27 февраля 2013 (среда). Три столицы за окном…

… в аэропорту одном (Москва/Внуково)

Поскольку в Европу мы пока что летаем не настолько часто, чтобы удовольствоваться четырьмя днями кубкового этапа, нужно было ещё выбрать, где мы приятно проведём некоторое время после Осло. Путём нехитрых размышлений, состоявших в основном в оценке удобства и суммарной стоимости перелётов, остановились на Берлине. Ни я, ни Настя там прежде не бывали, а «Люфтганза» как раз продолжала демпинговать на этом направлении.

Вылетать в Берлин надо было из «Внукова», что тоже интересно. Я там уже заметное количество лет не был, и за это время там построили полностью новый аэровокзал.


Совершенно новый терминал «A» аэропорта «Внуково»

Построить-то построили, но летать оттуда желающих пока что немного. Из заметных перевозчиков во «Внукове» базируется «ЮТэйр». Респектабельные турки добавляют аэропорту авторитета, однако погоды они со своими полутора рейсами в день там не делают. «Трансаэро» и «Люфтганза» перевели во Внуково несколько рейсов, но всё же это для них не основной московский аэропорт. Показательно уже то, что «Аэроэкспрессы» во «Внуково» ходят не с получасовым интервалом, как в «Шереметьево» и «Домодедово», а с часовым. Хотя потенциал у аэропорта хороший. Он ближе других к Европе, что сокращает себестоимость полёта. И удобен в транспортном отношении: не так далеко от города как «Домодедово». «Шереметьево» примерно на таком же расстоянии находится, но Боровское и Киевское шоссе, между которыми «Внуково» уютно устроилось, куда свободнее вечно забитой Ленинградки.

Но, по правде говоря, мне дорога во «Внуково» не понравилась. Автобус от «Юго-Западной» приходит не к самому терминалу, так что от остановки ещё надо топать (причём никаких указателей, куда именно, нет). И дорога на метро через весь город совсем не соответствует моему понимаю удовольствия от путешествия. На «Аэроэкспрессе» удобнее было бы, конечно, но как раз на наш рейс выпал пропуск в расписании (хорошо известный пассажирам электричек «дневной перерыв»).

Чтобы немного отвлечься от долгой дороги («ну когда же уже наконец…»), я, как мог, развлекался, разглядывая рекламные щиты на Киевском шоссе. Предлагали в основном подмосковную недвижимость. Вот только некоторые из названий: Певчее, Благодать (а вы, небось, думали, что она от Бога?), Первый московский город-парк (странно, что не город-сад; видимо, даже не через четыре года), Экодолье, Бристоль (каждому покупателю в подарок йо-хо-хо и бутылка рома). Но стоит оказаться в аэропорту, и ты невольно настраиваешься на предстоящее путешествия, оставляя позади все мелкие неудобства и недовольства.


Приключение начинается!

Выходы на посадку в терминале «А» расположены по периметру выходящей к лётному полю стороны этого оригинального здания, похожего на неоторвавшуюся каплю. Выходов много, зал ожидания просторный, а пассажиров всего ничего.


Зал международных вылетов

Только в одном месте, перед гейтом, у которого стоял самолёт Turkish Airlines, народ заметно толпился. Видимо, посадка задерживалась.


Вот этот самолёт на переднем плане

… с крыши топали пешком (Берлин/Тегель)

В самолёте третьим пассажиром рядом с нами оказался дядечка несколько за 50, хорошо одетый и достаточно моложавый. Но внешности, скорее, славянской. Со стюардессой говорил по-немецки свободно, и я, не будучи знатоком этого языка, акцента не услышал. Но нас он, кажется, тоже понимал. А интересно ведь догадаться, с кем же тебя на сей раз свела выдумщица-дорога. Интрига продержалась недолго. Вскоре, дядечка «сломался», заговорив с нами на чистом русском. Точнее, почти чистом. Слегка «онемечившееся» произношение звука «л» выдало эмигранта со стажем. Когда я ему об этом сказал, он как-то даже чуть обиделся и с некоторым вызовом поинтересовался, не музыкант ли я. Пришлось признаться, что нет, но слух немного наличествует. Видимо, он сам не замечал за собой такой нюанс. И поскольку о своём слухе он высокого мнения (всё же бывший звукорежиссёр «Ленконцерта»), то моё наблюдение его несколько уязвило. В «бурные 90-е» ему, по его словам, пришлось бежать в Германию из-за криминальных проблем: из офиса фирмы украли сейф с крупной суммой наличности. В общем, интересный такой дядечка. Имя не запомнил, но, может, оно и к лучшему: мало ли кто это прочитает.

«Тегель» – один из двух действующих берлинских аэропортов. Второй – «Шёнефельд» (бывший аэропорт Восточного Берлина). Оба они должны закрыться, как только откроют новый аэропорт «Берлин-Бранденбург». Его очередное открытие было запланировано вскоре после нашего возвращения в Москву, так что мы должны были стать одними из последних пассажиров «Тегеля». Но занести это достижение в свой послужной список мне не случилось: очередное открытие в очередной (и не последний) раз отложилось. Вообще, берлинский аэропорт – это гигантская афера. Когда его в предыдущий раз собрались открывать, то о переносе сроков объявили за две недели, когда по всему городу уже расклеили праздничные афиши, а авиакомпании уже не один месяц продавали билеты из нового аэропорта и подсчитывали дополнительную прибыль от увеличения частоты рейсов. Официальной причиной переноса объявили проблемы с пожарной сигнализацией. На самом же деле, как оказалось, в «готовом к открытию» аэропорту ещё конь не валялся. Конфуз и скандал был неслабый. Удивительно, как властям Берлина (город – основной заказчик) удалось удержаться на плаву. Было это в середине 2012 года, а нынче начало полётов из нового аэропорта ожидается «не ранее 2014 года».

Надо сказать, что эта история вполне в духе олимпийских строек Сочи заметно повлияла на моё мнение о немцах. Особенно об их пресловутой дотошности и пунктуальности.

Добавлено 1.11.2020. Аэропорт официально открыт без всякой помпы 31.10.2020 – аккурат на пике второй волны коронавируса в условиях глобального кризиса пассажирских авиаперевозок.

Пересадка в Берлине у нас была несколько необычная: с «Люфтганзы» на «Эйрберлин». Что поделаешь, не летает «Ганза» из Берлина в Осло. Так что мы получили багаж и потопали по надземному пассажу (он будет за моей спиной на снимке ниже) в терминал C, принадлежащий airberlin’у.


Граница :)

Терминал C – это переоборудованный в 2007 году склад: новый терминал в «Тегеле» строить не стали, поскольку к тому моменту аэропорт уже планировали закрывать. Сейчас, кстати, дальнейшая судьба его под вопросом. В последние годы как-то сменился «тренд», и небольшие близко расположенные аэропорты стали набирать популярность. Так что, возможно, дни «Тегеля» ещё не сочтены.

Добавлено позже. «Тегель» закрыт 7.11.2020 вскоре после долго-долгожданного открытия нового берлинского аэропорта.


Я стою у терминала C; сзади башня управления полётами и основное здание аэропорта

Время на пересадку было заложено с запасом (при «негарантированной» пересадке это необходимо), так что несмотря на задержку у нас осталось время погулять по аэропорту. Почти вся крыша основного здания в «Тегеле» отведена для прогулок пассажиров, желающих полюбоваться самолётами. По-немецки это называется Besucherterrasse (произносится примерно как «бэзухатэрасэ», т.е. «терраса для посетителей»). У нас она тут же стала «безухой террасой».


Настя на «безухой террасе»

Основное здание представляет собой шестиугольник, во внутреннем дворе которого находятся парковка и стоянки такси.


Внутренний двор аэропорта


Скульптура на крыше

Большая штука, видимо, всё же символизирует самолёт несмотря на отсутствие винта (спёрли?). Табличка с надписью что-то толкует про перелёт вокруг Европы в 1911 году – не всё смог разобрать.


Разметка в зоне стоянки под телетрап. Каких только самолётов не видел «Тегель»!

А мы самолётов почти не видели. Снимать их в Берлине можно разве что дальнобойным объективом. А Настя (у которой он как раз был) свою камеру не доставала.


В «нашем» терминале C и телетрапов-то никаких нет. Да и откуда им взяться на складе?

Аэропорт носит имя Отто Лилиенталя – немецкого пионера авиации.


Памятник Отто Лиленталю у здания аэропорта

То, что у Отто вместо самолёта крылья типа птичьих, почти не метафора. Он ведь был пионер из пионеров, жил (и погиб) в XIX веке. Никакой моторной авиации ещё и в проекте не было. Летал Лилиенталь на планёрах собственной конструкции, которые поначалу действительно сильно напоминали крылья птиц. Но то, что авиатор на памятнике выглядит поверженным, мне решительно не нравится. Да и место для него выбрали неудачное.


Уж точно не стоило ставить тут столик забегаловки

Забегаловка сделана из старого вагона берлинского S-Bahn’а (городской электрички). Там можно отведать фирменный местный фастфуд – карри-вурст. Но мы знакомство с берлинской кухней пока отложили, поскольку «Люфтганза» на сей раз репутации не посрамила и накормила нас вполне добротно.

… ели кашу с молоком (Осло/Гардемуэн)

«Эйрберлин» же нас кормить по-настоящему и не собирался. И не только потому что полёт занимает всего час. Это лоукостер, и бесплатно тут не кормят в принципе. Хотя попить и какой-нибудь снэк всё же дают. Хороший лоу-кост, не жадный. И за багаж берут по-божески, так что если кто ещё с ними не знаком, могу рекомендовать. Наверное, это максимально близкий к полносервисным авиакомпаниям крупный бюджетный перевозчик в Европе.

Пока мы летели (хоть это всего час), совсем стемнело. Зима ведь, хоть сегодня и формально предпоследний её день. К тому же, мы летели на север.

Аэропорт «Осло-Гардемуэн» имеет своё узнаваемое лицо. Во-первых, очень много дерева во внутренней отделке. Во-вторых, огромный дьюти-фри в зоне выдачи багажа. Куда многие пассажиры, едва сойдя с самолёта, отправляются закупаться. Причём гребут тележками, и отнюдь не только алкоголь. Лишнее свидетельство тому, о чём я и так, в общем, знал: Норвегия – очень дорогая страна даже по европейским меркам.

Ольга потом рассказала, что когда они прилетели (прямым «Аэрофлотом» из Москвы) пораньше нас, то работники аэропорта незатейливо забыли выставить на ленту одну тележку багажа. И, надо сказать, Олиной группе повезло, что у них был опытный и хорошо знающий Норвегию руководитель. С помощью представителя «Аэрофлота» несоответствие количеств погруженного на борт и выданного по прилёте багажа сравнительно быстро обнаружили. У нас с багажом хоть и обошлось без эксцессов, но ждать пришлось довольно долго. Это вам не Мюнхен. Я, впрочем, после истории с аэропортом «Берлин-Бранденбург», пожалуй, буду осторожнее ставить немцев в пример.


Аэропорт «Осло-Гардемуэн», общий зал

В город из аэропорта ходит жлобский поезд-экспресс, который называется Flytoget. По наивности я его название разложил как английское Fly-to-get. Ахинея, но аэропортовые экспрессы как только не называют, причём обычно именно по-английски. Но Оля меня позже просветила. Fly – это норвежское слово, означающее «летать». Пишется в точности как английское, но читается «флю». Tog (читается «туг») – поезд. И окончание -et, которое, как я понял, имеет чисто грамматическое значение.

Всерьёз учить норвежский я не собирался, разумеется, но приветствие, благодарность, согласие и отрицание освоил. И странное дело: в поисках русско-норвежского разговорника мне в Сети настойчиво попадались списки норвежских ругательств. Скажем, по-итальянски ни одного ругательства до сих пор не встречал (ибо специально не искал). А тут – пожалуйста. Ну, я одно только запомнил. Не особенно крепкое судя по тому, что норвежцы в парламенте спокойно его употребляют. Дритт («дерьмо»). Простые они ребята, эти норвежцы.

Но вернёмся к поездам. Внимание, задача. Жлобский экспресс Flytoget идёт до центрального вокзала Осло 19 минут, проезд стоит 170 крон (крона – около 5 рублей). Я ведь предупреждал, что Норвегия – дорогая страна. Обычный проходящий поезд (они в аэропорту тоже за милую душу останавливаются) идёт аж 26 минут и стоит 90 крон. Внимание, вопрос: чем мы поехали?

В Норвегии нет компостеров на станциях. Я этого не знал, но, к счастью, найти англоговорящего норвежца не бог весть какая проблема. Объяснили, что билет проверят внутри; ничего компостировать до посадки не надо. Пока я так развлекался, Настя срисовала на платформе двух соотечественниц. Но знакомиться не пошла: коммуникацией у нас почему-то всё больше я занимаюсь. И кто бы это мог оказаться? Такие же как мы болельщики, приехавшие на этап? Ну, это не фокус угадать. Не просто болельщики. Тамара – та самая соратница с нашего форума, которая жила у Катарины в Оланге через год после нас (и мы заочно общались по этому поводу). А лично познакомились в Осло, случайно встретившись в аэропорту. Мир неприлично тесен. Привет им обеим (Тамаре и её спутнице Ольге) от нас от всех, если будут это читать.


Привокзальная площадь Осло

Жильё в Осло такое же дорогое, как и всё остальное. Дело осложнялось тем, что жить мы хотели в Центре. Чтобы недалеко от вокзала, да и вообще в Центре жить приятнее, если хочешь заодно посмотреть город. Опять же, Оля со своей группой поселилась центрально (в четырёх звёздах; ну так она тут на работе). И один бюджетный вариант я всё же нашёл. Апарт-отель My City Home в 6 минутах от вокзала и в 100 метрах от городского собора. Центральнее тут даже Его Величество Харальд V не живёт (королевский дворец находится слегка на отшибе).

Впрочем, бюджетным вариант был только по о́словским меркам. 995 крон за ночь (около 5000 рублей) на двоих – так дорого я ещё не жил никогда. И это без завтраков. Но зато у нас была кухонька (утренняя каша на биатлонных выездах – это освящённая временем традиция). И мы на одном только кофе (намолол в Москве заранее) сэкономили годовой бюджет небольшой банановой республики. А с учётом того, что в 200 метрах (ну да, немного подальше собора) был ещё и супермаркет эконом-класса… да мы просто здорово устроились!


Даже балкончик был

(Собор там справа за кадром сразу после перекрёстка, а магазин на другой стороне улицы в доме со штоком без флага.)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.