17 сентября 2014 (среда). Нерви

Бельведер

Основное предназначение возвышенностей – обеспечивать хорошие виды – в Мондови не оставлено без внимания. На холме есть смотровая площадка с «неожиданным» названием Бельведер. Belvedere, если вдруг кто забыл, дословно означает «хорошо видеть». Вчера я поленился дойти до неё. Но нынче утром добросовестно проснулся пораньше (прежде даже, чем пришли меня будить толпы страждущей знаний молодёжи) и отправился любоваться окрестными горами и долами.

Но не тут-то было.

Светлое пятнышко в верхней части кадра – это солнце. Такой с утра выдался туман. И это не в низинке, заметим, а на холме! Пришлось ограничиться любованием тем, что есть на самом Бельведере.

Башня Чивика, она же башня Брессани, построена ещё в начала XIV века как колокольня церкви, которой уже давно нет. Часы, конечно, добавили много позже. Поясняющая табличка утверждает, что Наполеон как-то назвал это место прекраснейшим на земле. Видимо, когда его сюда занесло, тумана не было.

Памятник перед башней поставлен Эмилио Бертоне ди Самбую, президенту Туринской сельскохозяйственной академии во второй половине XIX века. А что там какая-то странная фигура на пьедестале, мало похожая на степенного учёного мужа, так это памятник аллегорический. Синьор ди Самбуй изображён по тогдашней пьемонтской моде на щите, аки Даниэле Манин.


Солнечные часы по вполне понятной причине ничего интересного не показывали.
То есть вообще ничего не показывали

Десяти евро на транспортной карточке, которые поначалу казались внушительной суммой, мне на последнюю поездку до станции всё же не хватило. Проезд здесь недавно подорожал, а контролировать расход, когда на валидаторе лишь ненадолго появляется остаток кредита, нужно ещё приноровиться. Лишний еврик, который я переплачиваю, покупая билет у водителя, я так понимаю, в его пользу и идёт. Ну, дай ему бог здоровья.


Когда я добрался до станции, туман только начал растаскиваться

Башенка с часами там наверху – это как раз Бельведер. Поезд по итальянскому обыкновению опаздывал на 20 минут. Диктор на вокзале даже извинился за доставленные неудобства. А я как-то и не торопился никуда. 20 минут, эка невидаль.


На станции Мондови

В целом, если не считать ужасающих :) расходов на транспорт, Мондови – вполне приятное местечко. Ну не повезло с туманом. Бывает. И всё же я не скажу, что сюда хочется вернуться. Можно, но просто незачем.

Савона

Возможностями зацепить по дороге какой-нибудь ещё город я обычно не пренебрегаю. На сей раз на моём пути оказалась Савона на Лигурийском побережье. Там мне в любом случае нужно было пересаживаться, поскольку прямых поездов от Мондови до Генуи нет. Погулять-то по городу между поездами дело нехитрое. Проблема лишь в том, что на всю Италию наберётся только с дюжину вокзалов с камерами хранения. В Савоне, где станция хоть и пересадочная, но не бог весть какая важная, такой роскоши предусмотрено не было. Пришлось мне гулять с чемоданом за ручку.

Савона, насколько я заочно выяснил, отличается весьма разнообразной церковной архитектурой, причём здесь много современных культовых сооружений, к которым я особенно неравнодушен. И первым делом я направился к церкви Сан-Джузеппе недалеко от вокзала.


Chiesa di San Giuseppe. По-моему, передок старого автомобиля напоминает

Находится эта церковь на площади Мучеников свободы. Я ведь обещал показать, как выглядит настоящий мученик. Он как раз тут.

Вот покрупнее.

Ну что сказать, не ахти как выглядит. На то он, впрочем, и мученик. Ладно, идём дальше к центру.


Торренте – неизменная примета Лигурии. Этот называется Летимбро

У Савоны есть своя характерная архитектурная черта – мостики между домами.


Угол Баттисти и Сауро

Этого добра тут не на каждом углу, конечно, но хватает. Чего ещё в Савоне хватало, так это толпы на центральных улицах. Причём явно преобладали туристы. Откуда их тут столько, выяснилось, когда я дошёл до гавани.


Башня Леон-Панкальдо (XIV век) и…

«И», в котором всё дело, называется Costa neoRomantica. Роскошное круизное судно. Максимальная вместимость 1800 пассажиров – не так уж много, но чтобы ощутимо заполнить центр небольшого города, вполне достаточно. В Генуе тоже почти всё время что-то подобное стоит, но там город побольше, и наплыв не чувствуется. Может, без этой посудины Савона показалась бы мне симпатичнее. А так (да ещё и с чемоданом) обаянием её я вовсе не проникся. Так что, как говорится, вычёркиваем.


Памятник савонцам, павшим в I мировой, на площади Гоффредо Мамели

На поезд я едва не опоздал: картой города разжиться не получилось, а без неё ориентироваться в незнакомом месте сложновато. К счастью, на сей раз поезд проявил чисто итальянскую вежливость – пару минут подождал опаздывающих пассажиров. По крайней мере, с поездом я впопыхах не ошибся: море справа – значит, идёт в сторону Генуи.

Тропами Гарибальди

Генуя встретила меня ремонтом в туннеле, ведущем из подземной части вокзала прямо в метро. Пришлось обходить по верху. Дико неудобно, потому что тротуары тут под чемодан не приспособлены. Из нейтральных новостей: поезда метро повадились опаздывать совсем уж отвязно. Из хороших: моя любимая столовка Kilt 2 теперь работает без выходных. Правда, в выходные меня всё равно здесь уже не будет. Но тенденция приятная. Может, работать в воскресенье и противно духу Италии, но бюджетному путешественнику это очень даже на руку.

В Генуе с прошлого раза осталось много «невыполненного». И времени не хватило, и травмированная нога помешала. Одно из мест, которые тогда с сожалением пришлось отложить на другой раз – удалённый район Нерви. С видовой прогулочной дорожкой вдоль моря. По выходным, помнится, генуэзцы валят туда толпами, но в рабочий день я вполне мог рассчитывать на более-менее спокойное времяпровождение.

Одна незадача: поезд в сторону Нерви ушёл из-под носа. А туда лучше всего на поезде ехать: всё же 9 километров от вокзала Бриньоле. Но следующего ждать аж 40 минут. Альтернатива – автобус, но я понятия не имел, какой номер. Не готовился к такому раскладу. К счастью, на огромной остановке у вокзала нужный автобус нашёлся быстро: Нерви – это восточный край города, и в названии конечной некоторых маршрутов прямо так и написано: Nervi. А чтобы выйти в нужном месте, я наловчился пользоваться навигатором в телефоне (по-прежнему пользуюсь программой iGo, но GPS-модули в телефонах стали надёжнее с поры наших чешско-немецких приключений). В качестве карты для свободного ориентирования навигатор не особо удобен, а не пропустить нужное место помогает исправно.


Торренте Нерви (вид с Виа Гульельмо Обердан)

Воды в торренте, похоже, давненько не было. Мостик на снимке называется римским (Ponte romano). Не знаю, в самом ли деле он античный, но определённо весьма старый. Я, кстати, заодно ещё и подъехал к самому началу променада, названного в честь Аниты Гарибальди, жены Джузеппе. Железнодорожная-то станция находится немного дальше.


Портиччоло

Porticciolo – это маленькая гавань по-итальянски. С моста над устьем всё того же торренте и начинается променад. Сложно сказать, почему его так назвали. Женщина, конечно, выдающаяся, но тут она никогда не гуляла; дорожку вдоль крутого скалистого берега устроили уже после её смерти, в 1862-1872 годах. Затеял это маркиз Гаэтано Гропалло, который тоже не остался без упоминания.


Башня Гропалло

Вот как выглядят породы берега вблизи.

В геологии я ни черта не смыслю, но из общих соображений осадочные слои должны располагаться горизонтально. А они тут торчат как попало. Как будто в доисторические времена хорошее такое землетрясение как следует всё перемешало.

Берег южный, и солнце, разогнав к к середине дня облака, печёт очень даже основательно. Здесь куда теплее, чем в Пьемонте. В джинсах, прямо скажем, жарковато. На камнях, где это удобно, люди загорают и даже купаются.

Таких спусков к воде тут довольно много. Но всё же купаться в море без возможности сразу после принять душ я бы не стал. Тут есть и благоустроенные платные пляжи, но в Италии это удовольствие не из дешёвых. 8 евро за вход (в рабочий день), ещё 8 за шезлонг, 10 за зонтик, 1 евро душ… А если хочешь арендовать кабинку, то это ещё десятка на полдня. В общем, пляжная неделя в Таиланде даже с учётом перелёта кажется экономнее.


Берега Лигурии

Но по живописности никакой Тай, конечно, и рядом не валялся. Так что мне было очень-очень жаль, когда променад досадно быстро закончился. Всего-то 2 километра. Я даже попытался найти какое-нибудь продолжение, но увы. Дальше по берегу шли  какие-то частные владения, так что пришлось двинуться вглубь материка. Нерви – это ведь не только побережье, но ещё довольно много парков и даже несколько музеев в бывших аристократических виллах.


Вилла Гримальди

Обратно вернулся на поезде. В Генуе это довольно обыденный способ перемещаться по городу: очень уж она вытянута вдоль берега, прижатая к морю горами. И раз уж дневной билет был куплен, грех было этим не воспользоваться и не заняться «повторением пройденного». Для начала, скажем, ещё раз покататься на моей сбывшейся мечте – горизонтальном лифте.

Нынче у замка капитана д’Альбертиса (это куда лифт доставляет) оказалось многолюдно, причём погулять ввечеру пришли в основном семьи с детьми. Но с точки зрения видов капитанский замок не вечерний «жанр»: хороших снимков не вышло несмотря на пристойную погоду.

Другое место, куда в Генуе непременно хочется приходить снова и снова – смотровая площадка Спьяната Кастеллетто (тоже с муниципальным платным лифтом, кстати). С ней оказалось несколько лучше.


Башня слева – это как раз лифт


Тут совсем удачно получилось со светом (это вид на восток)

В правом нижнем углу кадра виднеется крыша, оборудованная на генуэзский манер для выхода на улицу.


Хочешь через низ выходи из дома, хочешь через верх. Удобно

Помнится, в прошлый раз у меня плохо получился туннель Гарибальди.


Пьяцца-дель-Портелло (вход в лифт виднеется справа)

Домой я шёл по улице 25-го Апреля, на которой жил в прошлое посещение Генуи. У меня тогда были некоторые сложности с обнаружением нужной двери. Я почему-то всё время её проскакивал. Попробовал найти сейчас (чисто ради интереса) – опять не получилось. Заколдованное место какое-то :). Ну да и ладно; я всё равно даже не рассматривал вариант снова жить там. Не скажу, что это было плохо, просто неприятный осадочек остался.

А на Пьяцце Феррари застал какую-то манифестацию. Судя по лозунгам, призывали правительство пустить военный бюджет на образование.

Кстати о пьяцце. Её главное украшение и один из символов Генуи – фонтан – нынче закрыли на ремонт. То есть никаких видимых признаков ремонта не наблюдалось, но фонтан не работал всё моё пребывание в городе. У нас тоже такие «ремонты» бывают. Не то чтобы я сильно расстроился: ведь функционирующим я его уже видел, а сухим повидать свезло не каждому.


Площадь тут безлюдная, потому что я это в субботу рано утром снимал

< Мондовичино Генуя >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *