5 сентября 2014 (пятница). Финшгау

Как ни крути, опять приходится начинать с погоды. Точнее, с непогоды. Небо затянуто… как обычно. А прогноз на день так даже самый грозный из тех, что были. Гроза то есть обещана. Что ж, посмотрим-посмотрим, как говаривал Бутрос Бутрос-Гали в городе Баден-Бадене :).

Вечерами тут в сентябре тепло (вполне можно даже после 9 часов гулять в рубашке с короткими рукавами), а вот по утрам дубак-с. Впрочем, пока я выбрался из гостиницы, стало достаточно комфортно. Но уже капало, хотя как раз с утра-то было обещано солнце. Ну как верить прогнозом? Зато, может, и вечером всё будет не по-предсказанному.

Есть в уютном и вообще очень комфортном Бриксене один злоковарный круговой  перекрёсток. По пути из центра на вокзал. У него 6 съездов, и я в них как в прошлом году, помнится, запутался, так и нынче та же петрушка. И на поезд до Мерана успел едва-едва. Да-да, опять собрался в Меран. Вообще-то, я на планах скататься на велосипеде до Антхольца крест не поставил, но в грозу это едва ли было сообразно. Жажда подвигов у меня на некоторое время поутихла, и из запасных вариантов я выбрал спокойное времяпрепровождение, не связанное со значительными физическими нагрузками. Потом, у меня ведь тирольские белые грибы до сих пор не куплены. А пятница – стандартный для Зюдтирольщины рыночный день. В Меране же рынок один из самых больших, и цены по местным меркам невысокие.

Ехать до Мерана заметно больше часа; масса времени понаблюдать за местной жизнью. Идёт по поезду очень деловитый попрошайка. Разложил на столики бумажки, где написано, что он бедный, что у него двое детей и негде жить. Что-то там про Господа ещё было (я понял не всё, но почти всё – на удивление). Потом он собрал свои обращения обратно, демонстративно побренчав перед нами мелочью в ладони. Всё это без единого слова. Не мне его судить, разумеется, просто тирольца в такой ситуации представить довольно сложно. Он ведь ещё и обращение своё сугубо на итальянском изложил – это, на минуточку, в краю, где ¾ населения родным языком считают немецкий. Вроде, особых проблем в отношении итальянцев на Зюдтирольщине сейчас нет. Но, подозреваю, историческая память о понаехавших в своё время «бездельниках-итальянцах» жива. Во всяком случае, такое впечатление оставило прошлогоднее посещение музея тирольской истории.

Яблочки за окном явно ещё дозревают, и оживлённого движения тракторов с новым урожаем не наблюдается. Пока что растаскивают пустые ящики по садам. Кажется, не судьба нынче свежего сока испить. В магазине и стерилизованный весьма неплох, но свежий есть свежий. Опять же, это часть ритуала. Ладно, лишь бы грибы были.

А грибы-то нонче и не уродились. В продаже в основном привозные из Тосканы. Они тоже вкусные, это я знаю, но тут дело принципа. И я таки нашёл тирольские грибы, причём они были дороже привозных тосканских. Заодно взял каких-то очень местных плюшек, которые пользовались большой популярностью. С повидлом, с маком и с каштаном. Последние как-то не впечатлили. Как вообще люди эту гадость (я каштаны имею в виду) едят?

Детям от 5 до 75 вход категорически… рекомендован

В небольшой городок Рабланд (Rabland по-немецки или же Rablà по-итальянски) удобнее всего ехать на автобусе из Мерана. Железнодорожная станция тут есть, но довольно далеко от городка. В просторной долине Финшгау, как называется угол Южного Тироля в западу от Мерана) даже на такое возмутительное явление места хватает.

Рабланд – даже как бы не совсем городок, а часть коммуны Парчинс, объединяющей несколько таких же мелких населённых пунктов. В общем, тоже деревня, как и Вайдбрук, но инфоцентр тут есть. Я по традиции угадал на перерыв, но тут инфоцентр так умно устроен, что зайти и взять полезные бумажки (в том числе вполне пристойную карту!) можно в любое время.


Дом в Рабланде. Тирольский стиль с сеновалом на втором этаже вполне узнаваем

Блеснуть старинами или архитектурными красотами Рабланду на фоне соседей сложно. Тут даже никакого замка завалящего нет. Кошмар, казалось бы. Но раз уж меня сюда понесло, то явно не просто так. Итак, прошу любить и жаловать, Eisenbahnwelt, он же «Железнодорожный мир».


Масштаб 1:87

Одна из крупнейших в Европе частных моделей железной дороги, не хухер-мухер. 70 поездов и в общей сложности 800 метров рельсов. Билет стоит аж 8 евро, но с Brixencard вход бесплатный.


Дорога продолжает строиться

Конечно, в первую очередь это мероприятие для семей с детьми. Для киндеров даже есть отдельная зона, где они могут поиграть и порисовать под руководством специально приставленной к этому делу фрау. Впрочем, это вообще обычно для южнотирольских музеев, куда стараются завлечь в первую очередь именно детей.

Но 25 (навскидку) квадратных метров настольной железной дороги и куча локомотивчиков и вагончиков в витринах – это только первый этаж. На втором расположилась экспозиция «Южный Тироль в миниатюре».


Бриксен в миниатюре

Конечно, тут получилось отразить только по маленькому кусочку главных городов. На самом деле Соборная площадь Бриксена, разумеется, лесами не окружена. Но всё равно очень впечатляюще.


Меран

Да, и тут тоже бегают поезда. Их не так много, как внизу, но «оживляж антуража» они ещё как создают.

Третий этаж отведён под временные выставки. Одна к Южному Тиролю никакого отношения не имеет и представляет машины, появлявшиеся в фильмах про Джеймса Бонда (машины представлены моделями). Другая выставка посвящена трамваю, который ходил где-то в окрестностях с 1913 по 1959 год. Очень зацепил меня короткий документальный фильм о его последнем рейсе. Без звука, к сожалению. Я посмотрел его почти 2 раза. Вроде бы показывают, как что-то важное из жизни уходит, но выглядит это как праздник. Тем, кто работал на этом трамвае, немного грустно, когда они поднимают последний тост; это заметно. Но нет ничего, что создавало бы ощущение потери, драмы. Вообще, когда смотришь про те времена, кажется, что жизнь была не то чтобы проще, но как-то оптимистичнее, «бестревожнее». Счастливее. Может, что-то важное мы со временем утратили? И в России, пожалуй, даже больше, чем в Тироле.

О внутренних противоречиях

В таких планетарно-исторических сомнениях вернулся я из «Железнодорожного мира» в реальный. Больше смотреть в Рабланде особо не на что; из того, что можно посетить, осталась пара кирх. Маленькая старая называется Санкт-Якоб.


Поздняя готика (XVI век), башня надстроена в 1828 году

Самым примечательным внутри мне показался не алтарь и не прочее убранство, а вот это.

Наверняка ведь многие, если не большинство, из этих людей даже не очень религиозны. Но они все тут, и даже не с постными официальными физиономиями, а с живыми и улыбающимися лицами. Интересно, каково это – чувствовать себя членом маленькой общины. В самом деле, люди здесь живут как-то сильно иначе. Я имею в виду различия не в благоустроенности, а в отношении друг к другу прежде всего. (Только не надо про отечественную деревню. Я с предметом знаком не понаслышке, если что.) Вообще, когда имеешь возможность видеть и сравнивать, причитания некоторых «скрепоблюстителей» про бездуховную Европу, которая сбилась с истинного (нашего т.е.) пути, могут вызывать разве что грустный смех.

Ну да ладно, хватит о грустном. Поскольку церковь действительно очень маленькая, неподалёку в 60-е годы XX века поставили новую, побольше.


Christkönigskirche (церковь Христа-царя)

Она интересна с точки зрения посмотреть на современное (относительно) церковное убранство. Лаконичное и своеобразное. Всё, что тут есть, выполнил один человек – Фридрих Гуршлер.


Обратите внимание, на чём стоят ноги


Иисус тут не младенец, а ребёнок примерно так 9-летнего возраста,
что само по себе необычно. Да ещё поза какая-то «буддистская»

Не будь у меня карты, я бы, наверное, двинулся обратно в Меран. Но карта как назло была. Что совсем возмутительно, на ней имелась соседняя деревня, которая побольше и является центром коммуны. Совсем-то без подвигов и приключений мы ведь не можем: не наш метод. Так и потянуло меня дойти туда. Недалеко ведь.


Странная «ёлочка» (что это?!)


Яблонька ещё совсем крошечная, а туда же

По дороге ходить опять же неинтересно. Тропы – наше всё! На карте отмечено – значит, есть. Проблема оказалась только в том, что в лесу обнаружилось много троп, на карту не нанесённых. Но я почти не заблудился. В долине, даже широкой, вообще ориентироваться несложно. Потом, это ведь не дикий тёмный лес, а почти что парк.


Даже распятие имеется. А рядом стол с лавками


Привет из ледникового периода

Так что до речки, чуть выше по течению которой находится подъёмник, я добрался, можно сказать, без приключений. Только это самое «выше» оказалось несколько чересчур буквальным.

Хотя чего-то такого стоило ожидать: горы ведь. По сравнению с вчерашним, подъём – вообще ерунда. Просто совсем не хотелось в гору переться после вчерашнего. Почему-то когда идёшь «куда глаза глядят», глаза-то глядят хорошо, только с ногами свои устремления совсем не соотносят.


Подъёмник

Он меня перестал интересовать, как только я выяснил, что халявы не будет. Зачем платить за то, что в других местах дают бесплатно?! Но на остановку автобуса рядом решил заглянуть: мало ли, на ней что интересное дают. Давали автобус до водопада. О, и правда интересное. Смотрю карту – в самом деле, в Парчинсе есть водопад. Только надо 20 минут подождать. А я как раз после подъёма хотел немного побаловать ноги. Да и солнышко прорезалось (что, какая гроза?) – самое то немного позагорать на скамейке.

Каким-то загадочным, непостижимым образом намерение не лазить сегодня высоко и далеко привело меня на высоту больше 1000. Карта-то туристическая, несколько схематичная. Показывала, что водопад совсем рядом с городком. А там далеко и сильно вверх по крутому серпантину. Но зато автобус подвозит почти к смотровой площадке, надо лишь… ещё немного подняться.


Ну проносится мимо вода – и что?

Не очень-то увлекательно смотреть на водопад почти у его вершины и как-то сбоку. На водопад надо смотреть снизу. Чем я безотлагательно и занялся.


Парчинсский водопад (Partschinser Wasserfall)

Только внизу очень грязно, потому что от водопада летит водяная пыль, и земля постоянно раскисшая. И объектив, как подходишь поближе, сразу весь покрывается капельками воды.

Высота его 97 метров. Весной, когда снег в горах тает, или после сильных ливней расход воды тут составляет до 10 кубометров в секунду. Так немецкая Википедия пишет. Тогда тут совсем впечатляет, наверное. А сейчас и кубометра явно нет. Это ведь та самая речушка, вдоль которой я чуть раньше к подъёмнику шёл.

Кстати о подъёмниках. В районе водопада я обнаружил множество маленьких частных подъёмничков. Стоит в горах домик, а при нём подъёмник на пару человек максимум или груз какой нужный подвезти. Дороги там есть, но очень они неудобные.

Полезная штука BrixenCard, что ни говори. Не высчитываешь, как сэкономить на транспорте, а просто ездишь, сколько заблагорассудится из соображений удобства. Насмотреться на водопад заняло 3 поездки (сначала на самый верх, потом к подножию, потом обратно в Парчинс. Солнце явно уже начало клониться к вечеру.

Что тут есть хорошего. Во-первых, есть Петропавловская церковь (Pfarrkirche St. Peter und Paul) 1502 года постройки.


Но колокольня узнаваемого «меранского» вида, сдаётся мне, новее

А самая главная достопримечательность – это, наверное, музей пишущих машин.


Schreibmaschinenmuseum

В этот музей я точно даже не собирался. Пишмашинки не гудят и по рельсам не ездят, так что особой привязанности к ним я не питаю. Да и халявы тут нет вовсе.

Италия на Майнхардштрассе


Угол Rennweg и Laubengasse

Больших планов на Меран у меня не было (практически всё интересное тут я уже видел), но мысль поужинать в моей любимой :) траттории мне казалась очень даже удачной. Ну да, только раз я там ел. Но ведь мне понравилось! И да, она работает, знакомый колоритный трактирщик на посту. Но пока надо нагулять аппетит, потому что есть ещё не хочется, да и вообще рановато по итальянским-то меркам.


Лаубенгассе – главный торговый променад

Кирха Св. Николая, к которой эта улица выводит мне тоже, прямо скажем, не внове. Но всегда можно найти что-то, на что раньше не обратил внимание.


Небольшой некрополь на задворках кирхи


Роспись в галерее под колокольней (той самой, с двумя курантами)


Leonardo da Vinci-Straße (сказать по правде, итальянское название
Via Leonardo da Vinci выглядит как-то… органичнее что ли

Да, в 2011 году я уже эту улицу фотографировал. Но нынче получилось намного лучше. Для сравнения.


2011

Да, вот что Lightroom животворящий делает :).


А это площадь Зандплац, где мне в прошлом году
на день рождения праздничный концерт давали

Я неторопливо сделал кружочек по городу и вернулся почти как настоящий итальянец, без 10 минут 7. Подхожу к трактирщику, спрашиваю, как насчёт поужинать. И что вы думаете? «Рано, – говорит, – через 10 минут приходи». Неожиданная пунктуальность.

Всё закончилось хорошо, разумеется. Всего 11 евро, и я сыт, пьян и доволен. Ну, насчёт «пьян» приврал: стандартная итальянская четвертушка вина меня только радует, но сознание сколько-нибудь заметно не застит. Итальянская кухня рулит, что бы там ни говорил мой тирольский патриотизм. Не верите в тирольский патриотизм? А у меня и доказательство припасено.


Думаете, это Гарибальди? А вот и нет, это Андреас Гофер,
тирольский народный герой. В скверике напротив вокзала стоит

Обратно ехал прямым поездом Меран – Инсбрук. И такой есть, оказывается. Так сказать, от нашего Тироля (а под Мераном, напомню, Тироль в одноименном замке и начинался) – вашему Тиролю.

И как-то совсем незаметно пролетели мои очередные южнотирольские дни.


< Плозе Верона >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.