23 февраля 2020 (воскресенье). Мой личный аэропорт «Шереметьево»

Терминал

Мы, кроме жилья в Отепя, больше ничего отменять не стали, это так. Но лично я отменил ещё кое-что. Лететь в Ригу и обратно предполагалось на «Победе»: на момент покупки билетов это было лучшее предложение. А в конце января «Аэрофлот» возьми да и выброси на 23 февраля билеты ещё дешевле. Но ведь тогда надо как-то сдать билет «Победы»? Да без проблем! Хотя считается, что это невозможно, есть небольшая хитрость. Она работает, когда они сами подставляются. Всё просто: «Победа» изменила время вылета. На ерунду, вообще несущественно. Но Федеральные авиационные правила разрешают сделать вынужденный возврат при любом изменении расписания, хоть на 1 минуту. А доскональное соблюдение правил – один из принципов «Победы», они и к себе его применяют. Удачно, что купил «туда» и «обратно» разными билетами. Обратный-то билет сдавать в мои планы совсем не входило, поскольку тут нацпер ничего интересного не предлагал. Опять же, освежить мильный счёт не помешает; с Венеции «Аэрофлотом» не летал.

Получается, есть резон билеты «туда» и «обратно» покупать отдельно. Особенно если это не влияет на цену. Но в таком случае возникает дополнительный риск: при отмене или переносе первого полёта авиакомпания не несёт ответственности за мои проблемы со вторым.

Ещё на «Победе» вылет был поздновато, а у нацпера время идеальное. Спокойно выспаться, без спешки добраться, и по прилёте остаётся несколько дневных часов в городе.

С музеем аэропорта «Шереметьево» в очередной раз не срослось. Тенденция, однако. По праздничным и воскресеным дням он не работает. Сегодня и то, и другое, то есть не работает он вдвойне. Но специально ради музея всё равно туда не поеду.

Дальше «внутриаэропортовое метро», покататься на котором я не успел всего один раз. Нынче же вылет из терминала C на северной стороне, так что на это хитрое транспортное средство мне прямая дорога.


Интерьер вагончика подземки

Официально это называется «Автоматизированная система перевозки пассажиров». Умеют же назвать, чтобы даже не хотелось запоминать. По-простому, по рабоче-крестьянски – пипл-мувер. Половина поезда на тросовой тяге возит пассажиров между «чистыми» зонами терминалов, минуя контроль. Тут два таких состава, работающих независимо на отдельных путях.

Три часа до вылета, а я уже в аэропорту в своём терминале. Было ли когда такое?

От выхода со станции в одну сторону уже более-менее обжитый терминал внутренних рейсов B, в другую – международный терминал C, открытый после тотальной реконструкции чуть больше месяца назад.


Намёк на авангардные мотивы в обновлённом оформлении терминала

Более всего в оформлении заметен не авангард, а изумляющее количество видеопанелей. Будто дизайнер примерно так рассуждал: «Что-то на стенах места маловато… Дай-ка воткнём где-нибудь квадратную байду, чтобы её тоже экранами обвешать».


Сказано – сделано

Конечно, современные экологические веяния тоже не оставлены без внимания. Без зелени в аэропорту не можно.

Растения искусственные, но не будем придираться. В зале регистрации экран во всю длинную стену, выполняющий роль самого-большого-на-свете табло вылетов. И на рекламу ещё место остаётся.

Покрыть футбольное поле видеопанелей в терминале точно наберётся. Есть даже высотой в два этажа.


Оно как бы единое, а не два разных

При всём при этом пустенько: терминал только заселяют, рейсов кот наплакал (хотя писать про котов в контексте «Шереметьева» и «Аэрофлота» с некоторых пор моветон). Торговля с общепитом сюда не торопятся. Что-то закрыто (хотя 12-й час времени), а где-то арендаторы вообще не заехали (или не нашлись).

Наверное, впервые со мной такое, что в аэропорту я могу найти место, где метров на 30 вокруг не будет ни единого человека. Ощущение странное и даже чуть напрягающее: «А это точно настоящий терминал? Неужели отсюда летают?»

Последний взгляд на пустой зал регистрации – и на контроль.

Персоналу откровенно скучно от безделья. Сначала меня на таможне притормозили, поинтересовались количеством наличной валюты. Потом пограничница в одной из всего двух кабинок паспортного контроля спросила о цели поездки. Вопрос законный, наверное, но раньше он почему-то волновал только известных придир немцев.


В «чистой» зоне «дьютики» во всеоружии, да только покупателей нет совсем

Разве что в кафешках народ слегка посиживает.


Конкорс

Несмотря на то, что терминал выглядит как убежище мизантропа, уже запланировано его развитие со строительством ещё одного конкорса. Очень… оптимистичное видение будущего авиаперевозок у руководства аэропорта. Или рассчитывают, что «Домодедово» разорится и закроется.

Добавлено позже. Летом появилась информация, что эти планы отложены на 2030-е годы. По сути, на неопределённый срок. Более того, менее чем через месяц после моего посещения недавно открытого терминала (20.03.2020) его закрыли по причине тотального сокращения международного сообщения. Сначала объявили, что до мая, но фактически снова открыли только в июле 2021 года.

Показательно, что на моём гейте следующий вылет только вечером.

А на большинстве выходов ожидаемых посадок нет вовсе. Внизу ещё есть «автобусные» гейты, так там совсем никаких признаков жизни. Точнее, сидел какой-то мужик (видимо, из персонала), который сообщил мне, что тут ловить нечего. Хотя ничего не заперто, даже лифт между этажами ходит. Видимо, он технологически необходим для обслуживания конкорса. Раздолье! Хошь сиди, хошь лежи, хошь в футбол играй. Футбол – в компьютере, конечно: кругом стекло. Розеток немного, но пока народу нет, их в избытке. Можно бы ещё в окно смотреть, но нынешний вид на лётное поле сойдёт за иллюстрацию к слову «мерзопакостный».

Это, конечно, вообще не претензия к терминалу. К нему претензий нет. Однако душевность и уют скромного аэропорта Кишинёва мне ближе. Кое-как доскучал до посадки, и ладно: куда теперь деваться-то?

Самолёт SSJ 100. Компоновка довольно тесная; показалось, что у «Азимута» едва ли не просторнее была. На самом деле те же 20 рядов по нумерации, просто вместо первых 5 рядов экономкласса – 3 ряда «бизнеса». Мне «Аэрофлот» накануне прислал предложение в него проапгрейдиться. Я из любопытства по ссылке прошёл, но только чтобы получить уведомление, что на этом рейсе повысить класс обслуживания невозможно. Естественно, это не потому что все места были заняты. Так-то оно ни к чему совсем; лёту всего часа полтора.


Заходим на посадку: устье Западной Двины (Даугавы по-латышски)

Что ж, погодка тут тоже как-то «не очень». Но осадков в ближайшее время не ожидается, в этом все прогнозы сошлись.

Domvs

Из городов с аэропортом к Отепя (где должен был состояться чемпионат Европы) ближе всего Псков. Но без собственной машины это не вариант, поскольку нужно пересекать границу (на арендованной это невозможно). Остаются Таллин и Рига. В Таллин «Аэрофлот» летает без конкурентов, так что рейсов мало, цены ломовые. Рига немного дальше (некритично), но гораздо лучше ситуация с авиаперелётами. На этом направлении работают ещё Airbaltic и «Победа». Есть из чего выбрать, и цены гораздо интереснее. Не на пустом же месте скидки от нацпера случились. Что интересно, латвийская компания как интересный вариант ни в какой момент не просматривалась, хотя считается лоукостером.

Из аэропорта в город ходят автобус и маршрутка. Точнее, «экспресс-минибас», поскольку и в Москве-то первоначальный смысл «маршрутного такси» давно утрачен, а уж в европейской столице и подавно нет никаких маршруток. Тариф одинаковый, билеты под креативным названием e-talons (произносится «эталонс») за 1,15€ продаются в автомате у остановки. При покупке билета у водителя придётся раскошелиться уже на 2 евро.

Гостиница Rija Domus из небольшой местной цепочки оказалась весьма удачной находкой. Может, она и не верх комфорта. Нет, точно не верх. Так у них и позиционирование – гарни. То есть без претензий. Но место! Если кто в Риге ориентируется, это аккурат между Домской и Ратушной площадями на улице Тиргоню. Завтрак пристойный, персонал приветливый, место тихое (поскольку исторический центр, где движение вообще сильно ограничено). Цена за 3-местный 2-комнатный блок – 44,55€/ночь. Чего ещё желать? Видов хороших? Их есть. Из номера был всего лишь на улицу с симпатичными домами, но позже соседи с верхнего этажа мне показали окошко на пожарной лестнице. С панорамным видом на городские крыши и не только.


Утром снимал, поэтому всё довольно синее (замёрзшее :))

Напоминаю, что панорамы в полном размере (в данном случае это 3824×1024 точек) нужно смотреть через меню Яндекс-диска (пункт «Открыть оригинал»).

Автобусами и минибасами возможности проезда в Риге не ограничиваются. Вот такое любопытное транспортно-распивочное средство стояло неподалёку от гостиницы.

Это передвижной пивняк, приводимый в движение педальными усилиями «гостей». Ассортимент минимальный: много в такой штуке не поместится. Разливает и рулит по фиксированному маршруту бармен-водитель. 25 евро за час поездки; пиво включено, остановки у туалетов – за отдельную плату. Шучу, конечно. Они предусмотрены и вполне бесплатны. Что-то в этом есть: пиво – продукт питательный, а тут не только получаешь калории, но и сжигаешь их. Попутно любуясь красотами центра Риги. Поскольку это не автомобиль, а велосипед, ему можно ездить почти везде. Только полочка, исполняющая роль стола, очень уж узкая; интересно, кружки с неё не норовят упрыгать от тряски при движении по брусчатке ?

Всё же совсем не мой вариант по набору развлечений. Да и не ездить я сегодня собирался, а ходить по музеям. В основном по художественному, в котором сегодня была халява. Но не по случаю Дня Советской армии, который в Латвии официально не отмечают (при этом многие продолжают считать его универсальным мужским праздником). Последнее воскресенье месяца нынче случилось.

Дежа-не-вю

В Риге я прежде был. Очень давно, 30 лет назад. То есть ещё даже не в независимой Латвии, а в Латвийской ССР. Почти ничего не помню. Ни фотографий (после школы окончательно забросив свою «Смену»), ни путевых заметок я тогда не делал. Первое, что я понял нынче, это что русских туристов тут по-прежнему много. В центре города кроме великого и могучего, иной речи особо не слышно. Впрочем, и среди постоянного населения Риги (оно заметно сократилось за эти 30 лет) наиболее распространённым языком по сей день является русский. Не зря же у них мэром 10 лет лет был Нил Ушаков (Ушаковс), а нынче этот пост занимает Олег Буров. Ну, по состоянию на 23 февраля 2020 года ещё занимал. А завтра власти Латвии распустят Рижскую городскую думу, что приведёт и к отставке городской администрации. Если что, мы тут ни при чём.


Бывшее здание общества «Улей» (1882)

Кажется, сюда мы в 1990-м ходили на моноспектакль Сергея Юрского. В программке он фигурировал как Jurskis, что меня тогда настолько позабавило, что я это запомнил. Здесь и сегодня располагается Рижский русский театр.


Памятный знак на углу, восстановленный в 2008 году,
когда зданию вернули первоначальный внешний облик

Получается, я прежде видел его в сильно перестроенном в советское время виде.


Дома на площади Ливу, на которую выходит театр,
в 1990-м наверняка тоже выглядели сильно иначе

А потом у меня случился конфуз. Я перепутал музеи. Вместо бесплатного в этот день художественного попал в платный исторический. Не в 3 евро досада, а в самой ошибке. Когда её обнаружил, отступать было уже поздно. Быстренько проанализировал ситуацию и понял, что… спешу. Вечная беда: вырвавшись за границу, стараешься побольше посетить и увидеть вместо того, чтобы расслабиться и получать удовольствие. Я ведь и график составил, чтобы успеть всё желаемое за небольшое время, которое у меня сегодня есть. Даже точно спрогнозировал время на дорогу до гостиницы (самолёт чуть опоздал, но я не выбился). А с музеем ошибся из-за того, что начал торопиться, а вывесок на понятном мне языке в Риге, как правило, нет.

Пришлось надавать себе по рукам и таки начать отдыхать, а не выполнять план по отдыху. Прямо в музее и начать. Там есть располагающие к этому залы.


Интерьер 1930-х годов

В другом зале озадачило, что для латышских военных наград 1920-х типичен мотив свастики. Например, в дизайне ордена Лачплеcиса (высшей военной награды) он виден отчётливо.


Крест ордена Лачплесиса (фото из общественного достояния)

Ни о каком влиянии национал-социализма в то время, разумеется, и речи быть не могло. Оказывается, угунскрустс («огненный крест») встречается в этих краях с глубокой языческой древности. На вид вылитая правосторонняя свастика. Естественно, ныне его не используют из-за нежелательных ассоциаций.

Пожалуй, оно и к лучшему, что с музеем так получилось. История мне интереснее, чем живопись, да и Латвийский национальный художественный музей, мягко говоря, не Уффици и даже не ГМИИ. Большую (на целый этаж) выставку к 100-летию латвийского государства я посмотреть до закрытия просто не успел. Так что с удовольствием приду сюда в другой день, когда время на Национальный музей истории Латвии запланировано.

Ну и раз уж зашла речь об истории. Рига, может, особой древностью не отличается, но тут надобно понимать, что по XII век включительно на этих берегах жили только финно-угорские и балтийские племена, которые строительством городов особо не увлекались. Им больше нравился неторопливый сельский уклад. Иногда к ним в гости наведывались псковские князья. С дружиной, но это больше для престижа: князь без свиты – смех один. Получив свою дань, они более не мешали местным ливам и земгалам жить так, как им хочется.

Всё изменилось с началом крестовых походов на Балтику. С сарацинами-то крестоносцам связываться надоело: слишком уж от них в ответ прилетало. А тут в северных палестинах Гроба Господня в наличии хоть и не имелось, возможности для Drang nach Osten* были просто изумительные. Короче говоря, Ригу основали немцы-крестоносцы примерно в 1201 году. Первоначально город управлялся епископом, вскоре повышенным за успехи в крестильно-воспитательной работе до архиепископа. И была Рига чисто немецким ганзейским городом в окружении автохтонного населения. Ликвидация в 1561 году пришедшего в упадок Ливонского ордена привёла к тому, что Рига ненадолго стала вольным городом, зависимым от Великого княжества Литовского (позже – Речи Посполитой). В самом деле ненадолго. Мой старый знакомый Стефан Баторий, отметившийся вандализмом в Пскове и строительством в Гродно, вольницу пресёк и включил Ригу в состав своего государства. Причём мирно, путём переговоров. Ведь мог же вести себя цивилизованно, когда хотел!

В 1621 году Ригу захватывают шведы, в 1710 году – русские войска в ходе Северной войны. Новейшая история задокументирована лучше, и на ней я немного остановлюсь позже.


Улица Кеныню с перестроенным жилым зданием XVIII века в перспективе


Снова площадь Ливу. Вечереет-с

А что до халявы, то я успел в Музей зарубежного искусства, который с 2012 года находится в бывшем здании Рижской биржи. По большому счёту, это филиал художественного. Он на час позже закрывается.


Здание Рижской биржи (1850-е)

Небо тут голубое, потому что снимал в другой день. Оно, конечно, флорентийское палаццо, но в то же время и что-то псевдорусское есть (для этого стиля двойные закруглённые окна тоже характерны). И полуколонны коринфского ордера с пилястрами. Эклектика – она такая. Здание кажется очень-очень знакомым, но я так и не смог вспомнить, что именно оно мне напоминает. Спроектировал, кстати, не русский архитектор, а рижский немец Гаральд Боссе, который много строил в Петербурге. Может, там я и видел похожую его работу.


Музейная лестница (цветы опять же искусственные)

Музей делится на восточную и западную части. Я про культуру, а не про географию здания.


Статуя Гаруды (Бали, начало XXI в.)

Это, оказывается, ездовой птиц бога Вишну, к тому же сам немаленькая шишка в индуизме. Теперь понятно, почему национальная авиакомпания Индонезии называется Garuda. Только непонятно, почему Индонезии, поскольку страна-то в подавляющем большинстве мусульманская. Хоть и не особенно на эту тему упёртая. А птичку сию пророк Мухаммед определённо не одобрил бы.

Ещё сюда переехала часть коллекции Николая Рериха из художественного музея. Он для Латвии человек вполне зарубежный, хотя какие-то связи с Ригой определённо имел. Я для себя вполне определился с отношением к этому автору. Не художник он, а рисовальщик. И спекулянт на духовности (хотя этим даже больше жена его грешила).

В «западной» части, где представлена в основном живопись, скверно сделан свет. Картины бликуют отчаянно; которые повыше висят, отражают весь свет прямо в глаз, стоит поближе подойти. После ещё довольно свежих впечатлений от Галереи Боргезе как-то совсем «ни о чём». Своего рода символом этого музея для меня стал пейзаж Шарля-Франсуа Добиньи (1860-е или 1870-е): немного чего-то невнятного и дофига рамы.

В общем, так себе окультурился; больше для побрюзжать. Пожалуй, статуя святого Руперта, вырезанная мастером северонемецкой школы в конце XV века, понравилась.

* Натиск на восток (нем.)

В темноте

В ресторацию «Розенгралс» (Rozengrāls) за углом от нашей гостиницы я успел заглянуть «на разведку» задолго до того, как Настя с Димой приземлились. Выяснил, что: 1) заранее столы не бронируют; 2) очередь тут вполне бывает даже в низкий сезон.


Улица Краму. В перспективе колокольня церкви Св. Петра,
слева (где люди) вход в «Розенгралс»

Вход выглядит умышленно неказисто, это часть концепции средневекового ресторана. В принципе, ещё можно было бы грязи и навоза перед ним навалить для пущей аутентичности. От входа спускаешься по крутой лестнице в подвал. Электрическое освещение в зале принципиально не используется. Только свечи.

Пишут, что подвал этот упоминается с 1293 года. Может, и привирают, но выглядит в самом деле очень старо.

Когда мы наконец-то собрались все и завалились сюда, основной поток уже схлынул. Понятно, что 100% посетителей – туристы. И некоторая избалованность популярностью вполне объяснима. Однако внешне неприступный и преисполненный нордического достоинства администратор, стоило с ним перекинуться парой слов, стал вполне любезен. А обслуживавшая нас девушка была очень даже приветливой. По крайней мере, связь между сервисом и чаевыми тут понимают. Сперва нас посадили не совсем хорошо (чтобы не ждать), но потом, когда освободился стол удобнее, мы пересели. Вся коммуникация по-русски по умолчанию, это даже не обсуждается ©. По-латышски говорят только между собой, когда не хотят, чтобы туристы их понимали. И не упрекнёшь: имеют полное право :).

Кухня не особенно впечатлила. Нормально, но не более того. Это не изъян: «Розенгралс» ведь вообще про другое. Это эссенция колорита, за ним мы сюда шли и его получили в достатке. Плюс живая музыка – тоже «в стиле», на более-менее старинных инструментах. Для видео было слишком темно (фото я делал, задрав светочувствительность и с большой выдержкой), но в большом зале посветлее, и у других людей оно получалось.

Нам больше всего Scarborough Fair понравилось. Очень уместно там звучит эта английская баллада, хоть она и не латгальская плясовая или немецкий фолк (ведь средневековая Рига – немецкий город).


И посуда такая… оригинальная

Ценник, вестимо, далеко не экономный. Но чтобы отметить выезд и настроиться на отменное путешествие, лучший вариант сложно придумать. Враз пропитываешься пониманием, что ты уже точно не в Москве. Что рутина и обычные заботы остались… в каком-то другом веке. Так что всячески рекомендую.

Потом, конечно, ещё прошлись немного по ночному городу.


Улица Розена


Домский собор


Река с вантовым мостом – «визитной карточкой» Риги с советских времён –
и новыми зданиями на левом берегу

Вот так началось очередное путешествие – с пустого терминала в «Шереметьеве» до пустынных улочек центра Риги. Отличный момент – начало путешествия. Почти всё ещё впереди, но уже так здо́рово.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *