Всё ещё 17 апреля 2019 (среда). Пальманова

Философы начиная с самых первых, древнегреческих, размышляли о том, каков должен быть идеальный город. Касательно как его социального устройства, так и архитектурной планировки, поскольку взаимосвязь между этими сторонами городского бытия очевидна. Литературные труды Кампанеллы и Бэкона стали достоянием истории в виде памятников человеческой мысли, а в прагматичной Венеции пошли дальше и решили реализовать идею идеального города на практике. Построить оптимальный город-укрепление.

На пике могущества Светлейшей республики, в 1593 году был основан город Пальманова, в проект которого были заложены самые современные представления о фортификации и городском благоустройстве. Одного взгляда на карту или спутниковый снимок города достаточно, чтобы, как минимум, заинтересоваться. В моём же случае – очень сильно захотеть посмотреть на это своими глазами.

Шестиугольник центральной площади «перерастает» в правильный 9-угольник, окружённый 9 бастионами в углах. Трое ворот, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Разве не поразительно? Торжество поверки гармонии алгеброй. Точнее, геометрией. Действительно, торжество: окажись такое решение неудачным, оно непременно было бы порушено в последующие века. Но этого не произошло. В плане организации городского пространства Пальманова за 400 с лишним лет существенных изменений не претерпела.


Городской план предположительно 1600 года

Основная заслуга в создании Пальмановы принадлежит военному инженеру и генералу от артиллерии Джулио Саворньяну, происходящему из знатной фриулийской семьи (настолько знатной и фриулийской, что их герб совпадает с щитом герба Удине). Ему принадлежит основа проекта, но до реализации своего замысла он не дожил, умерев в 1595 году в весьма почтенном возрасте.

Первоначально город назывался Пальма, поскольку пальма была символом победы, а новую крепость заложили в честь годовщины победы при Лепанто. Той самой, где отличился мой любимый оксюморон Дон Хуан Австрийский. Изменил название Наполеон после того, как по его распоряжению были добавлены внешние укрепления (реданы), на облик города, впрочем, нимало не повлиявшие. Да и на его военную судьбу тоже. Как и в случае другой весьма навороченной крепости, Франценсфесте, Пальму-Пальманову никто всерьёз не штурмовал и не осаждал. Все её переходы из рук в руки происходили исключительно мирно. Максимум, итальянцы при отступлении во время первой мировой постарались сжечь что смогли. Полагаю, Пальманова и задумывалась не как крепость, способная удержать основные силы противника (это же не горная долина, а совершенно плоская местность), а как хорошо укреплённая военная база, имеющая важное, но вспомогательное значение для действий полевой армии.

Десантировался я на железнодорожной стании, которая находится к западу от крепости. На автобусе можно было бы подъехать ближе, но задумка была именно в том, чтобы подойти снаружи и неторопливо рассмотреть, как оно тут всё устроено.


Это растение с пышными розовыми цветками я хорошо помню
ещё по Сербии, но с тех пор так и не выяснил, что это такое


Акведук, пересекающий ров между укреплениями

Ныне в Пальманове вполне обычный водопровод.

И «природная» вода не подаётся в город, а вытекает через открытый запор в канаву.

И мирно себе течёт по буколистической местности, в которой почти ничего не напоминает о том, что находишься посреди когда-то грозной крепости.

Даже живность кое-какая тут обитает.


Эти птички, которых я условно называю «шарлоттенбургскими драчунами»,
то и дело попадаются на глаза в Европе

Дорога со стороны станции заходит в город через Удинезские ворота…


Porta Udine

… но я пока решил прогуляться вдоль основной стены. Состояние её удручающее.

Если камень худо-бедно держится, то наружный слой кирпичной кладки наклонной стены за века кое-где выкрошился полностью.

А ведь тут у нас с 2017 года целое Всемирное наследие ЮНЕСКО – «Венецианские оборонительные сооружения XVI—XVII веков», не Мюрат с понюшки табаку чихнул. Я, так уж получилось, в Бергамо к этому объекту уже приобщился. Но это было ещё до решения ЮНЕСКО.


Чивидальские ворота (Porta Cividale) – на восток-северо-востоке

Тут я уже вошёл в город. Это не так уж просто, между прочим.  Ворота узкие, и ходить через них одновременно с проезжающими машинами опасно. Поэтому для пешеходов на воротах сделан отдельный светофор. Нажимаешь, и когда тебе загорается зелёный, можно идти. Машины в это время ни в одну сторону ехать не будут. Но идти нужно быстро, чтобы успеть миновать ворота: они двойные с внутренним двориком.


Межворотье

Это уже не Чивидальские ворота, а третьи, южные. Аквилейские.


Porta Aquileia

В городе смореть особо не на что, кроме главной шестиугольной площади – Пьяцца Гранде («Большая/Великая площадь»).


Панорама Пьяцца Гранде (центр соответствует направлению на Порта-Чивидале)

Что у нас тут… Заметнее всего, конечно, огромный флагшток в центре. Вроде того, что был в Кьодже, только с флагом.

В основании флаштока, скорее всего, бывший фонтан, куда и подавалась вода из незадействованного нынче акведука.

Хотя откуда тут могла течь вода? Непонятно. Возможно, это колодец.

Из зданий по периметру Пьяцца-Гранде выделяется белокаменный местный дуомо.


Chiesa del Santissimo Redentore (1636)

Вообще, для туристов тут есть музей. В том числе можно посмотреть некоторые укрепления изнутри. Но он, насколько я выяснил, обычно работает только до обеда. Да и задержись я в Пальманове, задержаться из-за расписания автобусов пришлось бы крепко. А на поезде в Градо не уедешь по причине отсутствия там железной дороги. Так что из атрракционов я изведал только выставку машин, подобные которым ипользовались при строительстве укреплений Пальмы.

Ещё мороженого поел с видом на всю эту красоту. Поскольку, во-первых, проголодался и не обедал (орешки, впрочем, ещё оставались). Во-вторых, было жарко, а у меня за плечами ещё и рюкзак с двумя бутылками вина, килограммом сыра  и прочими вкусностями, купленными в Conad’е в Удине. В Градо в плане магазинов ничего толкового не нашлось в разумной близости, кроме весьма завалящего DeSpar. Что странно для курортного города. В третьих, разок за поездку я вкусное итальянское мороженое себе позволяю. Но только вкусное. На граниту (исключительно настоящую сицилийскую) это не распространяется; её можно хоть каждый день.


Борго Аквилея (улица, ведущая от площади на юг)


Пороховой склад наполеоновской эпохи (ныне выставочный зал)

Тут неподалёку уже и автобус останавливается, следующий из Удине в Градо. Пальманова, может, и не так богата интересным, как Удине, но своей пары-тройки часов ещё как стоит. Ибо необычна.


< Удине Солнечная Венеция >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *