3 января 2022 (понедельник). Хатта

Всё-таки когда сама поездка не очень радует, и рассказывать о ней потом удовольствия мало. Тяжеловато мне в этот раз писалось; порой чуть ли не заставлял себя вернуться к работе над этим опусом. Растянулась она (работа) в результате надолго.

Дубайская глубинка

Поездка в Хатту у меня возникла за несколько дней до выезда. Дело, конечно, не в том, что в самом Дубае мало достойного внимания. Мне ради этой поездки в отдалённый (насколько это вообще возможно в крошечной стране) городок пришлось пожертвовать потенциально интересными планами. Почему-то возникла мысль (вполне от меня ожидаемая), что сидеть в Дубае, никуда не выезжая, не лучшая идея. Шарджа не в счёт, это не выезд по сути-то.

Беспокоиться об автобусе необходимости на сей раз не было. Групповой трансфер на комфортабельном внедорожнике, забирают прямо из гостиницы. Накануне списались, обо всём договорились. Утром уже выходил из номера к оговоренному времени, когда Касым (так звали водителя) прислал сообщение, что он едет и будет через 10 минут. Оные 10 минут заняли примерно 24. Восток… Впрочем, я и в Москве знаю таких персонажей, кто из Алтуфьева обещает, что будет в Кузьминках через 15 минут.

Для начала заехали забрать моих попутчиков – двух парней, говоривших между собой вроде бы по‑арабски. Пока Касым за ними ходил, я углядел занятную рекламку.


Без ненужных отражений, увы, не обошлось

Хатта – это для Дубая как Эль-Айн для Абу-Даби. Склад исторической памяти и естественной природной красоты. Только городок небольшой, и дорога туда, будучи безупречного качества, не такая облагороженная, как шоссе на Эль-Айн. Никакой орошаемой обсадки, вокруг аутентичная пустынька с клочковатой растительностью. По асфальту метёт песочная позёмка.

Покрась песок в белый цвет, иллюзия зимнего шоссе будет полной. Даже шебуршит он о корпус машины в точности как снег в метель.

Снимки, сделанные в дороге через пыльное тонированное стекло, было трудно «довести до ума», так что строго не судите.

Хатта находится тоже близ границы с Оманом в горах. Не рядом с горой, как Эль-Айн, а конкретно в горах. Не очень серьёзных (тут вам не Альпы, чай), но вполне себе горах. Дорога из пустынной через некоторое время превратилась в череду спусков и подъёмов (с преобладанием последних). На спусках на случай отказа тормозов предусмотрены пандусы-тупички.

Касым не гид, а просто водитель. Его работа – отвезти на нужную точку, а там как-нибудь сами. Информацией он нас совсем не баловал. Первая остановка – можно сказать, в чистом поле. Просто посмотреть на загородный пейзаж.


На переднем плане как раз Касым

Обратите внимание, как тут решают проблему осыпания склонов. Не сеткой обтягивают, как в Европе, а бетоном заливают. Не слишком эстетично, прямо скажем, но практично. Из бетона торчат трубки – наверное, так отводят просачивающуюся воду.

Некоторый дефицит растительности (зелёный островок – явно орошаемый) мешает назвать сей мирный пейзаж буколическим. Но контраст с каменными джунглями приятный, глаз радует. Поодаль на пригорке устроилась солидная усадьба.

Неподалёку «фазенда» куда проще.

Как-то у меня эта картина разительной неустроенности не складывается с тем, что пишут про жизнь коренного населения в Эмиратах. Мол, они априори обеспечены за счёт выплат из государственного бюджета. Может, конечно, это не отдельное голодранное хозяйство, а хлевушки-сараюшки усадьбы, что поодаль.

И баки для воды повсюду. Понятно, что водопровода в этих местах не имеется. Скорее всего, из скважин качают, но там она может быть холодной, и для полива ей нужно дать согреться.


Снимок, мягко говоря, так себе: против солнца

Главное, ради чего ездят в Хатту – водохранилище, образованное дамбой. Местечко живописное и популярное: не так уж много в Эмиратах заметного размера пресных водоёмов, да ещё и в горах. Водоснабжение да туризм – основа местной экономики.


Туристическая карта Хатты

Пешие (включая даже лёгкий трекинг) и конные прогулки, лодочки, трассы для маунтин-байка, параплан, исторические достопримечательности (насколько вообще о таковых можно говорить в ОАЭ) – красота же! Я-то прежде всего на дамбу повёлся. Люблю красивые пейзажи. Понятно, что с Альпами всё это даже рядом не валялось. Но где нынче Алпы и где я?

Однако дорога к дамбе оказалась перекрыта. Скорее всего, из-за недавних дождей уровень воды поднялся, и нынче там считается небезопасно. Или ещё чего. Пешком (от КПП идти меньше километра) тоже не пропускают. Остались мы без дамбы.

«Заменил» нам её Касым на Хилл-парк. Посреди города торчит холмик – он и есть парк.


В парке живёт котик

Сам по себе парк ничего особенного собой не представляет. Но поскольку это холм, с него открываются неплохие виды. Особенно со смотровой на самой вершине, стилизованной под оборонительную башню в местном уже знакомом мне по Эль-Айну стиле.

Кругом лишённые растительности горы, но низинка очень зелёная. В Хатте не знают, что такое дефицит влаги.

Для всяких бытовых надобностей воды тоже хватает.


Рукомойник возле паркового туалета

Ещё в Хатте как бы есть форт, но на самом деле это просто гостиница, которая называется Hatta Fort. Не знаю, зачем нас Касым туда повёз, есть ли там что-то интересное; нас туда всё равно не пустили. Отправились смотреть на то, чего в Хатте вдоволь – на воду.

Немудрено, что тут вырастают здоровенные пальмы.


Что может быть прекраснее природы!

Раз поблизости есть горка, то она, понятно, для того, чтобы на неё вскарабкаться и осмотреться. Что не совсем просто (не осмотреться, конечно, а только вскарабкаться). Очень осыпучая она.


Воды рядом много, но деревца (или это кустарники) окопаны для полива

Последний прготовленный нам Касымом аттракцион в Хатте – этно-деревня (Heritage Village). Дословно это переводится как «деревня наследия», что по-русски звучит слишком пафосно.


Так она выглядит сверху

Для такого вида я забрался на одну из сторожевых башен, построенных в 1880-е для охраны столь ценного поселения.


Южная сторожевая башня

«Источник вдохновения» для смотровой в Хилл-парке понятен, наверное.


Интерьер башни

Перекрытия, получается, опираются на толстую центральную колонну. Не знаю, насколько такая конструкция аутентична; за возможность подняться наверх лично я готов простить некоторые отступления от исторической правды.


Вид на северную башню с южной


На камнях растут не только пустынного вида кустики,
но и пальмы. Поливают их, что ли?

В самой деревне провести время увлекательно, наверное, можно, когда тут проводят какие-нибудь мероприятия. Но нынче ничего такого не случилось. Немногочисленные посетители то слегка бродили между традиционными арабскими хатами, то посиживали за кофием, размышляя, какого чёрта делать в Хатте, когда дамба закрыта. Кстати, насчёт ношения масок тут вообще не парятся (в самом что ни на есть прямом смысле). Дикая провинция-с.


В деревне

Было ветрено, и расставленные повсюду виндеры (вроде бы так называются эти мобильные флагштоки) то и дело падали. Самым дальним на снимке (в цветах флага ОАЭ) меня чуть не зашибло, когда я сосредоточенно снимал резные ворота фортика.


Двор фортика

В цейхгаузе (или что это такое?) есть небольшая экспозиция, но ржавыми саблями я не особенно заинтересовался. Куда увлекательнее мне показалась репрезентация традиционного древнеарабского жилища. Примерно рубежа XIX-XX веков в христианском летоисчислении.

Все постройки – и жилые, и хозяйственные – располагаются вокруг внутреннего двора, ограждая его.

Во дворе находится кухня. Скорее всего, размещать её в закрытом помещении непрактично: от огня в нём будет невыносимо жарко.

Другое дело кладовая. Тут уже стены не помешают.


И электрическая розетка тоже

Розетки в Эмиратах британско-империалистические, как и на Кипре. Но в гостиницах есть и европейские. Судя по ассортименту хранимого провианта, питались древние арабы исключительно финиками. Видимо, поэтому в репрезентации нет вполне ожидаемого хлева или загона для скота.

Парадным помещением в доме был маджлис. То есть место, где собираются для посиделок. Проще говоря, гостиная. Возможно, она же столовая.

Жаровня напоминает о том, что вечерами в пустыне могло быть совсем не жарко. А тут ведь ещё и горы, то есть климат в принципе прохладнее, чем на побережье.


Спальня

Спали, получается, на брошенных на пол тюфяках. Но уже появились на Востоке и привычные нам кровати – скорее всего, для главы семьи и его любимой жены.

Чего-то указывающего на деление дома на женскую и мужскую половины я не обнаружил. Видимо, этот известный из массовой культуры феномен не был присущ традиционному укладу простых древних арабов.

Выпив кофею, я потом ещё заметное время был вынужден дожидаться своих попутчиков. Они почему-то всё время опаздывали. Точнее, просто не торопились, поскольку точных временных рамок Касым нам не обозначал. Попробовал найти подход к северной башне (машина была припакована недалеко от неё), но не преуспел.

Зато симпатичный куст на склоне запечатлел.

Наконец, все собрались, и мы выдвинулись обратно в Дубай.


Дорогу стало заметать основательно

Песок на дороге лежал уже кучами, образуя накат, как это бывает у нас во время метели. Ехать стало заметно неудобно.


Просто мечеть «щёлкнул» из окна, когда проезжали на скорости мимо

А на подъезде к Дубаю нас накрыло основательным дождём. Настолько основательным, что из-за потоков воды дорогу временами было почти не видно. Касым-то, ещё когда выезжали из Хатты, предупредил, что в Дубае льёт вовсю. Ну и пустыня у меня нынче!

Впрочем, когда приехали, в городе дождь уже прекратился (и даже дороги почти просохли). Видимо, он отправился вглубь полуострова, и мы встретились по дороге.

И снова Пальма

Хоть билет на смотровую на Пальме и с открытой датой, использовать его нужно до 30 июля. И поскольку в Дубай я в обозримом будущем вряд ли соберусь (в июле уж точно постараюсь держаться подальше от него), получалось, что сегодня самое время заняться этим вопросом вплотную. Вчерашней мутности в промытой дождём атмосфере не наблюдалось, так что условия вроде бы благоприятствовали получению предоплаченных зрелищ.

Что такое Джумейрская Пальма, знают, наверное, примерно все. Искусственный архипелаг, очертаниями напоминающий упакованную пальму.

Форма такая неслучайна. При площади в 572 гектара длина береговой линии архипелага – 78,6 км. Что больше всей естественной морской береговой линии Дубая. «Ветви» Пальмы поделены на участки под малоэтажную застройку, каждый из которых имеет выход к воде. Что сказывается самым положительным образом на их стоимости. Положительным для девелопера, разумеется.

На фоне успеха Джумейрской Пальмы, которая почти вся распродалась задолго до завершения земляных работ в 2006 году, были задуманы ещё два аналогичных проекта больше прежнего. Вторая Пальма, в районе Джабаль-Али, сейчас достраивается с задержками, которые не посрамили бы второразрядный европейский собор. До третьей, которая планировалась в Дейре, дело вряд ли дойдёт. Помимо общего охлаждения интереса к дубайской недвижимости выявились проблемы, специфические для подобных сооружений.

Ну как, выявились. Если бы при проектировании пригласили для консультации венецианца, он бы сразу сказал, что вода в длинных тупиковых заливчиках центрального разлапистого острова, окружённого молом, будет застаиваться. А также на жаре перегреваться, цвести и попахивать. Что, собственно, и случилось. Отваливаешь ты нехилые даже по дубайским меркам деньжищи, чтобы вечерами купаться при полной луне в самом настоящем море в собственном дворе. А вместо этого у тебя под боком что-то малоаппетитное, куда не то что лезть не хочется, а и просто находится рядом не особенно приятно.

Впрочем, эти проблемы не касаются «полумесяца», окружающего Пальму в качестве мола. На нём и расположено большинство крупных отелей, благодаря чему Пальма является популярным местом отдыха в стороне от городской суеты Дубая. Тут отличные пляжи с чистой водой Персидского залива.

Тем же, кто не соблазнился прелестями пятизвёздочных пальмских обителей, добраться досюда не так просто. Сначала на метро до станции Sobha Realty (название явно куплено), затем на трамвае до остановки Palm Jumeirah.


Интерьер дубайского трамвая

На снимке сразу два нарушения. Во-первых, публичные обнимашки (слева) несовместимы с мусульманской моралью – тем более, в столь вызывающих позах. Во-вторых, все они (включая двух сидящих парней) находятся в женско-детской части вагона. Но, видимо, в трамвае, которым пользуются почти исключительно туристы, никого это не волнует.

После трамвая нужно пройти по мосту на огромную крытую парковку.

Синяя полоса показывает направление движения к монорельсу. Это единственный общественный транспорт на Пальме, если не считать таковым шаттлы от отелей. Пешком на Пальму попасть вроде бы тоже можно, если посчастливится найти, как пройти на пешеходную часть моста. Я не пробовал (монорельс – вещь непренебрегаемая), но по общей ситуации в Дубае, где ходить пешком моветон, догадываюсь, что это совсем не просто.

Высокотехнологичные турникеты, которые должны контролировать проход и выход с монорельса согласно приобретённым билетам (стоимость тут дифференцированная), почему-то не работают. Вместо них билеты везде проверяют дядьки с ручными сканерами.


Оборотные тупики на конечной монорельса Palm Gateway («Ворота Пальмы»)

Поматывает при езде в монорельсе прилично. И это он ещё едет не особенно быстро. Куда ему торопиться-то? Вся линия – 5 километров с хвостиком.

Рядом со станцией монорельса Nakheel Mall торчит единственная на всей Пальме высотка The Palm Tower (вроде бы 232 м).


Макет здания молла и высотки на станции монорельса

Почти на вершине высотки находится смотровая площадка с незамысловатым названием The View at the Palm («Вид на Пальму»). Конечно, чтобы добраться до неё, нужно порыскать по торговому центру, где указателей нет как будто специально для того, чтобы туристы могли для начала забрести в десяток-другой магазинов. Формально смотровая открытая (крыши нет), но по бокам она огорожена наклонными стеклянными панелями, в которых нет ни единой дырочки.

Стеклянные панели – это неизбежные блики и прочая бяка в кадре, поскольку стёкла не сказать чтобы чистые. Помыть их с внешней стороны, видимо, непросто (а иногда это делать точно нужно). И это ещё с открытия всего 9 месяцев прошло. Что-то будет дальше?

По крайней мере, со временем посещения я угадал. И с переносом со вчерашнего дня (атмосферные условия несравнимые), и с предзакатным часом (это дороже по стоимости). Правда, рассчитывал немного пораньше-посветлее тут оказаться. Но пока нас развлекали по пути наверх, почти стемнело.


Вот такая она, Пальма

Что ж, смотрится отменно; этого не отнять. Что-что, а общий план – сильная сторона Дубая.

Вдали в перспективе главной дороги маячит Atlantis – отель, считающийся одним из символов Дубая. Мне это здание совсем не нравится. Его ничем не оправданная лёгкая несимметричность создаёт впечатление недостроенности и малость раздражает. Куда больше меня привлекло год назад законченное здание Atlantis The Royal Residences.

Действительно интересная современная архитектура. Почему-то навевает детские воспоминания :).


Вид в сторону «основания» Пальмы (Palm Gateway)


Вид на Марина-Бич и Bluewaters

Круизников я там вчера не заметил. Скорее, из-за дымки, чем потому что их (скорее, каких-то других) не было. Всегда интересно, кто заглянул на огонёк. Слева – 290-метровый Carnival Splendor на 3000 пассажиров. Справа – Costa Firenze, которые ненамного длиннее (323 метра), но значительно вместительнее.

Если эти суда поставить вертикально (на корму), они бы в панораме Дубая смотрелись вполне уместно и не особенно выделялись :).

В целом, смотровая на Пальме мне показалась даже интереснее, чем на Бурдж-Халифе. Потому что там видно в основном бетонные коробки, а тут море, пляжи, кораблики… Потом, непрерывный вид на 360°. И народу меньше. И дешевле.

Полной темноты дождался за стаканчиком сока в кафе, чтобы посмотреть пейзаж с подсветкой.


Высотки Дубай-Марины

А так это место выглядело в сумерках.

Последний вечер

Покупать билет в «золотой» класс жаба нынче не одобрила, но ехать далеко стоя не хотелось. Решил схитрить – проехать в другую сторону до остановки, где наверняка смогу сесть. Аж до The Gardens доехал для надёжности – это дальше узловой станции, где красная линия разветвляется. Заскакиваю в поезд – фигушки, сесть негде. Однако прошёл в хвост – свободно. И чего народ в голове толпится? Ох уж это дубайское метро. Думаете, на этом всё? Как бы не так. На одной станции застряли надолго. Потом поехали, и по поезду объявляют, что на Business Bay остановки не будет. На следующей (это уже Al Safa была) опять стоим, потом объявляют, что следующая Business Bay. Молодцы, конечно, что построили метро быстро. Вот только работает оно через пень-колоду.

Напоследок ещё в гипермаркет неподалёку от «своей» станции Dubai Airport Free Zone заглянул – гостинцев купить. Меня охранник у входа в торговый зал просит оставить рюкзак в «камере хранения». Я походил-походил – нет такой. Ан, это он так церемонно про тележку возле пункта обслуживания в пассаже вдоль касс выразился. Где подходи кто хочешь, бери что попало. Эта идея мне не особо понравилась. «Не, – говорю, – так дело не пойдёт. Документы у меня там, да и камера дорогая». Он как-то сразу разрешил ничего нигде не оставлять. Даже не препирался. Нет, нет в Эмиратах настоящих вахтёров. Видимость одна :).

Ассортимент гипермаркета меня не очень порадовал. Финики на любой вкус и кошелёк, это понятно. А вот масла оливкового местного нет; видимо, не выращивают. Самое близкое – сирийское. А более всего испанское представлено. Была ещё мысль полузабытых выдержанных итальянских сыров купить, но дороговаты они: раза в полтора, а то и в два против Италии-то.


< Дубай Небахрейн >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *