28 февраля 2020 (пятница). Каунас

Утро авиации

На въезд в Клайпеду утром изрядный затор. На двухполосной-то дороге. Казалось бы, не маловат ли город, чтобы от проблем мегаполисов страдать. Но население Клайпеды в последние годы сильно убыло не потому что люди вообще отсюда уезжают, а из-за субурбанизации. То есть горожане активно переселяются в пригороды, чтобы утром и вечером стоять в пробках. То-то в центре такая дорогая парковка днём.

Первая точка в Каунасе – старый аэродром, основанный немцами во время первой мировой. Ныне он используется авиацией общего назначения. А ещё тут музей.

Он небольшой, и это к счастью, поскольку сестра смотреть самолёты отказалась и ждала нас в машине. Не любит она авиацию в себе, а токмо себя в авиации: как куда лететь, так первая в аэропорт поспевает :)). А мы с Дмитрием с удовольствием пробежались по музею, стараясь сделать это по возможности быстро. Персонал, к слову сказать, русский – это в «самом литовском городе»* страны. Видимо, специфика авиационной отрасли: до 1991 года в Литве специалистов для неё не готовили, а работает в музее явно не молодёжь.

На последнем снимке ближе стоит популярный американский лёгкий самолёт Piper PA-28 Cherokee, выпускаемый до сих пор с 1960-х. А за ним «птичка» очень интересная. Это летающая реплика самолёта Lituanica – сильно переделанного для совершения трансатлантического перелёта серийного самолёта Bellanca CH-300 Pacemaker. Американские лётчики литовского происхождения Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас в июле 1933 года успешно пересекли на нём океан, но по невыясненной причине разбились в Германии, не долетев до Каунаса (тогдашней столицы Литвы) 650 километров. В 1983 году (к 50-летию перелёта) на Литовской киностудии сняли художественный фильм, в котором участвовала эта машина. По сюжету фильма самолёт случайно пролетел в Германии над секретным концлагерем и потому был сбит. Что есть художественный вымысел для пущего драматизма, а не версия крушения.

Изображения и надписи на стенах созданы не для музея: экспозиция размещена в бывшем аэровокзале, закрытом в 1988 году после строительства нового аэропорта за городом. Тут даже схема маршрутов гражданской авиации СССР сохранилась.

Схема очень-очень условная, с реальными маршрутами пассажирского сообщения она имеет мало общего. Наверное, это общее свойство таких панно. Они для красоты, а не для информации. В кировском аэропорту «Победилово» есть подобное – сохранили как память. Или чтобы на ремонте стены сэкономить.


Оригинальный планёр BrO-18 «Божья коровка»
литовского конструктора Бронюса Ошкиниса


В экспозиции также представлена противопожарная техника,
без которой давно не обходится ни один приличный аэропорт


Дерево на территории аэропорта

Тут меня количество омелы поразило. И как дерево может выдерживать столько паразитов?

* Так его нередко называют.

Алексотас

Алексотас – один из холмов, на которых раскинулся Каунас (местность тут рельефная), на левом берегу Немана. Аккурат напротив исторического центра города, причём к югу от него. Соответственно, вид на центр с него должен быть роскошный. В теории.

Подняться наверх можно на фуникулёре, работающем с 1935 года.


Перепад высот около 40 метров (точно нигде не пишут)

Однако потратить 70 центов было не судьба, поскольку начался обеденный перерыв в движении. Сам виноват, не сопоставил график нашего движения с расписанием, хотя знал его. Заехали бы сюда перед музеем – успели бы. А я решил отложить: вдруг да раcпогодится, пока самолёты смотрим. В результате пришлось подниматься пешком. Не столько утомительно, сколько досадно.


Вагон отдыхает на верхней станции

Смотровую на обед не закрывают, но вместо освещения нынче затемнение, так что ловить особо нечего. Не только в плане съёмки; невооружённым глазом зрелище тоже весьма унылое.


Полный размер унылого зрелища 3606×960 точек

Слева на унылом зрелище панораме видно слияние Немана с Вилией (по-литовски – Ня́мунаса с Ня́рисом). На стрелке – парк и остатки Каунасского замка. К ним-то мы и направились, малость поплутав на непросто организованных городских дорогах.

Центр


Собственно остатки Каунасского замка

Замок впервые упоминается под 1361 годом. После ликвидации Ливонского ордена во второй половине XVI века он утратил военное значение и в течение веков приходил в упадок. В самом что ни на есть буквальном значении этого слова: когда река подмыла берег, рухнула вся северная часть замка. Сохранилась только южная стена, которую почти не разобрали на кирпич (хотя видно, что верхушка башни отстроена заново). Внутри музей. Не ходили.


Скульптура «Воин свободы»

Эта фигура возле замка с лотарингским крестом на щите, известная как Витис (витязь) – национальный символ Литвы. Он и на её гербе изображён (см. слева). Восходит, естественно, к «Погоне» Великого княжества Литовского. В Каунасе постоянно попадаются на глаза флаги с этим самым Витисом на красном фоне. Я-то думал, что у «самого литовского города» и собственная символика самая-самая литовская, но нет. На гербе и флаге Каунаса изображён тур, он же зубр после цирюльни (см. справа). С крестом, как гродненский олень. Может, тут тоже князья-короли на них охотились. А что до флага с Витисом, то у Литвы, оказывается, наряду с официальным национальным жёлто-зелёно-красным триколором есть ещё «государственный исторический флаг», статус которого тоже регламентирован законом. В Каунасе он особенно популярен. На флагштоке у остатков замка такой и развевается, а не городской или национальный. Да-с, «самый литовский город».


Одно из известных граффити Каунаса

Граффити тут считаются достопримечательностями, по ним даже экскурсии водят. Случается, конечно, что и просто стену краской испачкали. Но немало такого, что смело можно назвать уличным искусством.


Костёл Святого Георгия напротив замка
(тоже искусство и тоже на улице)

Слово «костёл» в литовском языке не используется. Церковь независимо от конфессиональной принадлежности называется тут «бажничя» (bažnyčia). Однако по-русски католические храмы Литвы традиционно называются на польский манер костёлами. Наверное, со времён Речи Посполитой так повелось.

Стены – готика рубежа XV-XVI веков. Крыша явно недавняя, а внутри свежеотреставрированное барокко. Фи.


Но готические окна без витражей не оставили. Или это имитация?

Изображён тут Франциск Ассизский с францисканской символикой. И на колонне в нефе Антоний Падуанский – он тоже францисканец. Командуют в костёле бернардинцы – монахи одной из ветвей францисканцев, названной в честь Бернардина Сиенского и распространённой в Восточной Европе. У них и конвент тут имеется. Да и вообще квартал южнее замка – местная цитадель католичества: архиепископская курия, духовная семинария, монастырь женский экзотической конгрегации сестёр-евхаристок. Мы же благополучно миновали всё это и оказались на Ратушной площади, самой центральной в городе.


Бывшая каунасская ратуша (XVI-XVIII вв.)

Для размещения городского самоуправления здание уже давно не используется, но в нём есть туристический инфоцентр. Опять же закрыт на обед, но зайти взять карту можно и в это время. Вроде ещё башня посещаема, но погода не та, чтобы даже проверять. Ещё и после Алексото, где посмотреть на пейзаж в цветах слякоти можно и бесплатно. Хотя в хорошую погоду виды с ратуши, должно быть, интересные.


Памятник Йонасу Вилейшису – бургомистру Каунаса в 1921-1931 годах


Фонтан (по некоторым сведениям, называется «Колодец счастья», но это не точно)


Костёл Святого Франциска Ксаверия (1722)

Храм, отобранный у иезуитов в 1824 году, возвращён им в 1923-м, а потом в 1990-м. Но они так крепко обиделись (шутка ли, почти 144 года бана в общей сложности), что до сих пор к себе не пускают. Ну и ладно; я что, виленского барокко не видел? Я барокко всякого видел.


Старые дома на площади

Правый дом всего в два окошка как будто обрезан более обширным соседом (нынешним музеем истории медицины и фармации).

Углом к площади выходит и собор местного архидиоцеза (одной из двух католических митрополий Литвы). Сфотографировать его толком невозможно из-за окружающей со всех сторон застройки. Может, с башни ратуши вид получше.


Собор Петра и Павла (1413-1655)

Смотри-ка, солидный какой долгострой. Не зря считается самым большим готическим храмом Литвы. 84 метра в длину. У нас в Италии далеко не в каждом городе найдётся больше. Но готический он больше номинально, а по факту от готики тут осталось всего ничего.


Могила поэта и священника Майрониса (1862-1932)

Внутри всё бессовестно избарочено, будто тут вам опять же Италия какая, а не приличная северная страна. В Речи Посполитой считалось хорошим тоном приглашать итальянских архитекторов. А те, как правило, ни черта не смыслили в готике. Зато с барокко управлялись на ура: итальянский ведь стиль. Да и местных попутно плохому научили в виленском университете. Так виленское барокко и родилось.

Собор – малая базилика с 1921 года. На всю очень католическую Литву церквей с эти статусом всего 8 штук. И Каунас – единственный город, где их две сразу. Да-с, тут вам не Рим с базиликами на каждом (втором) углу.


Неоготический орган

Боком собор выходит на берущую начало на Ратушной площади Вильнюсскую улицу – пожалуй, главный туристический променад Каунаса.


Vilniaus gatvė

Да-с, пустоват променад. Туристов мало.

Заранее присмотренное на обед заведение мы – интересный случай – не нашли. Потому что оно располагается на территории музея истории народной музыки (sic!), и вывески у него вообще нет. Впрочем, музей вроде всё равно был закрыт. В итоге сели в уже знакомом по Клайпеде Etno dvaras на Ратушной площади. И там впервые за поездку не обнаружили официанта, умеющего по-русски. Даже не так. Они там как-то нарочито резко заявляли «We don’t speak Russian*», хотя одна девица явно как минимум немного понимала. А ведь самое туристическое место, и немногочисленный нынче турист – он понятно откуда приехавший. Не с берегов Туманного Альбиона и даже не из Техаса. Но, видимо, такова политика этого заведения (не всей сети; у неё даже есть русская версия сайта). Пустяк, в сущности, но отчего-то смутно неприятно.

Не владеть русским языком для литовского официанта нормально, тут нет вопросов. Но если ты понимаешь и тем не менее отказываешься общаться с гостями… Да хотя бы ответить вежливо и изобразить сожаление, что не можешь поговорить с человеком на удобном ему языке. Чаевые-то совсем что ли никому не нужны?

Еда в этом Etno dvaras’е нас тоже не впечатлила: грибной суп в хлебе оказался очень невзрачным подобием той вкуснятины, что мы ели год назад в Несвиже. Так себе вышел у нас на Нямунасе ням-ням.

Второй важный маршрут от Ратушной площади – в сторону Немана по улице Алексото.


«Дом Перкунаса» (предположительно конец XV в.)

Перкунас – это литовский вариант языческого бога Перуна. В этом доме во время ремонта в 1818 году нашли похожую на него статую, поэтому так и назвали.

Позднеготическое кружево на фронтоне напоминает знаменитый костёл Святой Анны в Вильнюсе – он Дому Перкунаса примерно ровесник.


Церковь Витовта Великого (XV век; колокольня более поздняя)

Витовт (Витаутас) – литовский великий князь и победитель при Грюнвальде. Как я как-то уже упоминал, он крещён и в православии, и в католичестве (дважды). Но канонизирован-то он не был ни разу ни в одной церкви! (И, видимо, как раз за неподобающую религиозную амбивалентность. А то бы, глядишь, на благоверного и вытянул.) Так откуда церковь Витовта?

Ларчик, как обычно, открывается просто. Официально церковь посвящена Вознесению Девы Марии. Витовт инициировал и оплатил её постройку в благодарность Богородице за спасение его жизни в катастрофической битве с ордынцами на Ворскле (1399). Там погибли 20 русских и литовских князей, а сам Витовт был ранен и едва не утонул.


Вид с холма Алексотас (позади – башни костёла Франциска Ксаверия и ратуши)

Внутрь мы не попали. Посмотрел потом картинки – готический интерьер не избарочен, но не особенно интересен. Оригинальное убранство было утрачено ещё в первой половине XIX века.


Памятник у церкви – наверное, служившему здесь священнику

* Мы не говорим по-русски (англ.)

Всего понемногу: Милан, Берлин и классик символизма

На правобережном холме Жалякалнис над городом возвышается вторая каунасская малая базилика (с 2015 года) – Воскресения Христова.


Вид на Жалякалнис с холма Алексотас


Kristaus Prisikėlimo bazilika (2005)

Внушительное такое здание, напоминающее американские небоскрёбы эпохи ар-деко. И неспроста. Строительство храма было начато ещё в 1930-е – годы расцвета этого стиля. К 1940 году он уже стоял под крышей. Советская власть церковь достраивать, разумеется, не стала, и до 1988 года в здании размещался радиозавод. Освятили наконец-то законченный костёл уже в 2000-х.

Тут мы припарковались и на время опять разбежались по интересам. Мой интерес потянул меня прежде всего на крышу. У базилики наверху здоровенная смотровая площадка. Есть лифт, с ним билет на смотровую стоит 2,5€. Без лифта в 2 раза дешевле, но что-то я в очередной раз временно разлюбил по лестницам ходить.


Высота большой башни 70 метров

Больше всего это, конечно, напоминает посещаемую кровлю Миланского дуомо. Заметно дешевле, однако и качество зрелища уступает.


Терраса сама по себе не такая уж и высокая. Но ведь ещё и холм.
Видно далеко-о-о (полный размер 4044×1080 точек)

Смотреть, считай, не на что: чего-то примечательного в окрестностях не наблюдается. Да и свет…


Площадь Венибес (Единства)


Просто какие-то новые здания

Кругом дома, дома, дома… Большой город Каунас. Больше 300 тысяч населения с тенденцией к убыванию (может, тоже по окрестностям расползаются). Около 94% – литовцы. Ишь, понаехали тут… :) В 1897 году литовцев было менее 7%, а наиболее многочисленным этносом были евреи. Судьба последних трагична. Немцы в 1941-м захватили Каунас уже 24 июня, и бежать на восток мало кто успел. Причём в деле уничтожения евреев местные националисты энтузиазм проявляли едва ли не больший, чем нацисты. Тема эта довольно болезненная для Литвы, и её стараются лишний раз не поднимать. Но музей Холокоста в Каунасе есть.

В саму базилику я тоже заглянул. Тётенька в кассе мне очень даже приветливо предложила туда зайти посмотреть.


Свет на алтарь падает из малой башенки

Что ж, симпатично. Главное, светло.

Кстати о свете. Выхожу на улицу – а там солнце. Где же тебя раньше-то носило, а?! Впрочем, я, кажется, повторяюсь. Но ведь оно правда с завидной регулярностью появляется как раз после того, как я уйду с точки с панорамным видом.


Просто освещённые дома на улице Жемайчю

Сначала с холма я спустился к площади с непроизносимым названием Неприклаусомибес. Ещё не Драйфальтихьскайтгассе, но уже где-то близко.


Проще говоря, площадь Независимости

Здание со скульптурой – это художественная галерея им. Миколаса Жилинскаса, построенная в 1989-м.

Статуя такая… любопытная. Создал ей скульптор Петрас Мазурас в 1991 году.


И назвал очень оригинально – «Человек»

Пожалуй, для 1991 года довольно смело. Общественная дискуссия по поводу голого мужика с пробором напротив церкви не утихала несколько лет. Как видите, мужик устоял. Церковь, как ни странно, тоже не развалилась от подобного соседства.


Церковь Архангела Михаила (1895)

Эклектичный с неовизантийскими мотивами храм был построен как гарнизонный Петропавловский собор. Но в 1919 году литовские власти передали его католической церкви. В советское время он был секуляризован. А в 1990-м опять литовские власти опять отдали его католикам. Ну не зануды? :) Внутрь меня не пустили, а было бы интересно посмотреть, как ватиканские оккупанты разместились в таком здании.

Действующие православные церкви в городе есть, вы не подумайте. Но такого завидного собора больше нет.

От площади Неприклау Независимости в сторону центра идёт одна из красивейших улиц города, предположительно скопированная с берлинской Унтер-ден-Линден.


Laisvės alėja (аллея/бульвар Свободы)

В самом деле очень симпатичная.


Ещё и велопешеходная

По ней, а потом ещё по поперечной улице я добрался до виденной сверху площади Венибес, а там уже и Военный музей Витовта Великого рядом.

Тут опять государственный исторический флаг, и это одно из трёх зданий в стране, где по закону именно он должен быть поднят постоянно.

Если зайти в военный музей с противоположной стороны, то он окажется Национальным художественным музеем им. М. К. Чюрлёниса. Cобственно экспозиция Чюрлёниса (тут собрана львиная доля его работ) находится в пристройке.

В музее по-русски говорят охотно. Всё же культурные люди, не официанты какие. Мы (в музее как раз встретились, как и планировалось) шли сюда конкретно «на Чюрлёниса», и больше совсем ничего не смотрели. Ну, кроме сувенирного магазина :).

Описать впечатления от увиденного (в залах музея, не в магазине) сложно. Моя учительница истории Екатерина Даниловна, которая много внимания уделяла нашему эстетическому воспитанию, к Чюрлёнису была явно неравнодушна. Её усилия не пропали даром, и я даже помнил некоторые его работы спустя 30 лет после окончания школы. Собственно, как только речь зашла о посещении Каунаса, музей Чюрлёниса был найден едва ли не в первую очередь. И всё же мне понадобилось заметное время «всмотреться», прежде чем вместо странных картинок передо мной появились картины. Символизм – штука специфическая. К счастью, тут и экспозиция устроена по хронологическому принципу, так что самые сильные произведения примерно в конце.


Это не Чюрлёнис :)

Потом я пошёл на фуникулёр, а Настя с Димой отправились назад на парковку пешком. Ну вот как можно пропустить фуникулёр (тем более второй за день)?!


На улице Путвинскио

Фуникулёр Жалякальниса открыт в 1931 году. Вполне классический двухвагонный с разъездом.


Голову сломаешь понять, как тут стрелка работает

Зачем-то троллейбусного типа контактная сеть с двумя проводами. По идее, при наличии рельсов это излишне.

Может возникнуть резонный вопрос: как так получилось, что оба литовских «настоящих» фуникулёра находятся в Каунасе? Они тут вполне уместны, спору нет. Но не сказать, что дозарезу нужны: перепад высот и тут, как видите, невыдающийся. При этом холмов в Литве хватает, а фуникулёров (по крайней мере, в XX веке) больше не строили. Скорее всего, дело в том, что с 1922 по 1939 годы Каунас был временной столицей страны (пока в Вильнюсе заправляли поляки). И город старались украсить и облагородить, чтобы не ударить в грязь лицом перед Европой. Ардекошная базилика и помпезный главный военный музей страны – из этой же оперы.


Вагоны на самом деле нестарые; это стилизация

Ехал я один, встречный вагон прошёл пустой. На верхней станции кассир увидел, что есть пассажир, и вышел встречать меня с мобильным терминалом. Проезд тут дорогой: не 70 центов, а полновесный еврик.


Верхняя станция фуникулёра Жалякальниса

Каунас невозможно нормально посмотреть за полдня (а нам сегодня ещё доехать до Вильнюса желательно не очень поздно). Должен признать, что город весьма интересный, и в хорошую погоду бродить тут можно с большим удовольствием часами. Однако какой-то осадочек неприятный всё же остался. Хотя и ложечки нашлись, и ещё очень много всего. Так что даже пропущенный фуникулёр Алексотаса меня сюда едва ли вновь заманит.


< Клайпеда Вильнюс >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *