, аккурат в другом конце терминала. Очередь, конечно. Но это так, мелочи на общем мизерабельном фоне.

Не так уж дёшево в итоге вышло улететь, но я сэкономил на том, что потратил бы в Бахрейне (а страна дорогая). Гостиницу удалось отменить бесплатно: принципиально бронировал с возможностью отмены вплоть до дня заезда. Как чувствовал. А Gulf Air мне в итоге не вернул ничего, хотя сборы, по идее, должны были. Да только как с них стребуешь, когда в ответ на письма они либо присылают тупые отписки, либо ничего.

Список дубайских неприятностей завершился малосъедобным острым пирожком и дерьмовым кофе, а также очень грязными окнами на лётное поле в терминале. Дальше как-то резко пошло лучше, будьто туристическим богам надоело надо мной измываться. А вернее, я сам вновь обрёл душевное равновесие и гармонизировался с окружающим миром.

Бутылку воды перед досмотром специально оставил в рюкзаке, как бы искушая судьбу: давай, мол, отбирай последнюю радость – ничего, пропустили. Всегда бы так.

Гейтов в здании первого терминала нет, посадка производится в отдельно стоящих конкорсах С и D. В последний доставляет пипл-мувер.


Зона посадки в пипл-мувер


Ничего особенного: шинный ход, тросовая тяга


Добро пожаловать в конкорс D


Атриум, если можно так выразиться

Примерно половина работающих в конкорсе продавцов знает хотя бы несколько слов по-русски: все рейсы российских авиакомпаний, как я понял, вылетают отсюда. Впрочем, Emirates из другого терминала на двух A-380 ежедневно перевозит в Москву, наверное, больше, чем все остальные вместе взятые.

Здесь уже нашёлся нормальный (то есть вкусный) кофе, а к нему мне бесплатно дали конфетку (сама по себе она 6 дирхамов стоит). Да, жизнь определённо налаживается.

Поразительно, но на посадке не было очереди. Обычно соотечественников хлебом не корми, дай зачем-то постоять перед гейтом. Возможно, просто по «дьютикам» загулялись. Когда-то магазины duty-free в дубайском аэропорту славились привлекательными ценами на многие товары, особенно на электронику, но это всё в прошлом.

Рядом загружался борт «Уральских». На этот рейс билетов не было, а он прилетает в более удобное мне «Домодедово».

О, да мне попёрло. Соседей нет. Как минимум, не зря заплатил за место. На трёх сидениях даже в «Победе» можно расположиться весьма комфортно. Для долгого перелёта это особенно важно. Спинки-то не отклоняются.

Очереди на взлёт ждали долго, всё пропускали садящиеся самолёты. Рядом куковали и те же «Уральские», и «Семёрка». Причем не друг за другом стояли, а на разных позициях вдоль ВПП. Тут так принято.

На S7 билеты были, но дороговаты. Без багажа бы ещё ничего, но в чемодане лежало купленное для мамы сирийское оливковое масло, с которым я расставаться пока не хотел.

Всё-таки странно это всё. 4 часа назад я вообще не собирался сегодня в Москву. А теперь сижу в самолёте, который летит именно туда. Такого со мной ещё не было. И, пожалуй, удовольствия от этой причуды фортуны я не получил. Сколько ни брюзжи про надоевший Залив, а всё же предпочёл бы сейчас заселяться в гостиницу в Манаме, как было задумано. Корректировать планы, которым не благоприятствуют обстоятельства – это нормально. Но всему же есть граница!

Наконец, после посадки A320neo авиакомпании IndiGo нам разрешили взлёт.


Последний взгляд на Дубай

Мне ничуть не жаль его покидать. Жаль лишь того, что путешествие получилось скомканным и радости принесло немного.


Прощай, Шарджа. Я точно не буду по тебе скучать


Остров Кешм. Я уже видел его, когда летел из Хошимина в Доху


Бендер-Аббас (Иран)

Зимний день подошёл к концу, тени от невысоких гор Парса вытянулись на многие километры.

Бо́льшая часть пути, получается, прошла в темноте. Однако, зима. Снова зима.

И достойное завершение этого дня. Решил от Саларьева вызвать такси. Прямо из аэропорта дорого выходит, а от метро – приемлемо. Так таксист сначала совершал какие-то странные манёвры и ехал до меня минут 15 вместо обещанных 8. А потом проехал мимо и ускакал в неведомую даль. Другого вызывать не стал, поскольку уже сильно замёрз в лёгкой одежде. Пошёл в метро: там теплее. Опять же, экономия. Списанные было за отмену после «прибытия» машины деньги мне после претензии вернули с извинениями.

Так бестолково завершилась эта бестолковая поездка. Теперь вот думаю: стоит ли ехать в Египет? С одной стороны, это тысячелетия зримой истории и уникальные памятники. С другой – пока что выходит, что арабский мир, даже его наиболее цивилизованная часть – «не моё». А про Египет есть и такое мнение, что цивилизация в нём закончилась примерно с Птолемеями.


< Хатта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *