2 января 2022 (воскресенье). Дубай

Понаехали тут!

В столкновении с мало познанной реальностью у планов редко есть шансы. Что в арабской стране тщательно выстроенное расписание финика жёваного не стоит, я понял быстро. Тут есть какая-то цивилизационная несовместимость, связанная с принципиально иным течением времени на Востоке :). Если успеть куда-то действительно важно, остаётся только закладывать огромный запас времени… и надеяться, что его хватит.

Автобус маршрута X28, с которого я собирался начать сегодняшнее знакомство с Дубаем, опаздывал. Или же ушёл заметно раньше расписания: какой-то автобус я видел на остановке с надземного перехода. Или с точки зрания транспорта сегодня не воскресенье, что тоже вполне возможно.

Минут 10 подождал – отправился на метро. Точнее, подъехал одну остановку на подвернувшемся автобусе. В дубайских автобусах, в отличие от столичных, запрета сидеть рядом нет. И женские места явно не обозначены, однако традиция их соблюдать сохраняется. Мужчины обычно не садятся в передней части салона, если есть места в задней (но если там нет, то запросто устраиваются впереди).

Основное предназначение дубайского метрополитена – перевозить иностранную рабочую силу. Как раз, похоже, поехали на работу. Видимо, всё-таки воскресенье, то есть будний день. И к пересадке с зелёной линии на красную в вагоне было битком. Галантными манерами (как и общей культурой) контингент не отличается, что сложно назвать неожиданностью. В Европе-то входящие в вагон пассажиры далеко не всегда дают выйти, прежде чем лезть на освободившиеся места. У местных индусов, пакистанцев и прочих африканцев вовсе нет идеи вести себя если не учтиво, то хотя бы разумно, чтобы сберечь собственные время, нервы и пуговицы.

На пересадочной станции Union всё оказалось совсем плохо.


Спуск на платформу, откуда идёт поезд в центр

Может показаться, что не так уж много на платформе народу, и если не во второй, то в третий поезд втиснуться получится. Но поезда уже приходят набитые, так что с Union уехать удаётся мало кому. Снимал всё это с интересом далеко не я один, так что это может и не быть ежедневным аттракционом. А просто мне опять повезло. Везёт что-то на всякое такое… пакостно-нетипичное.

Решение очевидное: уехать по красной линии в сторону начальной станции в надежде, что где-нибудь там посвободнее. Но мы ведь не ищем лёгких путей – нам приключения подавай. Две линии дубайского метро имеют две пересадки с одной на другую. А не одну, как это чаще бывает. Так что я отправился на вторую пересадочную – станцию BurJuman.

Куда там, ничуть не лучше.

Ладно, вышел из метро. В парк Забиль сходить теперь уже точно не успеваю, поеду сразу в Бурдж-Хали́фу. Сугубо по земле.

Единственный подходящий мне автобус 91 останавливается не на той остановке, к которой я вышел, а хрен пойми где. Ага, вот он как раз. Проехал мимо. Ладно, думаю, пройду до следующей остановки. Она должна быть на большой дороге, а не где-то в закоулках у метро – будет проще сориентироваться. Наверное, уже понятно, что упования мои были от реальности далеки бесконечно.

Дохожу до остановки – 91-й там не останавливается. На следующей – тоже. И на третьей. Ничего не напоминает? Мде-е. Я люблю приключения. Но нынче они несколько утомляют однообразием тщеты. Да и странно это, откровенно говоря: автобус есть, а остановок у него нет. Выяснил потом, что 91-й и правда идёт без остановок от BurJuman аж до Business Bay – около 8 километров. На месте по схеме на небольшом экране телефона разобраться в этом было затруднительно. Только углядел, что теперь, когда я изрядно протопал, можно попробовать сесть на 21-й маршрут.

Тот тоже оказался не из простых. Сначала он от конечной идёт чинно, останавливаясь во всех положенных местах. А после метро Max заскакивает на бессветофорную Шейх-Заид-Роуд и несётся по ней как укушенный почти 9 километров, проскакивая весь центр. Затем съезжает и опять неторопливо, кривыми дорожками добирается до станции метро Al Safa. Которая мне вообще ни к селу ни к городу, если не считать того, что это станция метро, и там можно сесть на поезд.

И всего-то лишь не пришёл нужный мне X28. А сколько впечатлений!

Эмир и Фрейд

От метро Burj Khalifa / Dubai Mall к этой самой Бурдж-Халифе и Дубай-моллу нужно долго идти по надземному коридору с траволаторами, воспетому миллионами посетителей этих едва ли не главных точек притяжения туристического интереса не только в городе, но и во всех Эмиратах.

Про торговый центр Dubai Mall порой пишут, что он самый большой в мире. Априори доверять таким утверждениям не стоит, поскольку пишущие копипастят друг у друга, а проверкой обычно никто не озадачивается. Я тоже не озадачивался, но просто потому что мне безразлично. Он большой, однако невероятно огромным или особенно помпезным вовсе не показался.

С навигацией внутри традиционная беда (впрочем, я не видел вообще ни одного большого торгового центра, где удобно ориентироваться), однако вход для посетителей смотровой я нашёл сравнительно быстро. Повезло для разнообразия.

Теоретически, билет покупаешь на определённое время, но на его соблюдение смотрят сквозь пальцы (поскольку ты приходишь, когда действует тот тариф, по которому ты покупал). Меня опоздание на 32 минуты тоже не особенно беспокоило. Принял как данность. Ну подумаешь, был запас примерно в час.

При входе можно запечатлеться, чтобы в конце посещения тебе сделали снимки, как ты сидишь на вершине небоскрёба, или что-то вроде того. За отдельную плату, разумеется.


На заднем плане как раз этим занимаются

А на переднем – модель Бурдж-Халифы – небоскрёба, с 2007 году удерживающего титул самого высокого строения на Земле. 828 метров. Не то чтобы с тех пор никто не пытался её превзойти. Но все эти проекты сталкивались с различными проблемами и замораживались на том или ином этапе.

Нормально снять высотку у меня не получилось. Собственно, я уже сетовал, как сложно с небоскрёбами в плане съёмки.


Бурдж-Халифа торчит из-за молла. Ещё и против солнца до кучи

Я некоторое количество фактов о строительстве Бурдж-Халифы узнал, и более всего меня впечатлило то, что Дубай со всеми своими высотками стоит на слабых грунтах. Идиома «строить на песке» означает ненадёжность, но тут строят именно на песке, да ещё какое – и оно стоит!

Сверхвысокие здания дороги не только в стрительстве, но и в эксплуатации, поскольку для неё тоже требуются неординарные инженерные решения. Тем не менее, Бурдж-Халифа оказалась не только технически, но и финансово успешным проектом. За престиж арендаторы готовы выложить очень немало. Неплохо добавляют и туристы. Кому не захочется посетить столь незаурядное сооружение! Самый эксклюзив – лаунж на 148 этаже (высота 555 метров). Точнее, это подаётся как эксклюзив с соответствующим ценником. Мой же выбор – «демократичная» смотровая At the Top на 124 и 125 этажах (452 метра). За билет на неё я отдал 37 долларов – тоже немало. Покупал заранее через сервис Klook – это оказалось выгоднее, чем напрямую.


Вид из окна в переходе от молла к собственно башне

Дорога наверх заняла мало не час. В основном из-за изрядной очереди на лифт. Пока неспешно продвигаешься, развлекают фильмами по башню. Весьма познавательными и хорошо сделанными. То там, то сям слышится детский плач. Пожалуй, тащить маленького ребёнка на высотную смотровую – странная идея. Интересно ему не будет, а неудобство большое. С другой стороны, куда детей-то девать, раз всей семьёй приехали, а на башню сходить хочется.

Назвал башню эмир Дубая Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум в честь своего коллеги – эмира Абу-Даби и президента ОАЭ Халифы ибн Заида Аль Нахайяна. И тут мы припомним, что высочайшее здание Абу-Даби названо именем этого самого Мохаммеда ибн Рашида. То есть шейхи не меряются небоскрёбами (тут весовые категории, прямо скажем, несопоставимые), а «дарят» их друг другу, что куда куртуазнее. Правда, подарочек дубайского правителя в 2,5 раза больше. Что в очередной раз заставляет задуматься, сколько правды в словах «размер имеет значение» :).

Интересно всё-таки, как отношения между ними строятся. Ведь каждый из эмиров – абсолютный монарх на своей территории. Но при этом они существуют в рамках единого государства, возглавляемого не столько президентом, сколько коллективным органом – Высшим советом, состоящим из всех эмиров. Президент – первый среди условно равных – обязательно глава Абу-Даби, что соответствует значению этого крупнейшего эмирата для страны.

Для мира же ОАЭ – это прежде всего Дубай. Здешний эмир куда более своего коллеги преуспел в переходе от сырьевой к постиндустриальной экономике и сделал свой кусочек пустыни глобальным финансовым центром и туристической меккой. Я видел разные данные о роли нефтедобычи в экономике Дубая, но все они сходятся в одном: роль эта ныне незначительна. И хотя лично на меня Аль Мактум внешне производит малоприятное впечатление (думаю, что он злой и жестокий человек), не могу не признать его успешность как правителя. Но в местной феодальной иерархии он только второй.

Впрочем, что мне до них. Я – всего лишь одна из мириада песчинок, составляющих субстрат, на котором растут местные небоскрёбы.

По высоте смотровой площадки самое высокое сооружение мира не является обладателем мирового рекорда. Но это не так уже важно, поскольку она выше прочих сооружений в городе. С неё на любое из них можно посматривать свысока.


Вид на север-северо-восток

Самое ценное здесь – наличие открытой террасы. И вот она-то таки является самой высокой в мире.


Вычитаем 452 из 828, получаем 376 – выше смотровой ещё целый небоскрёб!

Будучи открытой сверху, терраса огорожена высокой стеклянной стеной. В ней оставлена горизонтальная щель – достаточная широкая, чтобы высунуть объектив (но не голову). И в эту щель ветер свистел так, что едва не сдувал с лица маску. То есть если бы не стекло, находиться на террасе было бы не только некомфортно, но и просто опасно.


Это примерно на север

Когда покупаешь билет заранее, рискуешь тем, что в выбранный день погода окажется не очень подходящей для дальних видов. Но если ждать определённости с погодой, то недорогих билетов скорее всего уже не будет. Пишут, что в хорошую погоду с Бурдж-Халифы видно иранский берег на другом берегу Персидского залива. Сегодня видимость была километров 10 от силы. Для Дубая, вытянувшегося вдоль берега примерно на 60 километров, это маловато.


Северо-восток

Вдали на правом краю кадра (это уже восток от Бурдж-Халифы, получается) смутно виднеется ещё один высотный кластер – Крик-Харбор. Их по городу много разбросано, хотя больше всего небоскрёбов (включая и высочайший их них) в Даунтауне. В Крик-Харбор ещё в 2016 году начали строить башню, которая должна была превзойти Бурдж-Халифу на 100 метров. Однако строительство затопорилось. Пишут, что из-за ковида, но это как-то странно. Другие-то здания в городе продолжали строить. Лично я думаю, что причина в том, что проектировал это здание мерзавец Калатрава. И посему построенным ему не быть никогда.

И судьба другого проекта, назначенного превзойти дубайский «сталагмит» – башни Бурдж-Джидда в Саудовской Аравии – оказалась проблемной. С 2018 года он замер на отметке менее 300 метров, хотя Калатрава к нему непричастен (им Эдриан Смит, автор Бурдж-Халифы, занимался). Может, тут какое-то колдунство применили, чтобы Бурдж-Халифа вечно оставалась самой высокой?

Увы, открытая терраса есть только с восточной, не самой интересной стороны. В остальные стороны можно смотреть только через стекло, которое и не совсем чистое, и бликует из-за источников света внутри здания (поляризационный светофильтр спасает лишь отчасти).


Район Бизнес-Бэй к юго-западу от башни


Перекрёсток Sheikh Zayed Road и Financial Center Road

Если бы у меня были иллюзии насчёт того, для кого предназначен этот город, теперь бы они пропали. Проследовать тут пешим порядком всё же можно. Но не во всех направлениях и, прямо скажем, со значительными затруднениями.

Слева в кадре виднеется высотка из двух башен, соединённых поверху обширной перемычкой («небесным мостом»). Снизу она смотрится уродливо, но очень любопытно сверху рассмотреть, что же там такое прячется.


Отель Address Sky View

Если бы туда можно было попасть (даже за деньги) «с улицы», я бы всерьёз об этом подумал. Но увы, единственный способ попасть к самому высокому в Дубае открытому бассейну – забронировать проживание в гостинице. Цена вопроса за ночь – примерно как за все 3 в моей. Пожалуй, чисто из любопытства можно на одну-то ночь и разориться как-нибудь. Если, конечно, я вообще ещё когда-нибудь захочу остановиться в Дубае, что под большим вопросом.

Ещё одна примета Дубая (кроме небоскрёбов) – искусственные острова.


Это один из них, Дария (Daria)

Дело тут опять же не в нехватке земли (кругом пустыня, так что с этим никаких проблем), а в престиже. Когда из окна видно море, а до пляжа 3 минуты пешком, это здорово повышает стоимость недвижимости. Соответственно, на искусственных островах в основном строят жильё и отели.

Сильно в дымке у верхнего края кадра – искусственный архипелаг World Islands, напоминающий очертаниями карту мира. Каждый остров назван в честь определённой страны (примерно в этом месте на карте располагающейся). Мостов там вообще нет, добраться до островов можно только по воде или на вертолёте. Ночью в шторм – наверное, вообще никак нельзя. Коммуникации не подведены: нет ни водопровода, ни канализации, ни даже централизованного электроснабжения (хотя подводные кабели организовать, казалось бы, вообще не проблема). Так что едва ли удивительно, что законченный ещё в 2008 году архипелаг стоимостью в миллиарды долларов почти пуст.

Обзаведясь в сувенирном магазине открытками (марки там тоже есть), я стал присматриваться к очереди на спуск вниз. Не знаю почему, но она (и преизрядная) стояла только на 124-м этаже, куда ходят 2 лифта из всего 3. И один лифт ходит на 125-й. Он пришёл быстро, я почти не ждал. И спустился в гордом одиночестве. Картина маслом: внизу толпы страждущих, которые уже конкретно заманались ждать. Вот цифры на одном из лифтов стали уменьшаться, обещая прибытие в обозримом будущем. Вот-вот уже сейчас… Наконец-то! Открываются двери – и выхожу я. Один. Раскланиваюсь. Это был фурор.

Кстати, в лифте уши почти не закладывает. Что странно: вертикальная скорость вполне себе как у набирающего высоту самолёта.

В купленный мной ваучер помимо собственно посещения смотровой At the Top входил перекус в кафе. Читал у кого-то, что за «халявой» может быть большая очередь, но по факту в кафе было пусто. Так себе капучино и изрядный вкусный кекс (он же маффин) жизнь наладить были уже не способны, но на общем неприглядном фоне сошли за хорошее событие.

Найти выход из молла так же быстро, как вход на смотровую, мне не удалось. Указателей на выходы вообще нет – видимо, это противоречит интересам бизнеса. Если уж вы пришли в Dubai Mall, то останетесь там навечно (закадровый дьявольский смех). Короче говоря, на нужный мне автобус я не успел. До следующего полчаса. Вернулся в молл смотреть аквариум (его бесплатную часть).

Положим, аквариумом в торговом центре меня не удивишь. Я такое видел в Бангкоке 10 лет назад. Не помню, было ли там что посмотреть бесплатно. По идее, должно быть: это самый верный способ продвижения.


Очередь из желающих получить более полный экспириенс

Если покупать билет сразу на смотровую и в аквариум, это не так уж дорого обходится. Посмотреть на рыбок лишь немногим менее приятно, чем пожевать их, но было просто жалко времени. Если бы не ушедший автобус, я бы вообще аквариумом проманкировал.

Снимать там очень сложно. Во-первых, неустранимые яркие блики. Во-вторых, темно, выдержку приходится удлиннять, а рыбы постоянно в движении. Позировать неподвижно не хотят. Поэтому лучше всего получились аквалангисты :).

Рыбы весьма различного размера, причём есть записные хищники вроде акул. Однако никто никого не жрёт. Полез искать. Оказывается, акулы не охотятся, когда они не голодны. То есть достаточно хорошо кормить, и все рыбы будут жить дружно.

Автобус отправился с 5-минутным опозданием, хотя на посадке стоял вовремя. Вот почему они опаздывают не тогда, когда это нужно?! (На предыдущий я всего минуты на 3 не успел.)

Джумейра

Судя по объявлениям в транспорте, по-арабски название города произносится примерно как «Дубайи́» (с ударением на последний слог). Возможно, отсюда долго державшаяся (и до конца не изжитая) традиция писать и по-русски «Дубаи». Нормативное «Дуба́й» –  видимо, фонетическое заимствование из европейских языков.

Город, как я уже писал, сильно вытянут вдоль побережья. С учётом его размера (более 3 миллионов человек) концы в десятки километров неудивительны. К тому же, городская застройка не сплошная, а прерывается обширными практически пустырями. Новые проекты девелоперы не стараются непременно максимально приблизить к центру, а могут успешно развивать и на отшибе. Дубай, как и Абу-Даби, полицентричен.

Мой путь лежал в район Джумейра – 25-километровую прибрежную полосу. Туристам Джумейра хорошо известна благодаря тому, что здесь находится большинство пляжных отелей Дубая. Как это ни странно для почти что мегаполиса, здесь практикуется классический пляжный туризм.

Самый известный отель Дубая – «Бурдж-аль-Араб» (в форме паруса; все видели не раз). Мне он (внешне) не очень-то нравится, но я всё же запланировал выйти на пляж неподалёку от него, чтобы сделать пару снимков. Но… арабы были бы не арабы, если бы не перекрыли проходы к пляжу. Мол, частная территория, извольте валить куда подальше. Ну и шайтан с ними. И с Бурдж-аль-Арабом тоже.

Рядом есть ещё одна достопримечательность – рынок Мадинат.

Ну как, рынок. Каналы, стилизованная архитектура, едальни (в основном неработающие). Ещё одно место для туристического времяпровождения. Тоже всё перегорожено, туда не ходи, сюда не ходи… Тьфу, надоело. Откровенно говоря, Дубай мне осточертел в первый же день. Да не только Дубай. Я к этому моменту уже крепко был в состоянии «бессмысленная страна, бессмысленное времяпровождение». Если бы можно было поменять билет, улетел бы не раздумывая. Но, говоря откровенно, не столько сами Эмираты мне не нравятся (что есть, то есть), сколько гложет то, что езжу не туда, куда хочется, а куда получается.


Тут, например, жизни вовсе не было

Собственно рынок тут тоже есть, и он немаленький. По отзывам довольно дорогой, да я всё равно ничего приобретать не собирался.

Дальше ещё один автобус, и он опоздал теперь уже на 11 минут, лишив меня бесплатной пересадки. Наверное, стоило всё же утром подождать подольше – глядишь, день бы как-то лучше задался. Теперь мой путь лежал в Дубай-Марину – район плотной застройки вдоль искусственного канала длиной 3 километра.

По берегам постарались сделать что-то вроде общественного пространства, создать комфортное для проживания место. Велодорожки, пандусы, мороженое и т. п. Населяют это место в основном высокооплачиваемые европейцы. Как это всё работает те 9 месяцев, когда днём на улицу выйти невозможно, сложно сказать.

В марине положено быть всяким лодкам-корабликам, и их тут есть в ассортименте.

И больших, и маленьких.


Даже такое тут плавает

И всё же не оставляет ощущение, что всё это ненастоящее. Да, как это принято в Дубае, позвали западных архитекторов с их западными идеями насчёт городской среды. В результате получилась имитация, вполне чуждая этому месту. Ощерившиеся небоскрёбы говорят недвусмсленно: «тут всё не для того, чтобы тебе гулялось комфортно, а чисто бабла срубить на хайпе».

В самом деле, уюта ноль. В общем, мне не понравилось. Хотя признаю, картинка при приличных атмосферных условиях была бы эффектная. Дубай – он весь такой. Город-показуха, город-видимость. Не обращённый к живущим в нём людям, существующий отдельно от них. А как может быть иначе, когда в городе почти нет людей, которые могут назвать его своим домом? И потому у такого города нет души, как бы пафосно это ни звучало.

Ближе к морю расположен являющийся частью Дубай-Марины жилой массив Jumeirah Beach Residence (также известный как JBR).

Когда всё это проектировали, похоже, исходили из того, что люди будут везде ходить пешком (в том числе в нередкие тут +45°). Дороги сделали узкими. Не учли, что JBR не самодостаточная ультрасовременная деревенька, а часть огромного города. И людям нужно не только в магазин за хлебушком, подстричься или на пляж (это всё тут в шаговой доступности), но и, скажем, на работу ездить. А ситуацию с общественным транспортом я выше живописал. Поэтому в JBR (да и вообще в Марине) перманентные пробки.

Хотя что касается транспорта, тут имеется чудо чудное, диво дивное – дубайский трамвай.

Видите, контактной сети нет? Вместо неё по центру пути лежит контактный рельс, который обычно обесточен. Запитывается он только на участках, над которыми в данный момент проходит трамвай (и поэтому на них в этот момент никто не может наступить). У такой системы электроснабжения есть понятная особенность: во время обильных осадков, когда вода не успевает стекать с путей, она работать не может. Для столь дождливой страны как Эмираты это должно составлять заметную проблему.

Как бы то ни было, дорогостоящий суперсовременный трамвай, пущенный в 2014 году – почти бесполезная игрушка. Потому что доехать на нём можно только до метро. А дальше… ну, вы знаете.

Тем не менее, JBR максимально (для Дубая) напоминает место, пригодное как минимум дя прогулок. И в общественном туалете тут есть писсуары :). Не то чтобы я по ним скучал, но это было неожиданно. Поди, у Нормана Фостера сортир-то заказывали.


Лестница, ведущая с улицы во двор жилых домов

Я на обратном пути повёлся – дай, думаю, поднимусь. Посмотрю, как оно, а потом к трамваю двором выйду. Посмотреть-то посмотрел (ничего особенного), а выйти к трамваю – никак. Выход только на ведущий в соседний двор мост, который над улицей проходит. И никакой лестницы, чтобы спуститься. На моё счастье, дворник поблизости трудился. Он меня к лифту направил. Видели когда-нибудь темнокожего дворника? А я видел.

Так вот, про пляж.


Пляж Marina Beach, он же JBR Beach

Забавно получается: в названии JBR слово «пляж» уже присутствует. В дословном переводе JBR Beach будет «пляж Джумейрского пляжного жилого района».

Несмотря на то, что солнца сегодня, можно сказать, не было, купаться и даже загорать в этих широтах вполне можно. Но больше народ просто прогуливался или посиживал, наслаждаясь морским ветерком.

А кто-то незатейливо отдыхал, экономя на разорительных местных отелях.

Всяческая необходимая для полноценного отдыха инфраструктура тоже имеется, из которой меня более всего заинтересовал оригинальный знак «Осторожно, мокрый пол», выставленный на улице, где в самом деле было отчего-то сыро.

Чтобы мыли тротуары, я тут ни разу не видел. Может, это и не вода, а просто местная Аннушка-растяпа даже до трамвая масло не донесла.

От пляжа пешеходный мост ведёт на ещё один искусственный остров (или полуостров) Bluewaters. По‑русски его название написать как-то совсем несообразно выходит. Вроде бы реальная история, а не байка от маркетологов, что когда-то в России пытались продвигать бутилированную воду Blue Water. Получалось отчего-то плоховато.

На острове недавно (в минувшем октябре) запустили самое большое в мире колесо обозрения Ain Dubai.


250 метров. Однако…

Кабины, разумеется, все полностью закрытые, поэтому неинтересно. Даже восхоти я просто насладиться видами (без съёмки), сегодня день для этого явно был совершенно неподходящий. По плану на вечер у меня стояла поездка на высотную смотровую на острове Пальма, но в актуальных условиях это было бы пустой тратой времени и денег. К счастью, там ваучер с открытой датой, и я решил перенести это мероприятие на завтра. Вдруг да получше погода будет.


Эта высотка (294 метра) называется Jumeirah Gate

Размещается в ней роскошный отель всё той же цепочки Address. Любят они высотки с перемычками. Бассейн наверху тоже имеется, и это вроде бы самый высокий «бескрайний» бассейн. То есть бассейн, у которого вода штатно переливается через бортики, создавая ощущение отсутствия преграды. На высоте под 300 метров это, наверное, доставляет целый коктейль разнообразных ощущений.


Просто птичка

Кто такая, понятия не имею. На мандаринки не клюёт (извините за каламбур). Может, насекомоядная или просто зажравшаяся.

Thank you, cap!

Хотя местность, в которой расположен Дубай – ровная полоса побережья без каких-то признаков бывшей дельты (острова сплошь искусственные), остатки мангрового болота, существовавшего несколько тысяч лет назад, тут при раскопках обнаружили. И река, по всей видимости, была. Потом её русло превратилось в длинный морской лиман, именуемый Дубай-Крик или, на арабский манер, Хор-Дубай. Английское creek меня поначалу смутило, поскольку я знал, что это ручей. Но, оказывается, в Британии (а англоязычные названия в бывшем Договорном Омане унаследованы именно от этих проклятых империалистов) так называют заполняемое морской водой во время прилива устье реки. Про Дубай-Крик ещё будет позже.

В XXI веке лиман решили удлинить, замкнув его полукругом обратно в залив и превратив тем самым центр Дубая (включая и исторический центр Бар-Дубай, и Даунтаун) в остров. Вновь построенный водный путь получил название Dubai Water Canal – Дубайский водный канал. Слово «водный» тут кажется излишним, и часто его называют просто Dubai Canal. Местечко получилось живописное, и в моих планах первоначально была прогулка по его берегам, но она уступила место другим задумкам. А вот поплавать по каналу на кораблике я всё же собрался, когда понял, что смотровая на Пальме сегодня неактуальна.

Уверенности в том, что кораблик в рейс пойдёт, разумеется, не было. Но попытка не пытка. И незадолго до захода солнца я вышел из метро Business Bay, чтобы дойти до причала на северном берегу канала.


Высотки возле метро

Верхушка одной из башен показалась очень уж оригинальной и явно для чего-то особенного предназначенной.

Что это такое, выяснить, увы, не удалось. С дубайскими высотками проблема в том, что их очень много, и счёт пополняется постоянно. Найти что-то можно только о наиболее выдающихся из них. Если не размерами, то хотя бы оригинальностью. А тут явно что-то совсем новое, ещё даже на опубликованные Google спутниковые снимки не попавшее.

Указатель ещё интересный по дороге подвернулся.

Набережная «водного канала» – это как раз куда я направлялся. А свернув направо, можно было попасть в Центр благополучия клиентов министерства общественного развития. О как! Вообще, слово happiness можно перевести и как счастье, и как довольство. Не знаю, готово ли эмиратовское правительство считать меня клиентом (всяких услуг я получал тут немало), но готов со всей ответственность заявить: я не чувствовал себя ни счастливым, ни довольным!

Кораблик, как оказалось, не только пойдёт, но и случится это в скором времени.


Традиционное местное судно, называемое дау (dhow)

Точнее, это его современная пассажирская вариация, оснащённая мотором и лишённая парусов. Цена вопроса за покататься – 25 дирхамов (500 рублей). Что, на минуточку, дешевле, чем покататься по Волхову, не говоря уже о нелепом суздальском корыте.

Отправились в сторону Бизнес-Бэй уже в сумерках.

Cнимать в темноте на покачивающейся лодке сложно, но кое-что у меня получилось.

Здание в оригинальной «кружевной» оплётке имеет забавное название – Cheddar Cheese Tower («Чеддерная башня»). Забавное, но нелогичное: сыр чеддер ноздреватостью отнюдь не отличается, да и цвет у него обычно ближе к оранжевому, а вовсе не белый.

Бурдж-Халифу видно было плохо, потому что она в некотором отдалении (километра полтора), и дымка смазывала её очертания.

На мосту, по которому Шейх-Заид-Роуд пересекает канал, устроен искусственный водопад. Когда к мосту приближается судно, вода перекрывается, оставляя только струи по бокам.


Работающий водопад на фоне башен Marquis (355 м)

С подсветкой можно было бы красиво поиграть, но она статична.


Вид водопада с набережной


Башни Marquis (слева) и комплекс Al Habtoor (в центре)

Тёмные силуэты в правой части кадра – это железобетонные каркасы на южном берегу канала. Они выглядят брошенными (то есть достройка не предполагается). В последнее время много пишут о «пузыре» в дубайской недвиджимости. В первой декаде этого века она стала очень выгодным вложением средств. К тому же, иметь жильё в Дубае модно: владение местной недвижимостью служит неким индикатором состоятельности и статуса. Всё это породило строительный бум. Но со временем многие предложения перестали находить покупателей, что уже привело к серьёзным проблемам у крупных местных девелоперов.

Ужинать пошёл в едальню «для местных» с забавным названием Al Zad по соседству с гостиницей. Вообще, я её заранее присмотрел по отзывам. Но сразу заходить не стал; вроде как взглянул и собрался двинуться дальше. Но заметивший меня человек (официантом его назвать сложно) стал зазывать: мол, заходи, дальше всё равно нет ничего интересного. Я как бы нехотя завернул, посмотрел неплохо отпечатанное меню с иллюстрациями (это в забегаловке-то на 4 стола) и, одобрительно покивав, остался. Кухня какая-то ориентальная, блюда почти все незнакомые. Тазик салата и что-то с рисом – чего ещё за недорого желать голодному туристу?


< Невсемирный потоп Хатта >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *